02.02.2014
Педагог, журналист, поэт
Мы не властны над временем. И чем дольше живем, тем слабее наша память, тем больше забываем имен, дат и фактов. Но есть имена, которые мы не вправе предавать забвению. К ним относится и имя нашего земляка, русского поэта Серафима Алексеевича Давыдова, которому в феврале этого года исполнилось бы 110 лет. Он более 30 лет преподавал русский язык и литературу в средней школе №1 г. Сердобска.Впервые я увидел его десятилетним мальчишкой весной 1955 года. Мы с папой стояли около дома, в котором жили уже несколько месяцев, а по противоположной стороне улицы не спеша шел высокий представительный мужчина с портфелем. Глядя на него, папа сказал: "Запомни, сынок, это - сердобский поэт Давыдов". И столько в его словах было восхищения и гордости, что этот момент остался в моей памяти на всю жизнь. Затем я часто встречал Серафима Алексеевича. Он преподавал в соседней школе и на уроки ходил мимо нашего дома. Но разве мог я предположить тогда, что через 12 лет судьба сведет нас?..Еще до ухода на службу, да и в армии я пробовал писать стихи. Но получалось слабо. Вот как писал в 1967 году о моем творчестве в газете "Молодой ленинец" писатель М.Вайнер: "Володя Бахарев сочинял свои песни-стихи под гитару как Бог на душу положит. Не имел никакого представления о том, как делаются стихи. Законы стихосложения он постигает сейчас в литературной группе." И руководителем этого кружка, в который я пришел сразу после армии, был поэт Серафим Давыдов.Находясь на заслуженном отдыхе, зимой 1967 года Серафим Алексеевич организовал при Доме культуры часового завода литературный кружок "Родник", в котором занимались влюбленные в литературу сердобчане. Он прекрасно разбирался в русской и всемирной литературе, теории стихосложения, методике преподавания, обладал отличной памятью (роман в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" знал наизусть) и охотно делился своими знаниями с начинающими поэтами и прозаиками.Каждое воскресенье, а в дальнейшем и в среду, литкружковцы собирались в читальном зале библиотеки и по нескольку часов вели откровенные разговоры о творчестве того или иного автора, новинках литературы, изучали теорию стихосложения, международный язык эсперанто, на котором Серафим Давыдов не только свободно разговаривал, но и писал стихи. Здесь же разбирались и наши вирши. Убеленный сединами руководитель внимательно выслушивал каждого, умело направлял обсуждение в нужное русло, отмечал положительные моменты произведений (образы, эпитеты, ритмы, рифмы и т.п.) и недостатки. Подсказывал, как их устранить, учил видеть образы, чувствовать слово, советовал упорно искать свой поэтический голос, а не пересказывать уже известное, чужое. Вот как об этом говорил Серафим Алексеевич в одной из своих статей для газеты: "Литкружковцы читают свои новые стихи, рассказы, которые мы горячо обсуждаем: спорим, критикуем недостатки, радуемся поэтическим находкам. Ведь тот, кто не умеет радоваться малому, не научится ценить большое. Главное для нас - творчество, работа над языком, совершенствованием мастерства. Ведь оно не дается сразу, это труднейшее мастерство слова. А наши поэты стремятся писать так, чтобы их стихи были светлыми, чистыми и глубокими, как родник."Занятия кружка всегда проходили очень интересно и содержательно. Постоянно менялись формы и методы общения. Наш наставник мог заинтересовать любую категорию слушателей. А аудитория была очень разнообразной: от школьников и студентов (Гальянов, Виноградова, Фидлер) до рабочих и пенсионеров (Шмагин, Пименов, Бабин). Каждому из нас он находил слова одобрения и поддержки. Завороженные, мы слушали учителя, восхищаясь его энциклопедическими знаниями и умением вести занятия. Ученицы В.Виноградова и Л.Скоркина неоднократно признавались, что после "уроков литературы Давыдова" им неинтересно слушать уроки школьных учителей.Надо отметить и то, что начинающие поэты и прозаики регулярно делились своими творческими находками со слушателями в цехах заводов, учебных заведениях города, публиковали стихи и рассказы на страницах областных и районной газет, выступали по пензенскому телевидению, организовывали лекции по современной литературе, вечера дискуссионного характера, посвященные советским писателям, вопросам современной поэзии. Так, например, в марте 1969 года в районном Доме культуры силами литкружковцев "Родник" и участников самодеятельного академического хора под руководством почетного члена Всероссийского хорового общества Ивана Дмитриевича Сапрыгина был дан литературно-музыкальный концерт. В течение двух часов читались стихи, исполнялись песни, созданные сердобскими поэтами и композиторами.Усилиями руководителя кружка были налажены творческие связи с пензенской писательской организацией. На занятия в "Родник" неоднократно приезжали писатели Владимир Садовский, Олег Савин, Михаил Вайнер, Николай Почивалин, поэт Андрей Лядов и другие. Они без всяких скидок глубоко анализировали наши произведения, давали дельные советы. Так Андрей Лядов учил нас: "Поэт должен отражать в стихах свое видение мира, иметь свой, не похожий на других, облик, настойчиво овладевать ремеслом поэта, добиваться мастерства. Зоркость глаза, чуткость сердца, пытливость мысли - эти три качества поэта, слитые воедино, и делают стихи настоящей поэзией".Три года в литкружке Давыдова я постигал азы стихосложения, а затем семья и учеба в Саратове не позволили мне посещать его, хотя "Родник" продолжал работать еще два года.Для Серафима Алексеевича последнее десятилетие жизни (70-е годы прошлого столетья) стало самым трагическим. Оставшись один, без семьи, он стал выпивать. Однажды в пьяном виде совершил преступление и был осужден. После амнистии вернулся в Сердобск и последние годы жил в семье дочери Людмилы Молчановой. Продолжал писать, но его не печатали.Моя последняя встреча с учителем состоялась за два месяца до его смерти в сентябре 1980 года. Узнав от зятя Серафима Алексеевича, что его тесть болен, я навестил своего поэтического наставника. За время, что мы не виделись, а это 4-5 лет, он заметно сдал (шел ему 77-й год), но был очень рад гостю. Разговор сразу же зашел о поэзии. Он расспрашивал о моих творческих планах, жаловался, что районная газета, с которой он сотрудничал более 30 лет, не печатает его. Зная, что я работаю в горкоме партии, просил помочь опубликовать стихотворение "Город мой на Сердобе", написанное специально к 200-летию города Сердобска, которое отмечалось в ноябре 1980 года. Что я мог сделать? Время было советское, и судимых не публиковали. Но чтобы не обидеть больного пообещал, что данное стихотворение со временем увидит свет.Наступило другое время. Печатать стало можно все и всех. Были бы деньги. Через 19 лет после смерти поэта я сдержал свое слово и включил последнее его стихотворение в сборник стихов Серафима Алексеевича "Избранное", который подготовил, нашел денег и издал тысячным тиражом в 1999 году. Большую помощь в работе над данной книгой оказали О.Савин и Н.Куленко. Впоследствии стихи С.Давыдова публиковались в сборниках сердобских поэтов и прозаиков "Солнцеворот" (2004 г.) и "Звездопад" (2007 г.), в антологии пензенской военной поэзии "А памяти вечен огонь…" (составитель О.Савин 2005 г.).Радует то, что помнят о поэте и в учебных заведениях Сердобского района. На уроках краеведения школьники изучают его стихи. То в одной, то в другой школе Сердобска проходят научно-практические конференции "Старт в науку". Ученики интересуются судьбой поэта, изучают его биографию, пишут доклады и рефераты о творчестве земляка. Один из них подготовили ученики школы №6 имени Н.В.Кузьмина Максим Морин и Наталья Сазонова. " ВСЕ РОДНОЕ МНЕ ДО СЛЕЗ"(отрывок)Старшее поколение сердобчан помнит этого яркого, самобытного человека. По отзывам учеников, он был учителем от Бога, влюбленным в русскую словесность. Эта любовь водила пером по стихотворным строчкам, которые он сочинял всю свою сознательную жизнь. О поэте писать и трудно, и легко. Легко - потому, что есть о чем писать, есть подлинный повод, а трудно - потому что все, что хотел, он уже сказал сам, и наилучшим образом. Поэзия Серафима Давыдова чрезвычайно адекватна, подобна бытию. Проще говоря, в ней нет фальши, нет наигрыша, хотя бы невольного. Радость в ней радостна, печаль печальна."Все отдано осени данью.Все в мире идет чередой:В осенней поре увяданья -Побеги весны молодой.Закон неизбежный приемлю:Все минет… И даль мне ясна:Пройду я родимую землю,Как осень пройдет и весна…"Стихи его отличаются выразительностью и художественной простотой. Они звучны, певучи, разнообразны по ритму, согреты большим душевным волнением и подлинной страстью поэта. Каждая строчка дышит горячей преданностью Родине. Образ Родины, России проявляется в них постепенно. Он как-будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи - это чувство безоглядной любви."Где дожди поля оросили,Даль теплынью полна до краев.Это ты моя песня - Россия,Несказанное счастье мое!""Под луной, разгулье вьюг осиля,Синим блеском искрятся снега.Родина, земля моя, Россия:Ты навеки сердцу дорога."Голос Давыдова принадлежит поколению, которое захлестнула война и которое успело-таки хлебнуть лиха сполна. Надев шинель, своими стихами он вселял в людей уверенность, что враг будет непременно уничтожен, и что победа будет за нами. Его поэтическое слово воспитывало в людях патриотизм, мужество и отвагу, звало в бой, на защиту городов и сел. Так в трудном для страны 1941 году он пишет:"Шакалы своры "фюрера",что к нам пришли,Сметем железом, бурею с лица земли!Вставай, в ком сердце молодо, все, как один,Союз серпа и молота непобедим.""Настанет день - а это так же верно,Как солнца неминуемый восход,-Настанет день - фашизма злую своруСметет с земли великий мойнарод."В стихах Серафима Давыдова всегда сильна жажда преображения, преодоления слабости, боли, смерти. Силы же для возрождения дает ему чувство Родины, России. Мысль о ее судьбе - все просветляющая правда в его творчестве. Ненаглядная Россия, прошедшая через страдания и смерть, чувство общей судьбы - общей беды и общего воскрешения - дают поэту право сказать:"Я горжусь, что твой по крови сын я,Что тебе - без громкогопризнанья -Жизнь моя, заря моя - Россия,Верен до последнего дыханья!" В другом стихотворении он пишет:Там, где пули, как дожди косые,Сея гибель, хлещут по врагу,Имя твое нежное, Россия,Как любовь, навеки сберегу."Судьба учила Давыдова - человека и поэта - достоинству и дерзости, любви и ненависти. Сохранить душу и дар помогли вера в добро, верность добру, любовь к своей Родине, родным и близким людям...
Мы не властны над временем. И чем дольше живем, тем слабее наша память, тем больше забываем имен, дат и фактов. Но есть имена, которые мы не вправе предавать забвению. К ним относится и имя нашего земляка, русского поэта Серафима Алексеевича Давыдова, которому в феврале этого года исполнилось бы 110 лет. Он более 30 лет преподавал русский язык и литературу в средней школе №1 г. Сердобска.
Впервые я увидел его десятилетним мальчишкой весной 1955 года. Мы с папой стояли около дома, в котором жили уже несколько месяцев, а по противоположной стороне улицы не спеша шел высокий представительный мужчина с портфелем. Глядя на него, папа сказал: "Запомни, сынок, это - сердобский поэт Давыдов". И столько в его словах было восхищения и гордости, что этот момент остался в моей памяти на всю жизнь. Затем я часто встречал Серафима Алексеевича. Он преподавал в соседней школе и на уроки ходил мимо нашего дома. Но разве мог я предположить тогда, что через 12 лет судьба сведет нас?..
Еще до ухода на службу, да и в армии я пробовал писать стихи. Но получалось слабо. Вот как писал в 1967 году о моем творчестве в газете "Молодой ленинец" писатель М.Вайнер: "Володя Бахарев сочинял свои песни-стихи под гитару как Бог на душу положит. Не имел никакого представления о том, как делаются стихи. Законы стихосложения он постигает сейчас в литературной группе." И руководителем этого кружка, в который я пришел сразу после армии, был поэт Серафим Давыдов.
Находясь на заслуженном отдыхе, зимой 1967 года Серафим Алексеевич организовал при Доме культуры часового завода литературный кружок "Родник", в котором занимались влюбленные в литературу сердобчане. Он прекрасно разбирался в русской и всемирной литературе, теории стихосложения, методике преподавания, обладал отличной памятью (роман в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" знал наизусть) и охотно делился своими знаниями с начинающими поэтами и прозаиками.
Каждое воскресенье, а в дальнейшем и в среду, литкружковцы собирались в читальном зале библиотеки и по нескольку часов вели откровенные разговоры о творчестве того или иного автора, новинках литературы, изучали теорию стихосложения, международный язык эсперанто, на котором Серафим Давыдов не только свободно разговаривал, но и писал стихи. Здесь же разбирались и наши вирши. Убеленный сединами руководитель внимательно выслушивал каждого, умело направлял обсуждение в нужное русло, отмечал положительные моменты произведений (образы, эпитеты, ритмы, рифмы и т.п.) и недостатки. Подсказывал, как их устранить, учил видеть образы, чувствовать слово, советовал упорно искать свой поэтический голос, а не пересказывать уже известное, чужое. Вот как об этом говорил Серафим Алексеевич в одной из своих статей для газеты: "Литкружковцы читают свои новые стихи, рассказы, которые мы горячо обсуждаем: спорим, критикуем недостатки, радуемся поэтическим находкам. Ведь тот, кто не умеет радоваться малому, не научится ценить большое. Главное для нас - творчество, работа над языком, совершенствованием мастерства. Ведь оно не дается сразу, это труднейшее мастерство слова. А наши поэты стремятся писать так, чтобы их стихи были светлыми, чистыми и глубокими, как родник."
Занятия кружка всегда проходили очень интересно и содержательно. Постоянно менялись формы и методы общения. Наш наставник мог заинтересовать любую категорию слушателей. А аудитория была очень разнообразной: от школьников и студентов (Гальянов, Виноградова, Фидлер) до рабочих и пенсионеров (Шмагин, Пименов, Бабин). Каждому из нас он находил слова одобрения и поддержки. Завороженные, мы слушали учителя, восхищаясь его энциклопедическими знаниями и умением вести занятия. Ученицы В.Виноградова и Л.Скоркина неоднократно признавались, что после "уроков литературы Давыдова" им неинтересно слушать уроки школьных учителей.
Надо отметить и то, что начинающие поэты и прозаики регулярно делились своими творческими находками со слушателями в цехах заводов, учебных заведениях города, публиковали стихи и рассказы на страницах областных и районной газет, выступали по пензенскому телевидению, организовывали лекции по современной литературе, вечера дискуссионного характера, посвященные советским писателям, вопросам современной поэзии. Так, например, в марте 1969 года в районном Доме культуры силами литкружковцев "Родник" и участников самодеятельного академического хора под руководством почетного члена Всероссийского хорового общества Ивана Дмитриевича Сапрыгина был дан литературно-музыкальный концерт. В течение двух часов читались стихи, исполнялись песни, созданные сердобскими поэтами и композиторами.
Усилиями руководителя кружка были налажены творческие связи с пензенской писательской организацией. На занятия в "Родник" неоднократно приезжали писатели Владимир Садовский, Олег Савин, Михаил Вайнер, Николай Почивалин, поэт Андрей Лядов и другие. Они без всяких скидок глубоко анализировали наши произведения, давали дельные советы. Так Андрей Лядов учил нас: "Поэт должен отражать в стихах свое видение мира, иметь свой, не похожий на других, облик, настойчиво овладевать ремеслом поэта, добиваться мастерства. Зоркость глаза, чуткость сердца, пытливость мысли - эти три качества поэта, слитые воедино, и делают стихи настоящей поэзией".
Три года в литкружке Давыдова я постигал азы стихосложения, а затем семья и учеба в Саратове не позволили мне посещать его, хотя "Родник" продолжал работать еще два года.
Для Серафима Алексеевича последнее десятилетие жизни (70-е годы прошлого столетья) стало самым трагическим. Оставшись один, без семьи, он стал выпивать. Однажды в пьяном виде совершил преступление и был осужден. После амнистии вернулся в Сердобск и последние годы жил в семье дочери Людмилы Молчановой. Продолжал писать, но его не печатали.
Моя последняя встреча с учителем состоялась за два месяца до его смерти в сентябре 1980 года. Узнав от зятя Серафима Алексеевича, что его тесть болен, я навестил своего поэтического наставника. За время, что мы не виделись, а это 4-5 лет, он заметно сдал (шел ему 77-й год), но был очень рад гостю. Разговор сразу же зашел о поэзии. Он расспрашивал о моих творческих планах, жаловался, что районная газета, с которой он сотрудничал более 30 лет, не печатает его. Зная, что я работаю в горкоме партии, просил помочь опубликовать стихотворение "Город мой на Сердобе", написанное специально к 200-летию города Сердобска, которое отмечалось в ноябре 1980 года. Что я мог сделать? Время было советское, и судимых не публиковали. Но чтобы не обидеть больного пообещал, что данное стихотворение со временем увидит свет.
Наступило другое время. Печатать стало можно все и всех. Были бы деньги. Через 19 лет после смерти поэта я сдержал свое слово и включил последнее его стихотворение в сборник стихов Серафима Алексеевича "Избранное", который подготовил, нашел денег и издал тысячным тиражом в 1999 году. Большую помощь в работе над данной книгой оказали О.Савин и Н.Куленко. Впоследствии стихи С.Давыдова публиковались в сборниках сердобских поэтов и прозаиков "Солнцеворот" (2004 г.) и "Звездопад" (2007 г.), в антологии пензенской военной поэзии "А памяти вечен огонь…" (составитель О.Савин 2005 г.).
Радует то, что помнят о поэте и в учебных заведениях Сердобского района. На уроках краеведения школьники изучают его стихи. То в одной, то в другой школе Сердобска проходят научно-практические конференции "Старт в науку". Ученики интересуются судьбой поэта, изучают его биографию, пишут доклады и рефераты о творчестве земляка. Один из них подготовили ученики школы №6 имени Н.В.Кузьмина Максим Морин и Наталья Сазонова.
" ВСЕ РОДНОЕ МНЕ ДО СЛЕЗ"
(отрывок)
Старшее поколение сердобчан помнит этого яркого, самобытного человека. По отзывам учеников, он был учителем от Бога, влюбленным в русскую словесность. Эта любовь водила пером по стихотворным строчкам, которые он сочинял всю свою сознательную жизнь.
О поэте писать и трудно, и легко. Легко - потому, что есть о чем писать, есть подлинный повод, а трудно - потому что все, что хотел, он уже сказал сам, и наилучшим образом. Поэзия Серафима Давыдова чрезвычайно адекватна, подобна бытию. Проще говоря, в ней нет фальши, нет наигрыша, хотя бы невольного. Радость в ней радостна, печаль печальна.
"Все отдано осени данью.
Все в мире идет чередой:
В осенней поре увяданья -
Побеги весны молодой.
Закон неизбежный приемлю:
Все минет… И даль мне ясна:
Пройду я родимую землю,
Как осень пройдет и весна…"
Стихи его отличаются выразительностью и художественной простотой. Они звучны, певучи, разнообразны по ритму, согреты большим душевным волнением и подлинной страстью поэта. Каждая строчка дышит горячей преданностью Родине. Образ Родины, России проявляется в них постепенно. Он как-будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи - это чувство безоглядной любви.
"Где дожди поля оросили,
Даль теплынью полна до краев.
Это ты моя песня - Россия,
Несказанное счастье мое!"
"Под луной, разгулье вьюг осиля,
Синим блеском искрятся снега.
Родина, земля моя, Россия:
Ты навеки сердцу дорога."
Голос Давыдова принадлежит поколению, которое захлестнула война и которое успело-таки хлебнуть лиха сполна. Надев шинель, своими стихами он вселял в людей уверенность, что враг будет непременно уничтожен, и что победа будет за нами. Его поэтическое слово воспитывало в людях патриотизм, мужество и отвагу, звало в бой, на защиту городов и сел. Так в трудном для страны 1941 году он пишет:
"Шакалы своры "фюрера",
что к нам пришли,
Сметем железом, бурею с лица земли!
Вставай, в ком сердце молодо, все, как один,
Союз серпа и молота непобедим."
"Настанет день - а это так же верно,
Как солнца неминуемый восход,-
Настанет день - фашизма злую свору
Сметет с земли великий мой народ."
В стихах Серафима Давыдова всегда сильна жажда преображения, преодоления слабости, боли, смерти. Силы же для возрождения дает ему чувство Родины, России. Мысль о ее судьбе - все просветляющая правда в его творчестве. Ненаглядная Россия, прошедшая через страдания и смерть, чувство общей судьбы - общей беды и общего воскрешения - дают поэту право сказать:
"Я горжусь, что твой по крови сын я,
Что тебе - без громкого
признанья -
Жизнь моя, заря моя - Россия,
Верен до последнего дыханья!"
В другом стихотворении он пишет:
Там, где пули, как дожди косые,
Сея гибель, хлещут по врагу,
Имя твое нежное, Россия,
Как любовь, навеки сберегу."
Судьба учила Давыдова - человека и поэта - достоинству и дерзости, любви и ненависти. Сохранить душу и дар помогли вера в добро, верность добру, любовь к своей Родине, родным и близким людям...