24.02.2015 11:11
Герой СССР и Югославии из-под Пензы прошел всю войну и погиб от рук немецкой разведки
Всего пару лет назад — в июне 2013 года — в Новопятигорске на улице имени Калинкина появилась аннотационная доска с указанием, в честь кого названа эта улица. На первый взгляд, событие очень незначительное. Однако, сообщается на сайте общественно-политической газеты «Пятигорская правда», оказалось, что только после установки памятного знака для многих жителей этого района города имя Бориса Тихоновича Калинкина и его подвиг стали откровением. Они наконец узнали, в честь кого названа их родная улица.
В честь летчика и героя двух народов — Советского Союза и Югославии. Более того, уроженца Пензенской области.
Борис родился в селе Дубасово Сердобского уезда в семье почтальона. В 1915 году семья Калинкиных переехала в поселок Ртищево. В 1928 году окончил семилетнюю школу. Работал помощником слесаря на мясокомбинате.
По комсомольской путевке был направлен на учебу в Балашовскую школу Гражданского воздушного флота, по окончании которой в 1932 году, работал летчиком-инструктором этой школы. В 1938 году Бориса Калинкина перевели в Пятигорск, где сначала он был пилотом пассажирского самолета, а затем стал командиром звена.
В годы Великой Отечественной войны сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Северо-Кавказском фронте. В марте 1944 года Калинкин выполнял правительственное задание в Каире. Чуть позднее выполнял специальное задание правительства по оказанию помощи партизанам и Народно-освободительной армии Югославии.
Подвиг Героя Советского Союза, летчика, прошедшего всю Великую Отечественную войну, как говорится, без единой царапины и погибшему через месяц после Победы — Борису Калинкину — подробно в очерке на страницах «Пятигорской правды» описала педагог дополнительного образования высшей категории ЦВПВМ Александра Коваленко.
Она пишет, что с апреля 1944 года в составе экипажа Шорникова, базируясь в городе Бари (Италия), совершал полеты в различные районы Югославии, доставляя партизанам боеприпасы, вооружение, медикаменты и вывозя раненых и больных партизан.
«Весной 1944 года гитлеровское командование предприняло очередную попытку разгромить Народно-освободительную армию и партизанские отряды Югославии и тем самым укрепить свой непрочный тыл на Балканах и освободить резервы для отправки на Восточный фронт. На этот раз главный удар фашисты обрушили на Верховный штаб югославской армии, имея целью захватить в плен маршала Тито и его ближайших соратников. Вот как о последующих событиях пишут историки», — говорится в тексте очерка.
Утром 25 мая гитлеровцы выбросили в район города Дрвара, где располагался штаб, крупный воздушный десант. На помощь десантникам были выдвинуты моторизованные и танковые части, нанесшие удар с фронта, который в то время проходил всего лишь в 500 км от города.
В ходе ожесточенного боя с охранявшими штаб подразделениями югославской армии противнику ценой огромных потерь удалось овладеть Дрваром, однако операция по захвату в плен маршала Тито полностью провалилась. Члены Верховного штаба и правительства Югославии вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы. Через десять дней тяжелых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко поле, расположенный в 100 км от Дрвара. Однако гитлеровцы преследовали по пятам, опасность не миновала, оставаться дальше в этом районе было рискованно. Югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место.
Выполнение сложной и ответственной задачи по эвакуации штаба советским командованием поручили экипажу транспортного самолета, в состав которого в качестве второго пилота входил капитан Калинкин. Приказ на вылет был передан по радио на нашу авиационную базу Бари (Италия), созданную по договоренности с союзниками.
В ночь на 4 июня 1944 года экипаж вылетел на выполнение задания. Погода оказалось неблагоприятной: низкая облачность, сильный ветер. Маршрут полета проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнем противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали трех тысяч метров. Низкая облачность и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. Наконец, сама посадочная площадка, подготовленная партизанами, очень малых размеров, располагалась среди гор, вблизи противника. Заход на посадку был возможен только с одной стороны.
Отважные летчики Шорников и Калинкин преодолели все эти трудности. Они отлично посадили самолет у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв. Летчики взяли на борт 20 человек, в том числе маршала Тито и руководителей союзных военных миссий, и благополучно доставили их в Бари. В эту ночь отважный экипаж в еще более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко поле и вывез на эту же базу остальных членов Верховного штаба.
За умелое выполнение специальных заданий командования, мужество и героизм, проявленные в ходе их выполнения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года капитану Калинкину Борису Тихоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
За этот же подвиг удостоен звания Народного героя Югославии.
Затем он участвовал в освобождении Польши, Берлинской и Пражских операциях.
Однако насладиться Великой Победой в полной мере не успел. Буквально через месяц после парада на Красной площади — 10 июня 1945 года — Борис Тихонович Калинкин вел легковую машину. Рядом с ним был его охранник. Близ города Бранденбурга их сбил американский «студебеккер».
«По свидетельству сестры Калинкина Антонины Тихоновны Захарченко, находившейся в то время в Берлине вместе со своим 46-м Гвардейским женским полком легких бомбардировщиков, с Бориса Тихоновича сорвали награды и отбросили их в сторону. Расследование показало, что Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии гвардии капитан Борис Тихонович Калинкин погиб от рук немецкой разведки генерала Гелена», — пишет Александра Коваленко.
Похоронен Борис Тихонович Калинкин 14 июля 1945 в Москве на Аллее Героев на Новодевичьем кладбище с почестями.
Бюст Бориса Калинкина установлен в городе Сердобске Пензенской области.
Его именем названы улицы в городе Ртищево (Саратовская область) и Пятигорске, а также в родном селе.
В декабре 1967 года в Ртищево состоялось торжественное открытие мемориальной доски Борису Калинкину на здании школы №97 Приволжской ЖД (ныне утрачена).
Открытие памятной доски Б. Т. Калинкину на здании СОШ №97 Приволжской ЖД (декабрь 1967)
Однако сохранена доска на начальной школе.
Ртищево. Памятная табличка на здании бывшей начальной школы № 2, где с 1921 по 1925 год учился Б.Т. Калинкин
Он был навечно зачислен в состав пятигорского авиапредприятия. Приз имени Калинкина присуждается лучшему коллективу предприятия.
В настоящее время имя Калинкина высечено на пилоне в мемориале Боевой славы в микрорайоне Белая Ромашка и на стеле у огня Вечной славы.
В 1985 году почта СССР выпустила художественный маркированный конверт, посвященный Борису Тихоновичу Калинкину (художник П. Бендель).
В 1985 году в Сердобске была открыта Аллея Героев, на которой в 1987 году установили 14 бюстов сердобчан — Героев Советского Союза, в том числе, бюст Бориса Тихоновича Калинкина. Автор памятников — архитектор Е.Г. Соколов.
Жизнь и подвиг героя увековечен и в очерке пензенского журналиста. В проекте телеканала «Россия 1. Пенза», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, предлагаем познакомиться с ним.
Герой двух народов
В Бековском районе, в четырнадцати километрах от районного центра, есть небольшое село Дубасово. Обычное, ничем не отличающееся от других село. Простые деревенские избы, заросшая травой улица, кипень садов по весне. Славятся бековцы по области своими садами.
И еще известно это село тем, что в нем родился Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии Борис Тихонович Калинкин.
...Январь 1944 года. Экипажам двух самолетов дальней авиации было дано правительственное задание — доставить к месту нахождения Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии Советскую военную миссию. В состав одного из экипажей, которым командовал майор А.С. Шорников, вошел и наш земляк, второй пилот капитан Борис Калинкин. Были здесь еще штурмам капитан П. Яиимовв, бортовой техник капитан И. Галактионов, стрелок-радист старший лейтенант Н. Вердеревский.
В этот ответственный полет были посланы лучшие летчики, проверенные многочисленными боями и вылетами. Большую летную подготовку прошел и Борис Калинкин. После окончания школы Гражданского воздушного флота в Балашове пять лет работал летчиком-инструктором, командовал звеном. Затем был пилотом пассажирского самолета в Пятигорске. Так и застала Отечественная война.
С первых дней боев попал в тяжелое транспортное соединение, участвовал в обороне Кавказа, летал с десантом в тыл врага. И вот новое задание. Курс — на Тегеран, через Астрахань и Баку. Условия полета нелегкие. Мешают низкая облачность и туман, пронзительный встречный ветер, доходивший до тридцати метров в секунду.
Когда самолеты подходили к иранской границе, облачность перешла в мощнокучевую: пришлось набирать высоту до пяти тысяч метров и лететь, маневрируя в просветах между огромными столбами облаков. Перевалили Эльбрус, приземлились в Тегеране.
Через несколько дней, миновав ряд горных хребтов, пустыни Северной Африки и Средиземное море, советские авиаторы прилетели в итальянский город Бари. Здесь была организована советская авиационная база, откуда поддерживалась связь с Югославией.
Дальнейший полет в Боснию— конечный пункт полета миссии, посланной Советским правительством для того, чтобы помочь Народно-освободительной армии и югославским партизанам, — задерживали англичане.
Ссылками на нелетную погоду, на отсутствие в Югославии аэродромов англичане всячески затягивали сроки отправки самолетов. А члены Советской миссии тем временем учились прыгать с парашютом, проводили опытные полеты на планерах. Почему на планерах? Да потому, что партизаны Югославии не могли подготовить для приема самолетов высокогорную площадку и членов миссии решено было доставить в штаб на планерах, под прикрытием истребительной авиации.
Наконец, 23 февраля, взяв на буксир планеры, вылетела первая группа самолетов. Это был скорее всего пробный вылет, цель которого состояла в том, чтобы подготовить посадочную площадку для остальных самолетов.
И вот радиограмма извещает: площадка для посадки готова.
В первую же ночь самолет А.С. Шорникова точно вышел на ориентиры, набирая высоту, углубился в горы и в узкой долине отыскал условные знаки.
Сразу посадить самолет не удалось. Облака слоями наползали на площадку и закрывали все ориентиры. Как потом вспоминал А.С. Шорников, площадка имела ограниченные подходы. Заходить на посадку можно было лишь с одного направления, близко прижимаясь к юго-восточному склону хребта. Затем следовал разворот с большим креном и выход точно по направлению посадочных знаков-костров. Перед площадкой находились сопки, разделяющие долину на две части. Нужно было буквально «перетянуть» через них и, убрав газ, спланировать к кострам.
Преодолев все трудности, А.С. Шорников благополучно посадил самолет на площадку, расположившуюся в горном заснеженном районе Медына Поля. А затем начались регулярные ночные полеты в Югославию. За короткое время экипаж самолета совершил более сорока таких полетов.
А на территории Югославии шли бои. Гитлеровцы решили во что бы то ни стало обезглавить освободительное движение в стране, разгромить главные силы Народно-освободительной армии, и в первую очередь Верховный штаб, расположенный в городе Дрваре (Западная Босния). Здесь же находилось и руководство Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВИОЮ). Короче говоря, здесь был центр народно-освободительного движения Югославии. Строго засекреченная операция немцев получила кодовое наименование «Прыжок шахматного коня».
Согласно плану операции, заброшенная в Дрвар на 34 планерах десантная группа численностью 340 человек должна была ликвидировать Верховный штаб Народно-освободительной армии Югославии. Другая группа парашютистов должна была занять подступы к городу и взять в плен Иосипа Броз Тито, который со своими ближайшими соратниками жил тогда в пещере — глубоком природном гроте.
Для молниеносного прорыва в Дрвар гитлеровцы подготовили авиацию, танковые и механизированные части.
О предполагаемом десанте стало известно в Дрваре. В лесах, в районе Потоци, подготовили запасной командный пункт для Верховного штаба. К Дрвару подтянули две бригады Пролетарской дивизии.
Но десант гитлеровцев не высадился, и бригады ушли. В это время немецкое командование и предприняло свой «прыжок». Фашисты сумели овладеть левобережьем реки Унаца и городом. Но пробиться к пещере, где находились югославские руководители, им не удалось. Они встретили героическое сопротивление бойцов Народно-освободительной армии и партизан.
Когда в Дрваре шел бой, члены Верховного штаба во главе с маршалом Иосипом Броз Тито спустились по веревке из пещеры к реке и ушли в безопасное место.
«Прыжок шахматного коня» не удался. Потеряв более половины состава, гитлеровцы вынуждены были отступить в район городского кладбища. От полного разгрома их спасла только танковая колонна, прорвавшаяся в Дрвар.
Об обстановке в Дрваре стало известно в Москве. Генерал Корнеев послал туда телеграмму. Ответили коротко: «Действуйте по обстановке». Тогда глава миссии приказал начальнику авиабазы полковнику С. В. Соколову подготовить самолет А.С. Шорникова для вылета на намеченную площадку. В телеграмме Соколову генерал писал, чтобы самолет на Купрешко Поле был выслан из Бари в ночь с 3 на 4 июня. Между тем в телеграмме, которую вручили А.С. Шорникову в штабе английского авиационного командования, стояла другая дата вылета — на сутки позже.
Тогда экипаж пошел на хитрость: оказав англичанам, что нужен полет с разведывательными целями, советские летчики развернули свой самолет и взяли курс на Югославию.
Погода стояла ненастная. Над морем и в прибрежных горах лил дождь, остро сверкали молнии. Полет проходил через морскую базу Сплит, прикрываемую сильным зенитным огнем врага.
Чтобы не попасть в грозовое облако и не отклониться от маршрута, Адриатическое море пересекли на малых высотах. Точно вышли на остров Корчула, обошли Сплит и, набрав высоту, взяли курс на самую высокую гору в районе города Купрес.
Непрерывно маневрируя, отыскали вершину горы в районе Купрешко Поле. От нее начали поиск световых посадочных знаков и сигналов.
Разворот за разворотом, но знаков не видно. Полчаса летали по замкнутому кругу, пока в разрывах облаков, «в окне», не обнаружили условные сигналы. С большим трудом посадили тяжелый самолет на незнакомую, сильно изрезанную горными ручьями и усыпанную мелкими валунами площадку.
Первым к самолету подбежал Якимов. Соскучился по друзьям. Это он вместе с группой бойцов югославской армии готовил аэродром, выкладывал сигнальные костры.
Через полчаса у самолета появились маршал Тито, члены Политбюро ЦК Союза коммунистов Югославии и Верховного штаба, представители союзных военных миссий.
А.С. Шорников доложил о прибытии самолета и его готовности к дальнейшему полету. Было решено взять на борт двадцать человек. Среди них были Иосип Броз Тито, Эдвард Кардель, Арсен Иованович, Иван Милутинович, генерал Н.В. Корнеев, исполнявший обязанности начальника англо-американской военной миссии Вивиан Стрит, а также члены Верховного штаба югославской армии.
В ночь экипаж, в котором находился и наш земляк, вновь вылетел на Купрешко Поле. Второй полет оказался еще более трудным. Начало светать, и долго находиться над посадочной площадкой, закрытой сплошной облачностью, было нельзя. Пришлось садиться, пробивая облака.
На обратном пути застал рассвет. Чтобы избежать встречи с вражескими истребителями, над морем шли на бреющем полете.
Так вывезли еще двадцать ответственных работников Верховного штаба. Через несколько часов на Купрешко Поле зашли вражеские танки.
Вскоре руководители Югославского правительства и Верховный штаб переместились на остров Вис в Адриатическом море. Весь изрезанный извилистыми узкими заливчиками, он был дальше других удален от материка. В средней его части с северо-запада на юго-восток тянулась котловина, которую и приспособили под аэродром.
Здесь, в пещере, и расположился штаб югославской армии.
Через несколько дней маршал Тито пригласил экипаж самолета на Вис. Здесь состоялась дружеская встреча советских летчиков с Верховным командованием Народно-освободительной армии Югославии.
За ужином, на котором присутствовали Иосип Броз Тито, Эдвард Кардель, Арсен Иванович, Н.В. Корнеев, начальник штаба миссии генерал-майор Мельников, югославские руководители тепло поблагодарили экипаж самолета за успешное выполнение боевого задания. Маршал Тито объявил приказ о присвоении А.С. Шорникову, Б.Т. Калинкину и П.Н. Якимову звания Народного Героя Югославии. Два других члена экипажа — И. Галактионов и Н. Вердеревский — получили ордена Партизанской Звезды.
Каждый член экипажа самолета был удостоен звания Героя Советского Союза.
С острова Вис югославское правительство должно было вылететь в Крайову. Его доставка была поручена экипажу Героя Советского Союза П.М. Михайлова, который тоже летал к партизанам.
На аэродроме самолет Михайлова ожидала группа людей, в которой выделялся коренастый военный в светло-сером плаще и пилотке.
Вот уже остались внизу изрезанные берега Адриатики, еле видны залитые лунным светом скалистые горы Боснии и Сербии. Засеребрилась ленточка Дуная — румынская земля, аэродром в Крайове. Пассажир в сером плаще поблагодарил экипаж и поспешил к выходу. На аэродроме его ждал самолет, летевший в Москву.
Только здесь узнал командир корабля, что в самолете находился маршал Югославии Иосип Броз Тито. Были приняты самые строгие меры предосторожности. Об отъезде маршала в Москву для согласования взаимодействия советских и югославских армий не знали даже некоторые члены Верховного Совета Югославии.
Высокие награды героям-летчикам были вручены в освобожденном Белграде. Вручал их председатель Антифашистского веча доктор Иван Рибар.
Потом осматривали Белград. Вот величественные своды древней крепости Калемегдан. Под ним — дорога в парк, превращенный в музей военных трофеев. Рядом — груды разбитой фашистской техники: самолеты, «пантеры», «тигры».
Калинкин, Шорников и Якимов поднялись на гору Авала, превращенную немцами в «неприступную крепость», побывали на братском кладбище. Здесь еще не было мраморных плит.
После освобождения Белграда и до Дня Победы экипаж самолета, в котором находился и наш земляк, был передан в распоряжение Верховного командования югославской армии. Ему приходилось часто вылетать в различные города Югославии, бывать в Москве, Киеве, в различных городах стран народной демократии. И всегда югославские руководители интересовались жизнью экипажа, относились к советским летчикам с искренним уважением.
Жизнь отважного летчика Бориса Тихоновича Калинкина оборвалась рано. В июне победного 1945 года в газете «Советский Сокол» появилось сообщение о гибели при катастрофе Героя двух народов. С воинскими почестями похоронили воина на Новодевичьем кладбище столицы.
Проходят годы. Но не меркнет в памяти народной подвиг, совершенный советскими летчиками. Помнят о нем в далекой Югославии, помнят и в небольшом пензенском селе Дубасово — родине Бориса Калинкина, Героя Советского Союза и Народного Героя Югославии.
О. Савин «Герои и подвиги» (Сборник очерков), Саратов, Приволжское книжное издательство, 1972 год)
При составлении биографических данных о Героях Советского Союза были использованы архивные материалы и сведения из Интернета
Группы телеканала «Россия 1. Пенза»