22.03.2016
Только такими ещё живёт деревня
Семья испытала невзгоды и лишения
Мальчик был десятым в многодетной семье Фёдора Никифоровича и Варвары Яковлевны Иняевых. Но к моменту рождения Вити в живых оставались только два его брата – семнадцатилетний Иван и пятнадцатилетний Александр. Остальные семь человек умерли в детстве.
Семья Иняевых на изломе российской истории, как и многие другие, пережила невзгоды и лишения. Родителям Виктора к моменту коллективизации было почти уже по три десятка лет, и они успели нажить и создать крепкое домашнее хозяйство. Содержали лошадь и корову, а также другую живность. Кроме того, Варвара Яковлевна ткала холсты. Их хватало не только для многодетной семьи, но и оставались на продажу. Фёдор Никифорович изготавливал веретёна. Для этого он подбирал берёзовые заготовки, что поровнее, сушил их, а потом обтачивал на самодельном станочке, который был смастерён из дерева. Веретёна требовались для холстов и пряжи, а часть их разбирали женщины села.
Дела у Иняевых ладились. Но это вызывало чёрную зависть у некоторой части односельчан, которые жили хуже, потому что были лодырями. И вот, когда началась кампания по коллективизации, в дом трудолюбивых супругов нагрянули члены сельского комитета бедноты и объявили им о раскулачивании.
Во время разграбления тяжёлым трудом нажитого хозяйства, кто-то из непрошенных гостей грубо толкнул Варвару Яковлевну, которая с плачем пыталась воспрепятствовать конфискации имущества и скота. Женщина сильно ударилась головой об ларь с зерном и потеряла сознание. Травма, полученная в тот момент, подорвала здоровье до конца жизни.
Раскулачивание и голод тридцатых годов поставили семью Иняевых на грань нищеты и выживания, она понесла многочисленные детские потери. Не всем суждено было выжить.
Отец вернулся с войны инвалидом
Во время Великой Отечественной войны Фёдора Никифоровича призвали на фронт, но воевать долго ему не пришлось. В пору лютых зимних холодов он едва не замёрз. Сильно обморозив ноги, длительное время находился в госпитале. Домой вернулся инвалидом. Половина стопы левой ноги вместе с пальцами была ампутирована...
Глава семьи работал в колхозе сторожем кузницы, получая малую зарплату. Поэтому опять продолжил своё ремесло по изготовлению веретён. А ещё отец вместе со своими сыновьями Иваном и Александром отливал чашки, разные черепушки, столовые ложки в том числе и с изображением на них И. В. Сталина. Они изготавливались из лёгкого алюминиевого металла, который старший брат принёс с места падения в 1942-м году военного самолёта. Один фрагмент летательного аппарата В. Ф. Иняев передал в прошлом году в музей Боевой и Трудовой славы Вадинской средней школы.
…Детство Виктора Иняева было очень трудным. Иняевы продолжали испытывать нужду. Мать болела, отец тоже не мог работать, как другие. Но всё равно он старался что-то сделать для семьи. Принимал участие и в замачивании конопли, из волокон которой мать ткала холст. Он шёл не только на пошив одежды для семьи, но, как и прежде, на продажу односельчанам. Отец также, несмотря на искалеченную ногу, копал лопатой огород. Но главное – он передавал свой опыт и знания сыновьям и приучал их к труду.
Трудиться начал рано
Виктор помнит, как он, будучи совсем маленьким, помогал матери сновать нити при изготовлении холста. А когда ему исполнилось 12 лет, вместе с другими сельскими ребятишками начал работать в местном колхозе «Победа», который, как он помнит, был миллионером. Потому как дела в хозяйстве шли хорошо. Мальчик работал летом на лошадях: во время жатвы отвозил от комбайнов на ток зерно, а также сволакивал копны соломы на край поля, где взрослые вручную с помощью вил складывали её в стога. Во время зимы солома шла на корм скоту. Хоть и интересно было мальчишкам кататься, управляя лошадьми, но трудиться надо было с раннего утра до позднего вечера. Требовалось всё успеть убрать, ведь не зря говорят, что летний день год кормит.
После окончания четвёртого класса Большекозлейской начальной школы В. Иняева устроили в Вадинскую школу-интернат, где он проучился до 1964 года, окончив 8 классов. Потом Виктор поступил в Беднодемьяновское СПТУ-9, которое с отличием окончил в 1965 году. С самого начала работы в колхозе механизатором Виктор показал себя только с лучшей стороны. Всё у него ладилось в его умелых руках, к которым «была приложена» умная голова. Он был послан на курсы бригадиров, которые окончил в 1967 году.
Но на руководящем посту В. Иняев проработал недолго. Попросился опять на трактор, так как механизаторы в то время получали высокую зарплату. Деньги нужны были для решения жилищного вопроса. В то время Виктор с молодой женой Лидией жил в стареньком родительском домике, под соломенной крышей, которая протекала. Квартиры в сельхозпредприятиях тогда ещё не строили и каждому приходилось самому заботиться о жилье. Новый дом из двух больших комнат общей площадью 50 квадратных метров удалось возвести сравнительно быстро. В 1974 году молодая семья, в которой уже была трёхлетняя дочка Таня, начала обживать его. В том же году родилась вторая дочка Надя.
По труду и честь
Виктору в то время было 27 лет, Лидии – 23. Вообще семидесятые годы прошлого столетия в жизни семьи Иняевых отмечены многими знаменательными событияими. Молодые трудолюбивые супруги всё успевали делать. Несмотря на то, что много сил и времени Виктор уделял новостройке, он был передовым на производстве. Свидетельством тому является награждение его в 1973 году орденом Трудового Красного знамени. А в 1977 году ему, как передовику, было предоставлено право купить автомобиль Жигули. Тогда это была самая престижная модель среди продаваемых в стране легковушек. Данный факт с полным основанием можно считать свидетельством поощрения хорошего работника. В то же время он был отмечен многими другими наградами. Среди них – бронзовый знак ЦК ВЛКСМ (центрального комитета комсомола) «Молодой гвардеец пятилетки», несколько ведомственных профсоюзных наград, являющихся единым общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования», а также большое количество Почётных грамот и Благодарственных писем. Виктор Фёдорович многократно участвовал в слётах передовиков районного и областного уровней.
Много раз он избирался депутатом сельсовета, а также районного совета народных депутатов. Ему была оказана честь быть членом исполкома райсовета. Характерен эпизод, который раскрывает ещё одну грань характера В. Ф. Иняева и говорит о том, что он обладает качеством человека, имеющего свою точку зрения и остаётся верным своим принципам. Однажды на заседании исполкома рассматривался вопрос о недостойном поведении высокопоставленного руководителя района. Проступок он совершил по нынешним меркам незначительный. Если бы это произошло в настоящее время, то ему не придали бы никакого внимания. Сейчас высокие начальники как бы нарочно нарушают все нормы приличия, а также и законы. Дескать, вот какие мы! Нам всё нипочём! А в советские времена моральному облику руководителей придавалось первостепенное значение…
Короче говоря, на заседании исполкома, в состав которого входило 7 человек (высокопоставленные руководители района и самые уважаемые и авторитетные рядовые труженики), решался вопрос о снятии человека с должности. Все проголосовали «за». Лишь один В. Ф. Иняев воздержался. Рука не поднялась. И правильно сделал. Впоследствии тот человек не только искупил свою вину, но и своим трудом принёс славу всему Вадинскому району.
Кулибины нынче не в почёте
В. Ф. Иняев в порядке содержит и собственноручно постоенный дом, и приусадебный участок
Более пяти десятилетий Виктор Фёдорович занят крестьянским трудом. Только в отличие от того, как работали на земле его предки, он большинство процессов сельскохозяйственного производства механизировал.
Огород пашет и засевает трактором, который агрегатирует с различными почвообрабатывающими и посевными орудиями. Их он изготовил сам. Для этого использовал отслужившие свои сроки выброшенные в металлолом различные серийно выпущенные заводами плуги, культиваторы, сеялки, а также узлы и детали от другой техники.
Старенький МТЗ-50, произведённый ещё в 1972 году, до сих пор у него на ходу. С его помощью В. Ф. Иняев сажает картошку, сеет кормовую свёклу, выкапывает их и возит домой. В прошлом году Иняевы вырастили и убрали 700 больших вёдер картофеля, привезли с огорода 2 тракторных тележки тыквы и 1 тележку свёклы.
Полностью механизирован у Виктора Фёдоровича процесс заготовки сена. Для этого у него имеется усовершенствованная им самим косилка, грабли и большие тракторные вилы собственного изготовления. С их помощью он косит траву, копнит сено и завозит его под крышу. Некоторое время назад, когда держали больше скота, корма хватало для десятка голов КРС, такого же количества овец и нескольких десятков кроликов. Теперь у Иняевых остаются лишь две коровы, три свиноматки и два десятка кур. Трудно стало. Возраст даёт о себе знать. Да и у Лидии здоровье ослабло. Хорошо, что дети летом приезжают с внуками и помогают. Обе дочери, кстати, закончили заочно вузы. Высшее образование получил и сын Александр.
Но и от имеющегося небольшого поголовья супруги Иняевы получают хороший результат. В прошлом году их ЛПХ от двух коров надоило более 10 тонн молока. Надой на одну корову в среднем составил более 5000 литров, что в 2 раза выше среднерайонного показателя. Молоком пенсионеры обеспечивают не только себя, но и всех нуждающихся в селе. Но основная часть продукции сдаётся фирме «Алёнушка». Кроме того, населению реализовано более 20 поросят.
Конечно, много средств уходит на корма. Одного только зерна закупается на сумму более 50 000 рублей. К этому надо ещё прибавить расходы на приобретение ГСМ, оплату электроэнергии и т. д.
Но вернёмся к вопросу механизации трудоёмких процессов в ЛПХ Иняевых. С помощью всё того же трактора «Беларусь» мелется зерно, распиливаются на доски брёвна, убирается навоз и т. д. Применение трактора компенсирует в хозяйстве отсутствие трёхфазного электрического ввода. Конечно, проще было бы со всеми стационарными средствами механизации использовать электропривод, но приходится довольствоваться механическим. В зимнее время трактор оборудуется ковшом, с помощью которого в селе расчищается от снега дорога.
Но не только с «железяками» дружит В. Ф. Иняев. Ему потребовалось также освоить и плотницкое, и столярное дело, а также профессию печника. Начало было положено со сруба для бани, который он изготовил с помощью плотника. Потом был сделан сруб для дома, позднее к нему добавлен ещё пристрой такой же площади. Виктор Фёдорович ошелевал (облицевал тёсом) жилище своими руками. Сам связал все рамы для окон комнат и террасы и т. д. В доме и помещениях для скота он сложил 6 печей из кирпича. Знакомые и друзья называют его универсалом, а одна из дочерей – Кулибиным.
Но, к сожалению, кулибины ныне, как говорится, у нас не в моде. В наше время приоритет отдаётся не тем, кто кормит народ, а тем, кто его развлекает и смешит. Видимо, утратило смысл изречение, дошедшее до нас из глубины веков древнего Рима: «Хлеба и зрелищ!» На первом месте сейчас зрелища. Иначе как воспринимать, что за 30 с лишним лет всех перестроек и реформ в нашем районе никто из сельских тружеников не награждён ни орденом, ни медалью, если не считать тех, кто поощрён за участие в переписях?!
Заметим, В. Ф. Иняев свой орден Трудового Красного знамени получил более 40 лет назад. Несмотря на то, что за эти десятилетия он сделал немало, в этот период его труд остаётся незамеченным, если не считать приглашения на праздники аграриев. Да, ещё он награждён мясорубкой.
От большого села осталось лишь название
Разрушенное здание школы, построенное в своё время на месте церкви
Село Большая Козлейка было основано в середине XVII века керенскими служилыми людьми. Названо оно по речке Козлейка. Населённый пункт расположен в очень красивом и уютном уголке природы и представляет собой одну улицу, протянувшуюся вдоль левого берега реки Вад.
Раньше село было большим и вполне соответствовало своему названию. Было время, когда в нём (в 1926 году) проживало более 1300 человек. К этому надо ещё прибавить около полутысячи человек, которые населяли в это время Малую Козлейку. Начало этому населённому пункту было положено в 1864 году, когда часть большекозлейцев – 162 человека – переселилась южнее, через овраг, и основали Новую Козлейку (Малую). Протяжённость обеих Козлеек составляет 5 километров. В 1869 году в Большой Козлейке была построена деревянная церковь-храм во имя святых бессеребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана.
В 1947 году, когда появился на свет Виктор, в селе насчитывалось более 650 жителей. Теперь в Большой Козлейке осталось лишь 18 постоянных жителей, а в Малой – 7. Молодёжи нет. Скот держать некому. В Большой Козлейке животноводством занимаются только Иняевы. А было время, когда в селе паслись 2 стада численностью по полсотни коров каждое, ещё одно было в Малой Козлейке. Распад колхоза имени Мичурина, центральная усадьба которого находилась в соседнем селе Ягановка, ускорил процесс ухода народа из Большой Козлейки, где располагалось отделение хозяйства. Стало ненужным капитальное здание машинно-тракторной мастерской (МТМ), молочно-товарной фермы (МТФ). Кстати, коллектив животноводов многие годы возглавляла жена Виктора Фёдоровича Лидия Яковлевна. Ферма была передовой. В годы разрухи в Малой Козлейке МТФ также прекратила своё существование.
В бытность колхоза в Большой Козлейке, как и в других населённых пунктах, люди с одной стороны работали в общественном производстве и обеспечивали его функционирование, а с другой сельхозпредприятие помогало селянам содержать их личные хозяйства: вспашка огородов, обеспечение кормами для скота (сено, солома, зерно), оказание транспортных услуг и т. д. Не стало колхозов – люди остались без работы, жизнь на селе потеряла смысл.
После развала колхоза В. Ф. Иняев был вынужден решать вопрос о приобретении трактора. У него имелся старенький ГАЗ-69, который ему помог приобрести брат, живший на Алтае. Эту машину пришлось обменять на трактор. У Виктора остались Жигули. На «копейке», кстати, он проездил 30 лет, до 2007 года, когда ему самому исполнилось 60 лет. Вместе, так сказать, ушли на пенсию.
… Пенсионер Виктор Иняев мечтает, чтобы его родное село возродилось. В его душе живёт надежда. А такие населённые пункты, как Большая Козлейка, пока ещё живут благодаря таким людям, как наш герой.
Справка
Численность населения Большой Козлейки (Старой Козлейки)
Большая Козлейка – русская деревня Ягановского сельсовета, в 3 км от него. В середине XIX века – Старая Козлейка. Основана в середине XVII века керенскими служилыми людьми. В 1721 году – деревня Кажлейка, в ней проживает новокрещеная мордва. Названа по речке Козлейка и в отличие от Малой (Новой) Козлейки, своего выселка. В 1880 в составе Рахмановской волости, имелась церковь.
Численность населения: в 1864 г – 650, 1877 г. – 778, 1897 г. – 1105, 1926 г. – 1318, 1930 г. – 1317, 1939 г. – 791, 1959 г. – 517, 1979 г. – 226, 1989 г. – 138, 1996 г. – 120 жителей.
К 2016 году в Большой Козлейке осталось всего 16 жителей.
Комментарии
Татьяна Иняева, 29 марта 2016, 14:44
Спасибо большое за статью о моих родителях и о моей Родине.Прочитав эту статью, вспомнилось детство. Самое счастливое время. Мое детство было самым счастливым и прекрасным. И я бесконечно благодарна за него самым родным и любим людям на Земле - моим родителям! Детство - основа нашей жизни. И основу эту нам, моей сестре и брату,дали наши родители. Они нас воспитали трудолюбивыми, добрыми, отзывчивыми, целеустремленными.