Информация с сайта газеты "Молодой ленинец" http://publish.pnz.ru/ml/2002/7069.htm - статья из N 24 от 11 июня 2002 г. :
"Улицы имени террористов
Владимир ВЕРЖБОВСКИЙ
В середине 80-х годов, когда скончался очередной генеральный секретарь ЦК КПСС, пензяки с ужасом ждали, что их город переименуют в Черненко.
А все из-за того, что в годы войны Константин Устинович работал в областном комитете партии. Подобные прецеденты уже были. Так, Набережные Челны после смерти "дорогого Леонида Ильича" переименовали в Брежнев, Рыбинск - в Андропов, Ижевск - в Устинов. К счастью, здравый смысл по отношению к Пензе возобладал.
Старая истина гласит: как вы лодку назовете, так она и поплывет. Большевики очень часто называли улицы в честь своих соратников, зачастую оставивших о себе далеко не добрую память. Не говоря уж о совсем безликих Индустриальных, Экспериментальных, Кирпичных...
Спроси сейчас любого горожанина, кто такие Клара Цеткин, Моисей Урицкий, Иван Каляев, и в большинстве случаев ответы будут неверными.
Начнем с Никольской, одной из самых старых улиц губернии. Она, кстати, кое-где еще сохранила свой первозданный облик. В 1734 году на этой улице возвели Никольскую церковь. Здесь в летнее время поднималась вверх к городскому парку разношерстная публика. Там стоят здания, где бывали Лермонтов, Белинский, Спрыгин и многие другие наши знаменитые земляки. Еще не догадались? Эта улица сейчас носит имя Карла Маркса, который к Пензе ни сном ни духом не относится.
Или, к примеру, улица Каляева. В свете проводимой ныне всем миром борьбы с терроризмом даже как-то неловко, что одна из губернских улиц носит имя террориста Ивана Каляева, казненного за покушение (уточню: не за покушение, а за убийство, так как г-н Каляев взорвал "бомбой" генерал-губернатора Москвы - Великого Князя Сергея Александровича Романова, дядю императора Николая II - примечание ДСА) московского губернатора в феврале 1905 года. Между прочим, к нашему городу господин Каляев тоже никакого отношения не имел.
Зато у нас был свой известный террорист. Уроженец Сердобского уезда Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 года выстрелил из пистолета в императора Александра II, гулявшего в Летнем саду. В того самого императора, который даровал крестьянам свободу. Дмитрия схватили на месте покушения. Нет, не полицейские, а простые обыватели. А не подоспей голубые мундиры, разъяренная толпа забила бы Каракозова насмерть. После покушения братья государственного преступника отказались от своей фамилии. Население Сердобска требовало "...купить и дом, и усадьбу, где жил преступник, и сровнять их с землей".
А уже в 1918 году улицу, носившую имя губернатора Селиверстова, подарившего городу картинную галерею (ныне она носит имя Савицкого), переименовали в улицу Каракозова.
Список этот можно продолжать до бесконечности. Улица Калинина, известная с 1782 года как Верхне-Покровская (в честь Покровского храма), с февраля 1919 года стала носить имя Фридриха Адлера. Корреспонденту "МЛ" пришлось просмотреть несколько справочников, чтобы узнать, что же это был за человек.
Оказалось, что он был лидером австрийской социал-демократии позапрошлого века. Большевикам понадобилось 7 лет, чтобы понять, какого маху они дали, и переименовать улицу. С декабря 1926 года она носит имя Михаила Ивановича Калинина - безликого и безвольного "Всесоюзного старосты", вся роль которого во времена Сталина сводилась к вручению государственных наград в Кремле. Но будем справедливы: Михаил Иванович дважды побывал в Пензе - в 1919 и 1921 году.
Пензенская Казанская улица, по некоторым источникам, известна с 1782 года и названа по имени церкви, построенной в начале XVIII века.
В феврале 1919 года ее переименовали в улицу Моисея Урицкого, человека, сыгравшего зловещую роль в развязывании террора против всех инакомыслящих. Урицкий, как и многие другие герои Октября, никогда в наших краях не бывал.
Осенью 1925 года Президиум ВЦИК удовлетворил просьбу жителей Спасска Пензенской губернии и переименовал город в Беднодемьяновск.
Ефим Придворов (Демьян Бедный), член коммунистической партии с 1912 года, поэт-куплетист, как-то путешествовал мимо нашей губернии. Но, видимо, был в дурном настроении и даже не соизволил выйти из вагона, хотя его собралась приветствовать приличная группа товарищей по партии. За это, что ли, ВЦИК осчастливил жителей Спасска?
А местные товарищи из губернского центра быстро подсуетились и назвали в его честь улицу и целых четыре проезда.
Предтеченскую (опять же по имени храма) переименовали в улицу Бакунина. Будь сейчас жив Михаил Бакунин, его объявили бы в международный розыск как преступника.
Боголюбовский порядок стал улицей Революционной. Символично, что именно здесь разместился первый в городе концлагерь.
Введенская стала улицей Свердлова, Верхне-Пешая - Куйбышева, Нагорная - Каляева, Козье Болото - Либерсона, Губернаторская - Советская.
Крупно повезло Жемчужниковским улице и проезду, названным в честь вице-губернатора А. Жемчужникова, служившего в Пензе с 1866 по 1870 г. Государственный чиновник и поэт, он был одним из соавторов, печатавшихся под псевдонимом Козьма Прутков. Еще до революции улица и проезд трансформировались в Жемчужные и хотя бы в такой форме хранят память о вице-губернаторе.
Толстовская улица в советское время изменила лишь грамматическую форму. Теперь это улица Толстого. Но не в честь писателей Алексея Константиновича, Льва Николаевича и Алексея Николаевича. Своим именем улица обязана графу Егору Петровичу Толстому, пензенскому губернатору (1859 - 1861 гг.) Только Толстой и князь П. Д. Святополк-Мирской (губернатор с 1895 по 1898 г.) остались увековеченными в названиях нынешних городских улиц. И это несмотря на то, что Святополк-Мирской, уже будучи министром внутренних дел Российской империи, в 1905 году отдал приказ о разгоне демонстрантов. Что ж, Мирская звучит по-пролетарски.
А сколько было деятелей культуры, искусства, ученых, да в конце концов просто меценатов, фамилии которых стоило бы увековечить в названиях пензенских улиц! Понятно, что любое переименование стоит денег, которых нынче в казне негусто. И все же, не пора ли об этом подумать?"