Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Степкин Иван Петрович

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Здравствуйте!
Я уже, на мой взгляд, прописалась на сайте. Дело в том, что моя родословная тесно связана с Пензенской областью. Я оставила здесь не одно сообщение о своих родственниках, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это -  сообщения о Степкиных из Шемышейского района с. Армиево (о родном брате и двоюродных братьях моего отца), и о братьях Сафроновых  из Мокшанского района, и о Жихареве П.Ф., призванном на фронт в годы войны из Каменского района (двоюродного брата моей матери).   
Я  давно хотела написать и о своём отце,  уроженце Пензенской области, но не знала где можно на сайте написать о нём. Он ведь не воевал в годы Великой Отечественной войны, а самоотверженно трудился в тылу врага в эти годы. А на сайте ещё не было раздела о тружениках тыла и поэтому, приходилось откладывать историю  о моём отце. 
Как хорошо, что теперь на сайте "Всенародная книга Памяти Пензенской области" появился  ещё очень хороший раздел "Они ковали победу в тылу"! Теперь я могу написать здесь о своем отце - Стёпкине Иване Петровиче (1918 г.р.) – труженике тыла в годы Великой Отечественной войны и труженике мирного  времени. Он, конечно, не герой Советского Союза, но для меня он больше, чем герой, героическим трудом своего отца, я горжусь до сих пор. Верность и преданность родному заводу, посвящение ему  всей своей трудовой деятельности - эти качества с честью пронёс мой отец через всю свою жизнь.

http://s009.radikal.ru/i307/1101/68/dfb07816e470t.jpg

Степкин Иван Петрович родился 2.11.1918 г. в Шемышейском районе, в селе Армиево (я очень бережно храню его свидетельство о рождении) в  крестьянской семье. С детства был очень трудолюбивым и ответственным. Много рассказывал мне о своём трудном крестьянском детстве, как часто выходил в поле с отцом пахать и бороновать на лошадях. Он очень любил свою малую Родину – своё село Армиево, красоты лесов и рек Шемышейского района  Пензенской области.
Степкин Иван Петрович уехал из села  в 1934 году в Москву.  В 1937 году, отучившись в строительной конторе №17 (есть документ  о сдаче государственного экзамена по специальности "Плотник" от 1937 г. и о допуске к работе на производство), работал на авиационном заводе им. Чкалова в Москве, вернее в Подмосковье, г.Химки.

http://i009.radikal.ru/1101/24/ba2b1590006at.jpg

Отредактировано Светлана Ивановна (2011-01-03 10:30:12)

+1

2

Ташкентский авиационный завод (Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ)) - детище первой пятилетки Советского Союза.
В июне 1932 года, на земле Подмосковья, в посёлке городского типа Химки, началось строительство завода для ремонта самолётов. Выдающимися достижениями советского народа явилось создание в стране одной из ведущих отраслей промышленности - авиастроения, способного производить вполне совершенные по тому времени отечественные самолёты. Уже в первые годы с момента основания завода (на его тогда ещё не окрепшей базе) создавались, а затем вырастали самостоятельные опытные конструкторские бюро, технические коллективы которых внесли достойный вклад в укрепление авиационного могущества Советской страны. Строительство любого завода, а тем более авиационного, - дело весьма трудное и сложное. Речь идёт не только о сооружении производственных корпусов (хотя  и это, по тому времени, являлось делом нелёгким), но и об отладке технологического оборудования и самой организации производства, создании крепкого слаженного коллектива и подготовке кадров - от производственных рабочих до инженерно-технических специалистов, способных наладить выпуск самолётов.
Деревенские парни из Тамбовской, Рязанской, Пензенской и других областей Российской Федерации, с  тремя-четырьмя классами образования, не имея никаких рабочих профессий, пришли в коллектив заводских строителей, стали на первых порах землекопами, плотниками, штукатурами.  Среди этих деревенских парней  был и мой отец – Степкин Иван Петрович.
В 1935 году с заводского аэродрома поднялся  в воздух первый самолёт. Первым шеф-пилотом на заводе был Валерий Павлович Чкалов – выдающийся советский лётчик, чьи беспримерные дальние перелёты вписали золотую страницу в историю советской авиации. В сентябре 1937 г. по ходатайству рабочих и служащих, а также Наркомата заводу было присвоено имя Героя Советского Союза В.П. Чкалова. С тех пор самолётостроители  с  честью и достоинством носят это имя, с гордостью  называют себя чкаловцами. Этим  они подчеркивают не только верность чкаловским традициям, но и готовность сделать свои самолёты лучшими в мире, отвечающими последнему слову авиационной науки и техники. Мой отец тоже с гордостью называл себя чкаловцем.

http://i070.radikal.ru/1101/31/a523157f4553t.jpg

Отредактировано Светлана Ивановна (2011-01-03 10:43:10)

0

3

Тяжёлым испытанием для заводского коллектива, как и для всего советского народа, явилась Великая Отечественная война.
В суровом 1941 году, когда фронт подходил к Москве и завод начал подвергаться ударам фашистской авиации, по приказу Советского правительства предприятие было эвакуировано в Узбекистан, в столицу республики – Ташкент. 17 эшелонов с людьми и оборудованием шли на Восток. В одном из таких эшелонов ехал и Степкин Иван Петрович (на фронт он не был призван, у него была от завода «бронь»).  Мучительно долгой была дорога в Узбекистан. Враг в пути совершал воздушные налёты на эшелоны. Многие заводчане погибли при вражеских бомбёжках, не досчитались авиастроители и большого количества оборудования. 
В невиданно короткий срок – за 40 дней! – завод вновь вступил в строй, уже в Ташкенте. 7 января 1942 года чкаловцы выпустили первый самолёт  в Узбекистане, а 17 января самолёты пошли уже большой серией. «Всё для фронта, всё для Победы!» - этот призыв Коммунистической партии стал девизом для каждого рабочего, служащего, инженерно-технического работника.
В те дни рядом со сводками Советского информбюро в цехах появлялись мобилизующие плакаты «Чем ты сегодня помог фронту?». Коллектив предприятия проявлял поистине массовый трудовой героизм. Под открытым небом, защищаясь от непогоды обычным брезентом или листами фанеры, люди трудились днем и ночью, трудились, не зная устали. На митингах, посвящённых передаче самолётов в действующие авиационные полки, лётчики-фронтовики от  души благодарили заводчан за прекрасные машины, которые в небе войны становились и транспортными, и санитарными, и ночными бомбардировщиками, и связными с партизанскими отрядами, действующими в тылу врага.
В годы войны чкаловцы были инициаторами многих патриотических начинаний. Труженики завода в начале 1943 года собрали и внесли в фонд обороны 1 млн. 600 тыс. рублей на постройку танковой колонны и 1 млн. 565 тыс. рублей – на постройку эскадрильи самолётов.
Верным помощником партийной организации в годы войны, был заводской комсомол. С первых дней Великой  Отечественной войны комсомольцы встали на бессменную вахту, с полным правом считая себя солдатами тыла. Комсомольская организация насчитывала в своих рядах более 2 тысяч человек. Трудно, да, пожалуй, и невозможно было найти ту область заводских дел, где бы не  участвовали комсомольцы. Они были первыми на монтаже оборудования, на строительстве корпусов, занимались подготовкой молодых рабочих, были инициаторами воскресников по сбору металлолома. Им принадлежит инициатива создания комсомольско-молодёжных  фронтовых бригад, которых к концу 1945 года насчитывалось 148. Степкин И.П. был в числе лучших руководителей фронтовых бригад.

http://s005.radikal.ru/i209/1101/22/fcbcc370109ft.jpg

Страницы из книги "50 крылатых лет", выпущенной к пятидесятилетию со времени основания 1932-1982 гг. Изд-во "Узбекистан", 1982 г.
Степкин Иван Петрович (на фото) на второй странице - первый в первом ряду.

Отредактировано Светлана Ивановна (2011-01-03 12:17:14)

0

4

На каждый успех на фронте комсомольцы завода отвечали новыми успехами в труде, были дополнительные обязательства по выполнению сменных заданий, работали буквально без отдыха по пять-шесть суток, не выходя из цеха.
Вся страна жила в те дни одной мыслью – враг должен быть разбит. И люди работали для победы. Работали с величайшим напряжением сил.
В июле 1943 года коллективу завода за успехи в социалистическом соревновании было вручено Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Чкаловцы удерживали его до окончания Великой Отечественной войны. Начиная с 1943 года и до победного окончания войны, коллективу 25 раз присуждалось Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Оно  затем было передано чкаловцам на вечное хранение как символ доблести ташкентских самолётостроителей в годы Великой Отечественной войны.
Как и все труженики тыла, чкаловцы жили одним стремлением – как можно больше дать фронту боевой техники для завершающего удара по врагу.
В трудные годы войны коллектив Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова (ТАПОиЧ) показал образцы организованности и самоотверженности. В исключительно короткий срок завод, после эвакуации его в г. Ташкент, наладил серийное производство  самолётов, необходимых для фронта.
2258 боевых самолётов дал фронту Ташкентский авиационный завод.
Родина высоко оценила самоотверженный труд ташкентских самолётостроителей.  Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 16 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолётов завод был награждён орденом Ленина.
В результате героического труда каждого чкаловца в годы Великой Отечественной войны были достигнуты большие успехи.
Степкин И.П. относился к тому поколению чкаловцев, кто своим самоотверженным трудом в тылу врага ковал победу над врагом, кто, перенося тяготы и лишения, обеспечивал бесперебойный выпуск боевой техники для фронта. Легендарный ЛИ-2 стал памятником мастерству, стойкости и выдержке заводчан.
В 1946 году мой отец был награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг", потом позже были и другие юбилейные медали, грамоты и диплом о присвоении звания "Ветеран труда - Почетный Чкаловец", но свою первую медаль 1946 года мой отец очень ценил и трепетно относился к ней.

http://i009.radikal.ru/1101/ba/7c57adcb6b7ct.jpg

http://s011.radikal.ru/i318/1101/33/cf7ceee8e813t.jpg

http://s007.radikal.ru/i302/1101/3f/caa6f5bae63at.jpg

И снова ратной славы дата.
Признался он, как отрубил:
«На фронте не был я, ребята.
Я, так сказать, глубокий тыл».
Дохнуло издалека эхо,
И докатилось до солдат
Натужное дыханье цеха,
Бессонных молотов набат.
На стеллаже, картуз под ухо,
Соснуть и снова за станок.
Людей косила голодуха,
Недуги их валили с ног.
И что ни месяц – за поселком
Кресты могильные тесней.
И похоронки, как осколки,
Прицельно били в матерей.
… На вас он смотрит виновато,
Ломает спички в тишине.
Не верьте вы ему, солдаты.
Он всю войну был на войне.
                              Овидий Любовиков

Отредактировано Светлана Ивановна (2011-01-20 11:33:43)

0

5

Вся трудовая деятельность  Степкина Ивана Петровича связана с Ташкентским авиационном заводом заводом им. Чкалова. Он проработал на нем слесарем-сборщиком более 60-ти лет,  ходил на работу, будучи уже пенсионером, т.к. беззаветно любил свою работу, любил самолёты, любил свой авиационный завод, который дал ему, как он сам говорил -  путёвку в жизнь.
Многого достиг простой рабочий человек – и мастерства, и славы, и уважения. Но успехи не вскружили ему голову. Он всегда оставался самим собой – очень простым, скромным, семейным человеком, открытым для всех. Порой, казалось, что завод для отца - даже больше, чем семья. Отец всегда говорил: «Я слесарь! Но для меня это звучит гордо. Когда я вижу в небе поднявшийся самолёт,то я знаю, что в нем есть моя доля труда, пусть скромного, но всегда необходимого».

http://i001.radikal.ru/1101/48/b1900669ca2ft.jpg

За 35 лет непрерывной работы на заводе, активное участие в социалистическом соревновании, достигнутые высокие и стабильные производственные показатели, и внесение большого личного вклада в развитие завода и его успехи Степкину Ивану Петровичу 25.12.1972 г. было присвоено звание "Ветеран труда - Почетный Чкаловец". И он с большой гордостью называл себя "чкаловцем".

http://i067.radikal.ru/1101/95/05b11ee3a89ft.jpg

Я - Чкаловец!
И! В этом емком слове
Вся жизнь моя, все помыслы, мой труд!
И Чкаловское вечное стремленье
Меня к свершеньям, к подвигу зовут.
Я - Чкаловец!
И тем горжусь безмерно,
Вглядитесь в синь, в движение машин,
Ведь это наших рук чудесное творенье
Несется ввысь, не ведая вершин!

Сейчас напишу громкие слова, но мой отец, действительно, своим добросовестным трудом вместе с другими заводчанами  приумножал  славные традиции самолётостроителей, вносил достойный вклад в освоение новых образцов авиационной техники, внедрение прогрессивной технологии, в укрепление экономического могущества всей страны.
Как бы ему было сейчас приятно узнать, что я написала о нем во "Всенародной Книге памяти Пензензенской области", ведь он так тепло всегда отзывался о своей Родине и очень-очень жалел, что никогда после своего отъезда не побывал там больше, и что никто не узнал, что этот простой деревенский мальчишка работал на таком большом и важном для страны, заводе, был причастен к выпуску могучих воздушных лайнеров, составляющих славу и гордость Советской авиации.
О крылатых машинах Ташкентского авиационного завода им. Чкалова (ТАПОиЧ) летчики страны говорили: "Летать на них - одно удовольствие!" Что может быть выше этой оценки! Как не гордиться делом своих рук!

http://i025.radikal.ru/1101/72/c667e7d5388bt.jpg

ИЛ-76 в полёте.

Отредактировано Светлана Ивановна (2011-04-29 09:51:25)

+1