Здравствуйте!
Анна Петровна Жаркова
Дата рождения 25 августа 1918
Место рождения: Русское Труево, Кузнецкий уезд, Саратовская губерния, РСФСР
Дата смерти 23 сентября 1994 (76 лет)
Место смерти Кузнецк, Пензенская область, Россия
Страна СССР Россия
Род деятельности железнодорожница
Награды и премии
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «Ветеран труда» Знак СССР «Почётному железнодорожнику» Знак СССР «Почётному железнодорожнику» Знак СССР «Почётному железнодорожнику»
А́нна Петро́вна Жарко́ва (12 [25] августа 1918 — 10 июня 1994) — железнодорожный работник; Герой Социалистического Труда, одна из первых женщин, удостоенных этого звания.
Биография
Анна Жаркова родилась 12 (25) августа 1918 года в селе Русское Труево.
С 1938 года работала стрелочницей в Мурманской области сначала на станции Кировск, затем на станции Кандалакша. Позже, уже в звании старшей стрелочницы, была переведена на станцию Алакуртти Кировской железной дороги. В ходе Великой Отечественной войны организовывала железнодорожное движение на станциях Мурманской области, расположенных в непосредственной близости к линии фронта. В 1942 году была назначена делопроизводителем на станции Кировск и дежурной на станциях Африканда и Кандалакша.
Во время войны неоднократно проявляла героизм, продолжая работу во время бомбёжек. Однажды, в ходе очередной бомбёжки, получила ранения обеих ног и всё равно не покинула свой пост. Участвовала в задержании вражеского разведчика. В 1943 году в числе первых трёх железнодорожниц Анна Петровна Жаркова была удостоена высшей трудовой награды — звания Героя Социалистического Труда, за «особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».
В 1944 году Анна Петровна была переведена на Литовскую железную дорогу на должность инструктора технического обучения на станции Каунас. В 1945 году вернулась на родину в Пензенскую область, где работала сначала заместителем, а с 1950 года — начальником вокзала станции Кузнецк. На последней должности Анна Жаркова проработала более 30 лет, до выхода на пенсию в 1981 году. Проживая в Кузнецке, избиралась в городской совет депутатов.
Кроме звания Героя Социалистического Труда среди наград Анны Петровны Жарковой: орден Ленина, медаль «За боевые заслуги», ряд других медалей, три знака «Почётный железнодорожник».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Жаркова,_Анна_Петровна
Бессмертный полк
Жаркова Анна Петровна
Нет фото
ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
12.08.1918 - 10.06.1994
История солдата
Анна Жаркова родилась 12 августа 1918 года в селе Русское Труево. С 1938 года работала стрелочницей в Мурманской области сначала на станции Кировск, затем на станции Кандалакша. Позже, уже в звании старшей стрелочницы, была переведена на станцию Алакуртти Кировской железной дороги. В ходе Великой Отечественной войны организовывала железнодорожное движение на станциях Мурманской области, расположенных в непосредственной близости к линии фронта. В 1942 году была назначена делопроизводителем на станции Кировск и дежурной на станциях Африканда и Кандалакша. Во время войны неоднократно проявляла героизм, продолжая работу во время бомбёжек. Однажды, в ходе очередной бомбёжки, получила ранения обеих ног и всё равно не покинула свой пост. Участвовала в задержании вражеского разведчика. В 1943 году в числе первых трёх железнодорожниц Анна Петровна Жаркова была удостоена высшей трудовой награды — звания Героя Социалистического Труда, за «особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени». Кроме звания Героя Социалистического Труда среди наград Анны Петровны Жарковой: орден Ленина, медаль «За боевые заслуги», ряд других медалей, три знака «Почётный железнодорожник».
Боевой путь
Принимал участие
Участвовала в задержании вражеского разведчика
Награды
Орден Ленина, Медаль "За боевые заслуги.
После войны
В 1945 году вернулась на родину в Пензенскую область, где работала сначала заместителем, а с 1950 года — начальником вокзала станции Кузнецк. На последней должности Анна Жаркова проработала более 30 лет, до выхода на пенсию в 1981 году. Проживая в Кузнецке, избиралась в городской совет депутатов.
Страницу солдата ведёт: Жаркова Анна Вячеславовна
История солдата 06.05.2020 внесена в регионы: Пензенская область, Пенза
Источник: https://www.moypolk.ru/soldier/zharkova-anna-petrovna
#Музей Победы #Подвиг Народа #Герой Социалистического труда #Анна Жаркова
Ее ранило в обе ноги, но она не покинула поста. Подвиг Анны Жарковой
18 сентября 2022
Герой Социалистического Труда, одна из первых трех женщин, удостоенных этого высокого звания, — Анна Петровна Жаркова родилась 25 августа 1918 года в селе Русское Труево Пензенской губернии.
На железной дороге
С 1938 года она работала стрелочницей на станции Кировск одноименно железной дороги в Мурманской области. Затем переведена в Кандалакшу, а далее – на станцию Алакуртти, которая расположена вблизи финской границы. К началу Великой Отечественной войны Жаркова уже была опытной стрелочницей.
Под немецкими бомбежками
Жаркова продолжала нести трудовую вахту даже в часы бомбёжек со стороны немецких и финских захватчиков. Между тем, авиаудары по станции и железнодорожному полотну были регулярными. Также при ее активном участии удалось задержать немецкого разведчика, переодетого в советскую форму. Анна Петровна смогла распознать в нем вражеского лазутчика и дать сигнал флажками военному патрулю.
В марте 1942 года именно за этот подвиг Военный совет Карельского фронта наградил Жаркову медалью «За боевые заслуги».
В ходе очередной вражеской бомбёжки она получила сильные ранения обеих ног, но всё равно не покинула свой рабочий пост. Несмотря на полученные увечья, Анна Петровна продолжила управлять вверенными ей одиннадцатью стрелками — регулируя движение по станции.
В 1942 году после продолжительного лечения была назначена на должность делопроизводителя на станции Кировск, однако в конторском кресле долго не задержалась. Окрепнув после ранения, она стала работать дежурной на станциях Мурманской области: сначала на Африканде, затем — в Кандалакше. Станция Африканда находилась на главном пути от Беломорска до Мурманска. По этому маршруту в незамерзающим порт по стальной магистрали беспрерывно шли важные грузы, в частности, уголь для кораблей Северного флота, а в обратную сторону поставки союзников в действующую Красную армию.
Герой Социалистического Труда
В 1943 году Анна Жаркова была удостоена высшей трудовой награды — звания Героя Социалистического Труда за «особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».
В 1944 году Анна Петровна переведена на Литовскую железную дорогу в качестве инструктора технического обучения на станцию Каунас. В 1945-ом вернулась на родину в Пензенскую область. Там она сначала работала заместителем, а с 1950 года — начальником вокзала станции Кузнецк. В этой должности пробыла до выхода на пенсию в 1981 году.
После Анна Петровна вела активную общественную работу, избиралась депутатом городского Совета. Умерла ветеран войны в 1994 году.
Кроме звания Героя Социалистического Труда Анна Петровна Жаркова награждена орденом Ленина, рядом медалей. Также ей трижды присваивалось звание «Почетный железнодорожник».
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
Источник: https://dzen.ru/a/YyTOMWsg1RU_ruG5
Примечание. Есть фото военного и послевоенного периода.
Мурманский календарь: 5 ноября. Анна Жаркова не покинула свой пост даже после ранения
Анна Петровна Жаркова
В этот день 70 лет назад – 5 ноября 1943 года - дежурная по железнодорожной станции Африканда Анна Петровна Жаркова стала Героем Социалистического Труда.
На железную дорогу она пришла в 1938 году. Начинала младшей стрелочницей на станции Кировск. Училась у старших коллег, перенимала их опыт. Вскоре ей присвоили более высокий разряд и направили старшей стрелочницей на станцию Алакуртти, что близ границы с Финляндией. Там и застала ее война.
Кандалакшский железнодорожный узел имел тогда важное стратегическое значение. На стрелочниц ложилась большая ответственность, особенно при отсутствии автоблокировки и централизованного перевода стрелок. Нужно было принять поезд с боеприпасами, боевой техникой и людьми, перевести несколько стрелок, чтобы отправить эшелон в лесной тупик, обеспечить паровозу въезд-выезд из депо к поезду. Работа была круглосуточной, зимой и летом под открытым небом, в любую погоду, несмотря на суровый заполярный климат.
Гитлеровцы всячески стремились нарушить работу железной дороги, вывести из строя как саму станцию, так и подъездные пути к ней. Поскольку станция Алакуртти находилась в прифронтовой полосе, то бомбежки были практически ежедневными. Жаркова не покидала свой пост даже во время вражеских налетов, принимая эшелоны с фронтовыми грузами и обеспечивая отправку разгруженных поездов, отвечая за все свои одиннадцать стрелок. Однажды, будучи раненной осколками бомбы в обе ноги, она осталась на боевом посту.
«Еще до ранения, - сообщается на сайте http://www.warheroes.ru, - Аня помогла задержать вражеского лазутчика в нашей военной форме, сдала его военному патрулю. Ведя разговор с незнакомым пехотным лейтенантом, вызвавшим у нее подозрение, Аня подала патрулю сигналы флажками: «Скорей сюда». За находчивость и смелость, проявленные при задержании немецкого шпиона, Военный совет Карельского фронта в марте 1942 года наградил ее медалью «За боевые заслуги».
После продолжительного лечения Жаркова была направлена на должность делопроизводителя на станцию Кировск, но на конторской работе задержалась ненадолго. Как только окрепла, пошла на курсы на станции Кемь, по окончании которых приступила к работе дежурной по станции Африканда. Эта станция была «на главном ходу» от Беломорска до Мурманска, а из Беломорска шли в незамерзающий порт Мурманск важные экспортные грузы, уголь для кораблей Северного флота;из Мурманска же в тыл и в действующую армию направлялись прибывшие с караванами союзников военные грузы. Работать стало сложней, но Жаркова не жаловалась и прекрасно справлялась со своими обязанностями. Здесь, в Африканде, ее застала неожиданная весть о присвоении ей звания Героя Социалистического Труда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Жарковой Анне Петровне было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Она стала одной из трех первых женщин в СССР, удостоенных этого высокого звания. Такие же награды получили стрелочница Октябрьской дороги Антонина Александрова и машинист паровоза Елена Чухнюк. Высокая награда была вручена Анне Петровне в декабре 1943 года в Кремле.
Читайте на WWWMURMANSK.KP.RU: https://www.murmansk.kp.ru/daily/26156.3/3043615/
Источник: https://www.murmansk.kp.ru/daily/26156.3/3043615/
Куйбышевский железнодорожник
Волжская магистраль Восточно-Сибирский путь Вперед Дальневосточная магистраль Железнодорожник Поволжья
Выпуск № 148 24.08.2018
Героический труженик дороги
Завтра, 25 августа, исполняется 100 лет со дня рождения Анны Петровны Жарковой – Героя Социалистического Труда, трижды почётного железнодорожника.
Источник: https://gudok.ru/zdr/177/?ID=1432156
Отредактировано Легошина Валентина (2023-07-31 10:31:01)