Информация из: "Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. Т. 2." Любов — Ящук/Пред. ред. Коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988.:
"МАКАРОВ
Николай
Григорьевич
род. 25.12.1917 в г. Сердобск ныне Пензен. обл. Русский. Член КПСС с 1942. Окончил 7 классов и вет. техникум. Работал зоотехником. В Сов. Армии с 1937. Окончил Энгельсское воен. авиац. училище в 1940.
Участник Вел. Отеч. войны с июня 1941. Ком-р эскадрильи 826-го штурм. авиац. полка (335-я штурм. авиац. див., 3-я возд. армия, 1-й Прибалт. фронт) майор М. к марту 1945 совершил 115 боевых вылетов, нанося удары по живой силе, боевой технике и трансп. магистралям пр-ка. Звание Героя Сов. Союза присвоено 29.6.45.
До 1958 полковник М. продолжал службу в армии. Жил в Бресте, работал пред. гор. комитета ДОСААФ. Нагр. орд. Ленина, 3 орд. Красного Знамени, орд. Александра Невского, Отечественной войны 1 ст., Красной Звезды, медалями. Умер 15.5.1974.
Лит.: 302/300—301; 889/121."
МАКАРОВ Николай Григорьевич. Герой Советского Союза.
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться12010-10-23 21:47:07
Поделиться22010-12-30 18:54:59
На сайте "Герои страны" http://www.warheroes.ru информация не найдена.
Поделиться32014-01-21 13:42:40
Информация с сайта http://oldserdobsk.ru/index.php/1045.html :
"Макаров Николай Григорьевич (1917—1974)
Николай Макаров Григорьевич родился 25 декабря 1917 года в крестьянской семье города Сердобск Саратовской губернии. Окончил семь классов школы, ветеринарный техникум, работал зоотехником. В 1937 году призван в РККА. В 1940 году окончил военно-авиационное училище в городе Энгельсе. Испытал самые тяжелые первые годы войны Николай Григорьевич Макаров удостоен звания Героя Советского Союза 29 июня 1945 года. Он командовал авиационной эскадрильей штурмовиков на 3-м Белорусском фронте. Прошел большой путь, полный опасности. Воронежский, Калининский, 1-й Прибалтийский фронты. Совершил 115 боевых вылетов, провел 15 воздушных боев. На его счету 18 уничтоженных танков, 90 автомашин, 80 повозок, 14 полевых орудий, 6 складов боеприпасов, 500 солдат и офицеров. Коммунист с 1942 года, он подтвердил свою любовь к Родине. Только в 1957 году ушел в отставку. Полковник. Жил в городе Бресте, работал там после войны председателем комитета ДОСААФ. Награжден орденом Ленина, тремя орденами красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Умер 15 мая 1974 года, похоронен на Гарнизонном кладбище в городе Бресте. В городе Сердобске в его честь названа улица. В музее Сельхозтехникума его ратным делам посвящен стенд."
Поделиться42015-04-22 23:32:07
Информация на сайте "Герои страны":
Макаров Николай Григорьевич
25.12.1917 - 15.05.1974
Герой Советского СоюзаДаты указов
1. 29.06.1945
Медаль № 6949
Орден Ленина № 51357Памятники
Надгробный памятникМакаров Николай Григорьевич - командир эскадрильи 826-го штурмового Витебского авиационного полка 335-й штурмовой Витебской авиационной дивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, майор.
Родился 25 декабря 1917 года в городе Сердобск ныне Пензенской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов и ветеринарный техникум. Работал зоотехником.
В Красной Армии с 1937 года. В 1940 году окончил Энгельсское военное авиационное училище. Служил лётчиком в 66-м штурмовом авиационном полку 15-й смешанной авиационной дивизии 6-й армии Киевского особого военного округа (КОВО).
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал лётчиком, командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи на Юго-Западном, Воронежском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
Участвовал:
- в приграничных оборонительных боях на Украине – в 1941 году;
- в Воронежско-Касторненской и Харьковской операциях, в Духовщинской, Невельской и Городокской операциях – в 1943 году;
- в боях за город Витебск, в Белорусской, Рижской и Мемельской операциях, в том числе в освобождении городов Полоцк, Паневежис, Шяуляй, Кретинген (Кретинга), Мемель (Клайпеда) – в 1944 году;
- в боях по разгрому Курляндской группировки врага, в Кенигсбергской и Земландской операциях – в 1945 году.Командир эскадрильи 826-го штурмового авиаполка (335-я шад, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), майор Макаров к марту 1945 совершил 115 боевых вылетов, нанося удары по живой силе, боевой технике и транспортным магистралям противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Макарову Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 51357) и медали «Золотая Звезда» (№ 6949).
До 1958 полковник Н.Г. Макаров продолжал службу в армии. Командовал авиационным полком в Белорусском военном округе (БелВО).
Жил в городе Брест, работал председателем городского комитета ДОСААФ. Умер 15 мая 1974 года. Похоронен на Гарнизонном кладбище в Бресте.
Награждён орденом Ленина (29.06.1945), 3 орденами Красного Знамени (20.04.1943; 5.07.1944; 14.03.1945), орденами Александра Невского (1.11.1944), Отечественной войны 1-й степени (10.12.1943), Красной Звезды (30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (6.11.1947), другими медалями.
После окончания Энгельсского военного авиационного училища лейтенант Макаров был направлен для прохождения службы в Киевский особый военный округ, где на самолёте И-15 бис нёс боевую вахту по охране воздушных рубежей страны в Львовском выступе.
Великую Отечественную войну Николай Макаров встретил в составе своего 66-го штурмового авиаполка 15-й смешанной авиадивизии 6-й армии Юго-Западного фронта. Полк базировался в Комарно, Куровице и имел на вооружении 58 самолетов И-15бис, а также 5 Ил-2, ещё не освоенных лётчиками. 22 июня 1941 года в результате первого же налёта авиации противника на аэродром Куровице было выведено из строя 36 самолётов. Большинство лётчиков, оказавшихся без техники, в том числе и Макаров , были отправлены в тыл, так и не сделав ни одного боевого вылета.
Обидно было Николаю, что ничего не может сделать, когда эшелон, в котором ехала группа лётчиков на восток, южнее Киева подвергся вражеской бомбардировке. Ещё обиднее оказалось то, что больше года лейтенант Макаров провёл в запасном тыловом авиаполку, где, тем не менее, он в совершенстве освоил грозную машину – штурмовик Ил-2. Наконец, в конце 1942 года его зачислили старшим лётчиком в состав 826-го штурмового полка 291-й штурмовой авиадивизии. В первые дни января 1943 года дивизия в полном составе перебазировалась на Воронежский фронт, где шла усиленная подготовка к крупномасштабному наступлению.
С первого же дня Воронежско-Касторненской операции заместитель по политчасти командира 2-й эскадрильи 826-го штурмового авиаполка лейтенант Макаров стал вылетать на штурмовку вражеских войск. Так 16 января 1943 года на большаке Синие Липяги – Горшечное он уничтожил 4 автомашины, 8 повозок и 20 гитлеровцев. 18 января при штурмовке отступающих вражеских войск в районе Татариново – Ольхов Лог – Каменка уничтожил 10 повозок и до 100 гитлеровцев.
Стремительно развивающееся наступление войск Воронежского фронта и разгром гитлеровцев в районе Острогожска и Алексеевки, позволили советским войскам завязать бои на Харьковском направлении. На штурмовку позиций противника на подступах к Харькову лейтенант Макаров совершил несколько боевых вылетов. 12 марта 1943 года он на станции Дергачи и в селе Полевое уничтожил 2 вражеских танка, 3 автомашины и 15 гитлеровцев. За большой личный вклад в разгром врага в ходе Воронежско-Касторненской и Харьковской операций лейтенант Макаров в апреле 1943 года был награждён орденом Красного Знамени.
Летом 1943 года авиаполк, в котором воевал Макаров , был переведён на Калининский фронт. В августе 1943 года здесь началась Духовщинская операция, в ходе которой командир звена старший лейтенант Макаров неоднократно водил группы Ил-2 на штурмовку вражеских позиций в районе города Духовщина, а затем – на вражеские колонны, отступающие по дорогам на Смоленск и Витебск.
В октябре 1943 года штурмовая авиация Калининского фронта поддерживала прорыв 2-го гвардейского стрелкового корпуса в Невельской и Городокской операциях. В эти дни Макаров водил группы штурмовиков на вражеские позиции в район Невельского шоссе и озера Езерище, где оборонялись гренадёрские полки 20-й танковой дивизии противника. В районе Езерища образовалась, так называемая, «невельская бутылка», горловину которой постоянно атаковали большие вражеские силы. В район этой горловины Макаров водил группы штурмовиков, лётчики совершали налёты на вражеские танки и артиллерийские батареи. В результате осенних операций войска Калининского (1-го Прибалтийского) фронта вышли на реки Оболь и Заронок – на дальние подступы к городу Полоцк. Врагу удалось удержать в своих руках Витебск, в район которого старший лейтенант Макаров в декабре 1943 и начале 1944 года совершил целый ряд разведывательных полётов. За отличие в ходе Невельской и Городокской операций он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
К лету 1944 года советское командование подготовило грандиозную операцию по освобождении Белоруссии и Прибалтики. В полосе 1-го Прибалтийского фронта она началась 23 июня 1944 года. В эти дни большая работа выпала на долю эскадрильи капитана Макарова . Он по нескольку раз в день водил группы самолётов на штурмовку вражеских позиций в районы северо-западнее и западнее Витебска. Так, 25 июня 1944 года уже в воздухе он получил сообщение станции наведения о 2-х опорных узлах сопротивления противника в районе посёлка Бешенковичи. Передав приказ командиру второй пятёрки лейтенанту Сологуб штурмовать населённый пункт, сам со своей группой обрушился на высоту, где сосредоточились вражеские танки. Большой урон, нанесённый врагу, помог нашим танкам сломить сопротивление этих 2-х узлов вражеской обороны. В последующие дни Макаров летал на задания в район города Полоцк. За освобождение этого города он был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В июле 1944 года линия фронта переместилась на территорию Литвы и Латвии. В эти дни эскадрилья Макарова выполняла боевые задания по подавлению очагов вражеской обороны в районе городов Даугавпилс, Паневежис, способствуя стрелковым подразделениям успешно продвигаться на Рижском направлении. Но в середине августа 1944 года гитлеровское командование собрало большие танковые силы, которые в нескольких местах стали мощно контратаковать далеко ушедшие на запад наши войска. Тяжёлые оборонительные бои развернулись в районе города Шяуляй. В этот район неоднократно вылетали лётчики Макарова . 17 августа 1944 года он вылетел ведущим восьмёрки Ил-2 и обнаружил колонну вражеских танков на марше. Встав в круг, лётчики 20 минут штурмовали колонну, в результате чего было уничтожено 5 танков и до 40 гитлеровцев.
25 августа 1944 года после штурмовки вражеских танков в районе города Ауцэ, группа Макарова подверглась атаке 32-х вражеских истребителей ФВ-190. Самолёт Макарова одновременно атаковало 8 «фоккеров». Умело маневрируя, командир отбил все атаки, а воздушный стрелок сбил одного «фоккера».
В октябре 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта вели бои на Мемельском направлении. Необходимо было выйти на берег Балтийского моря и отрезать вражеские войска, окопавшиеся в Курляндии, от Восточной Пруссии. В этих боях участвовал к капитан Макаров . Во время вылета 9 октября 1944 года он обнаружил в районе станции Кретинген железнодорожный состав. Встав в пеленг, группа начала атаку. Лично Макаров снарядами РС-82 взорвал паровоз, обездвижив состав, а группа подожгла 4 вагона, от огня последовало 2 сильных взрыва. Несмотря на атаку 18 ФВ-190, лётчики умело отразили налёт врага и без потерь возвратились на свой аэродром.
14 октября 1944 года при штурмовке вражеских позиций в районе города Мемель самолёт Макарова был повреждён огнём вражеской зенитки. Прямым попаданием были пробиты стабилизатор, руль поворота и тяга руля. Несмотря на это, Макаров сделал 2 захода на цель, но до своего аэродрома дотянуть не смог. Пришлось ему выбрасываться с парашютом. За отличие в ходе Мемельской операции капитан Макаров был награждён орденом Александра Невского.
В результате выхода советских войск на берег моря в районе Паланги вражеская группировка в Курляндии была изолирована. Начались бои по её уничтожению. В этих боях участвовала эскадрилья майора Макарова . 21 декабря 1944 года налётом на передний край вражеской обороны в районе города Салдус лётчики его эскадрильи помогли нашим наземным войскам овладеть вражескими траншеями.
Через 2 дня, 23 декабря, в районе того же города Салдус самолёт Макарова снова был подбит зенитками. Были пробиты плоскость и мотор. Пришлось на неисправном самолёте возвращаться. Но уже над нашей территорией на высоте 50 метров мотор в самолёте Макарова заглох, и лётчик посадил машину с неработающим мотором. Экипаж не успел отбежать от самолёта, когда взорвался снаряд РС-132. От обломков самолёта лётчики получили несерьёзные ушибы и уже через 2 дня снова были в строю.
6 февраля 1945 года в районе города Скрунда группа майора Макарова настигла колонну вражеской техники. Полёту и штурмовке мешал густой туман, но лётчиков это не остановило. 10 горящих вражеских машин лётчики оставили на дороге. За отличие в боях с Курляндской группировкой майор Макаров был награждён третьим орденом Красного Знамени.
В марте 1945 года полк Макарова перевели на главное, Кенигсбергское направление. Последние свои боевые вылеты в войне майор Макаров выполнил на штурмовку вражеских войск в район Кёнигсберга и опорных пунктов на Земландском полуострове.
К концу войны майор Макаров совершил 115 боевых вылетов, в которых уничтожил 8 танков, 90 автомашин, 80 конных повозок, 1 паровоз, 15 вагонов, 14 орудий полевой артиллерии, 6 складов с боеприпасами, подавил огонь 32 огневых точек, создал 25 очагов пожаров, расстрелял до 500 гитлеровцев. За такой внушительный послужной список он был представлен к званию Героя Советского Союза.
После войны Николай Григорьевич Макаров командовал эскадрильей и полком в Белорусском военном округе. После выхода в запас в 1958 году поселился в городе Брест, где до конца своей жизни руководил городским комитетом ДОСААФ.
Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)
Источники
Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
Поделиться52015-10-25 23:18:44
http://www.serdobsky.ru/news-7-4434.html
Мастер штурмовых ударов
Он родился 25 декабря 1917 года в селе Софьино в семье рабочего. У Макаровых было 7 детей, 4 из них - непосредственные участники Великой Отечественной войны. В 1933 году после окончания семилетки в школе № 2 он поступил в Сердобский зоотехникум, который закончил в 1937 году. Но юношу больше влекла техника, самолеты. Он твердо решил стать летчиком. По специальному комсомольскому набору в этом же году Николай Григорьевич поступил в военное авиационное училище в Энгельсе, которое закончил в 1940 году.
Утро 22 июня 1941 года летчик Макаров встретил под Киевом, где базировался авиаполк. Была мирная, тихая украинская ночь, наполненная густым настоем дурманящих запахов и соловьиными трелями. Впереди был выходной, и спать не хотелось. До утра молодые летчики пропели песни, пробалагурили и промечтали. А с первыми лучами солнца в небе раздался гул самолета. Так Николай Григорьевич встретил войну.
В том суровом памятном году воевать приходилось очень тяжело. У молодых летчиков не было еще большого навыка в летном деле, и в то же время в небе всюду господствовали немецкие стервятники. Хочешь, не хочешь, а случалось завязывать бой одному советскому летчику с превосходящими вражескими силами.
Осенью 1941 года Макарова с товарищами послали в запасной авиационный полк. Здесь они принялись за изучение новой авиационной техники - самолета-штурмовика ИЛ-2. После учебы, в 1942 году, Николая Григорьевича направили командиром звена 826-го штурмового авиационного полка, ставшего для него боевой семьей, в которой он мужал, повышал боевое мастерство и совершал выдающиеся подвиги.Так в тяжелых боях и прошло два года, когда наступил окончательный перелом в войне. Теперь уже советские войска стали гнать фашистов всюду со своей земли.
Позади остались битва под Москвой, опаленный Сталинград, Курская коса. Возмужал и летчик Макаров. Из молодого и неопытного он превратился в настоящего аса штурмовых атак, волевого, мужественного офицера, заместителя эскадрильи, коммуниста. Теперь уже на земле и в воздухе господство было наше, советское.
Старший лейтенант Макаров со своими орлами часто совершал успешные и боевые вылеты.
Из боевой характеристики на зам. командира эскадрильи 826-го штурмового авиационного полка ст. лейтенанта Макарова Н. Г.:
"… Лично сам произвел 14 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника. Эскадрилья произвела 103 боевых вылета без единого происшествия и потерь ориентировок.
За отличную организацию боевой работы эскадрильи и личное мужество и отвагу…тов. Макаров награжден орденом Красного знамени.
С 25.8.43 г. Макаров находится на Первом Прибалтийском фронте в составе 826 ШАП. В должности зам. командира АЭ произвел 22 боевых вылета на штурмовку переднего края обороны противника и подходящим резервам по дорогам. Летая в район Духовщины, Лиозно, Корешки, Валеж… уничтожил и повредил до 20 автомашин, 15 повозок, 12 вагонов с войсками и грузами, создал 5 очагов пожара складов с боеприпасами и продовольствием, 1 паровоз, уничтожил до 20 солдат и офицеров противника.… Техника пилотирования отличная. Водит группы от 4 до 8 самолётов. Случаев потери ориентировки не было. Штурманская подготовка отличная. В бою тов. Макаров ведет себя смело, решительно, отважно. В трудный момент помогает товарищам. Дисциплинирован, морально устойчив. Идеологически выдержан.
Командир 2 АЭ капитан Криль. 31 декабря 1943 г."
Однажды командир эскадрильи Криль, вернувшись из штаба, сообщил Николаю Григорьевичу о полете. Было это в районе Бешенковичей на белорусской земле. И такое же было утро, как в том 1941-м году. Но только первый день войны озарился пожарищами мирных городов, тоской и болью в сердце за свою беспомощность наказать лютого врага, теперь день светился победой, местью за поруганную землю и горе миллионов людей, верой в окончательный исход. Штурмовики шли ровным строем. Макаров дал команду своим летчикам, и его ИЛ-2 рванулся вверх. Эскадрилья устремилась за ним. Набрали определенную высоту и тут же - в пике. Выход был точный. Впереди наших "летающих танков" открылись вражеские позиции. Советские летчики делами заход за заходом на врага и расстреливали его из пулеметов, сбрасывали бомбы. Всюду бушевало пламя, метались обезумевшие, оставшиеся в живых фашисты, горели их "фердинанды" и "тигры".
Усталые, но радостные советские летчики возвратились на свой аэродром, а когда отдохнули, снова отправились в бой. Сколько их было, таких боев - изнурительных, тяжелых.
Жена Николая Григорьевича вспоминала о том, как она служила радисткой в той же дивизии, в которой воевал ее муж. "Часто мы провожали с тревогой летчиков на боевое задание. С беспокойством я ждала, волновалась, когда они прилетят. Плакала по тем, кто не возвращался. Много пережила за годы войны, но по сравнению с летчиками - это лишь капля в море. На своих "ИЛах" они делали по нескольку вылетов в день, и часто мы диву давались, как можно, будучи раненым или на пораненном штурмовике, дотянуть до аэродрома. Все тогда знали, что Макаров был хладнокровным, решительным, смелым. Его, как правило, посылали на особо сложные задания, и он с честью выполнял их. Говорю это не как жена, а как очевидец".
Николай Григорьевич Макаров воевал до последнего командиром авиационной эскадрильи 826-го штурмового авиационного полка 335-ой штурмовой дивизии 3-й воздушной армии Третьего Белорусского фронта. Завершил войну в звании майора.
Он совершил 115 успешных боевых вылетов, провел 15 воздушных боев. Отважный ас уничтожил 8 танков, до 90 автомашин, 80 повозок, 14 полевых орудий, взорвал 6 складов с боеприпасами, подавил 30 огневых точек, создал 25 очагов пожаров, уничтожил до 500 солдат и офицеров противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Николай Григорьевич длительное время служил в армии, в 1957 году в звании подполковника вышел в отставку. Жил в городе Бресте, работал в областном комитете ДОСААФ. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны первой степени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Умер в 1974 году.
Решением Сердобского горисполкома в жилом районе "Березки" одна из улиц названа именем Героя. На доме по улице Макарова 1/17 вывешена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Николая Григорьевича Макарова.
Поделиться62016-05-10 12:29:14
https://infourok.ru/vneklassnoe-meropri … 60662.html
бюст на Аллее героев, г. Сердобск
фото учителя Александровой Т. А. и ученицы 9б класса лицея №2 Корниенко Виолетты. Апрель 2015