Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Орлов Алексей Максимович

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

К 70-летию Великой Победы. Таран летчика-истребителя Алексея Орлова.

29 марта 2015 года на информационном портале «Коммуна» была размещена статья «Таран – оружие героев», где рассказывается о таранах немецких самолетов советскими летчиками при защите Воронежской области в годы Великой Отечественной войны. На публикацию откликнулся Владимир Алексеевич Орлов, сын летчика-истребителя Алексея Максимовича Орлова. Семейные реликвии, бережно хранящиеся в его семье, помогли нам восстановить биографию героя, время, место и подробности подвига.

http://www.communa.ru/upload/photo2015May/OrlovAlexeiLetchik.jpg

Алексей Максимович Орлов родился 26 августа 1920 года в селе Аршиновка Нижнеломовского района Пензенской области. После окончания семи классов в городе Мытищи Московской области Алексей поступает в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф.Мясникова. В декабре 1940 года старшина Орлов получает назначение в 16-й истребительный полк. Его часть дислоцируется в городе Люберцы Московской области.

C 20 июня 1941 года полк защищает небо Москвы в составе 57-й истребительной авиабригады Московского военного округа. Летчики на современных самолетах МиГ-3 и стареньких И-16 перехватывают вражеские самолеты, рвущиеся к столице.

В августе 1941 года Орлова направляют в 17-й истребительный авиаполк, который воюет на Юго-Западном фронте. Оставшегося в боях без самолета, Орлова в сентябре 1941 года переводят в состав 487-го истребительного авиационного полка, который заново формируется в Люберцах. С ним он прибывает на защиту Воронежа. Полк дислоцируется на аэродроме Осоавиахима (сейчас это улица Хользунова).

26 июня 1942 года младший лейтенант Орлов вместе с ведущим вылетел на перехват немецкого самолета-разведчика, которого рано утром на высоте 8000 метров обнаружили наши посты ВНОС (Войска воздушного наблюдения, оповещения и связи). Немецкий самолет летчики догнали над Боринскими заводами (сейчас – село Боринское Липецкой области), что в ста километрах от Воронежа.

Фашисты открыли огонь и повредили самолет ведущего, который вынужден был уйти на посадку. Оставшись один на один с врагом, старшина Орлов догнал вражеского разведчика, стремящегося уйти от преследования. Наш самолет подлетел на близкое расстояние так, что Алексею Максимовичу были видны лица врагов с кислородными масками. Летчик МиГа испытывал кислородное голодание. У него участился пульс и дыхание, появилась вялость, труднее стало прицеливаться. Собрав силы наш, пилот открыл огонь из трех пулеметов. Пули, выпущенные из истребителя, впились в хвост самолета, но он продолжал лететь.

Верхний и нижний воздушные стрелки врага огрызались пулеметными очередями, не давая летчику подойти близко к врагу. Одна из очередей, выпущенных верхним воздушным стрелком, попала в двигатель. Крупнокалиберные пули разбили водяной и масляный радиаторы. Горячая вода и масло брызнули в лицо нашему летчику, и кабину заволокло дымом. Орлов увидел торжествующего, радостного фашиста, посчитавшего, что с русским самолетом покончено. Лишившись смазки и охлаждения, мотор нашего самолета через несколько минут грозило заклинить, и он бы вышел из строя.

«Врешь! Не уйдешь!» - сказал сам себе младший лейтенант Орлов – и нажал на газ. Самолет натруженно заревел, но послушался летчика и догнал врага. Немец бросается вверх, чтобы уйти от столкновения, но наш пилот успевает врезаться фюзеляжем в его хвост. От удара МиГ подбросило вверх, а фашист, лишившись горизонтального и вертикального рулей, пошел к земле.

Он удара советский летчик на несколько секунд потерял сознание. Очнувшись, он вывел самолет из штопора и попытался дотянуть до липецкого аэродрома. Пролетев еще несколько километров, машина перестала слушаться хозяина. Орлов, не выпуская шасси, планирует на зеленое поле. С большим трудом ему удалось перелететь через высоковольтную линию и приземлиться на фюзеляж самолета. От удара о землю летчик потерял сознание – и очнулся только через сутки в лазарете.

Этот бой, который происходил утром в 6.40, видели врач 3-го ранга полка Ной Залманович Альтшулер, уполномоченный особого отдела 487-го полка (фамилия в документах не указана) и майор Алексей Афанасьевич Зюзя, которые следовали в город Елец.

На кладбищенском аэродроме в Ельце базировалась эскадрилья Зюзи. Сбитый немецкий самолет упал южнее, в 8-10 километрах от села, а летчики, выбросись с парашютами, были взяты в плен. Очевидцам воздушного боя достались трофеи. Врач 3-го ранга Альтшулер приобрел пистолет «вальтер», а уполномоченный особого отдела на память взял награду летчика – крест. Был ли это Рыцарский крест с дубовыми листьями - документы ответа на этот вопрос не дают.

По воспоминаниям Орлова, летчик сбил ХЕ-111, в других источниках указывается бомбардировщик Ju-88. Нам представляется, что это был «юнкерс», так как только он из фашистских самолетов мог подняться и лететь на высоте 8000 метров.

Это был третий таран из четырех совершенных летчиками 487-го истребительного полка под Воронежем.

Третьего января 1942 года, патрулируя вблизи города Боброва, командир звена старший лейтенант Анатолий Григорьевич Лукьянов, сбил тараном бомбардировщик Ju-88. 4 марта 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Третьего июня 1942 года старший лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин в районе села Боринские заводы (здесь позже таранит и Орлов) самолетом МиГ-3 сбил бомбардировщик. Награжден орденом Ленина.

Четвертого июля 1942 года командир эскадрильи лейтенант Константин Петрович Потапов в районе деревни Масловка таранил бомбардировщик. Награжден орденом Ленина.

Как видим, все летчики награждены высокими государственными наградами. Почему командир полка майор Михаил Фёдорович Куреш не представил Орлова к награде, выяснить не удалось, хотя подтверждение подвига в личном деле пилота хранилось.

Лишь только командир 907-го истребительного авиаполка особого назначения майор Диденко, представляя его к ордену Ленина, написал в наградном листе: «Произвел 146 боевых вылетов. В воздушном бою с противником-разведчиком типа Ю-88 уничтожил его путем тарана. Во время отражения массовых налетов противника на Курск 22 мая и 2 июня 1943 года, не щадя своей жизни, дрался с врагом, прикрывая своего командира. В бою с численно превосходящим противником лично сбил истребитель Фокке-Вульф-190 и бомбардировщик Дорнье Do-215 и Do-215 сбил в паре. Приказом №14/н от 30.08.1943 ВС Западного фронта ПВО Орлов награжден орденом Красного Знамени.

Меньше чем через год на груди летчика-истребителя засиял второй орден Красного Знамени. Им летчик отмечен за то, что провел 24 воздушных боя, в которых сбил лично семь и два в паре самолета противника.

В наградном листе говорится: «В боях с врагами Родины смел, дерзок. Проявляет исключительную настойчивость в уничтожении противника. В ночь с 8 на 9 июля 1944 года при отражении массированного налета авиации противника на железнодорожный узел и город Коростень летчик Орлов на фоне луны и освещенного САБами (советская осветительная авиабомба) неба заметил бомбардировщик ХЕ-111, направляющийся к городу. Несмотря на сильный ответный огонь, противник был сбит и упал в районе станции Ракомка Житомирской области. В ночь с 20 на 21 июля 1944 года, защищая небо города Минска, в лучах прожекторов Орлов атаковал бомбардировщик ХЕ-111 и, не дав ему сбросить бомбы, сбил его. Фашистский стервятник упал в районе поселка Заславль».

Его как опытного и удачливого летчика часто привлекают к охране от нападения фашистов с воздуха железнодорожных эшелонов и самолетов ЛИ-2, транспортировавших ценные грузы для фронта и перевозивших высшее командование Красной и Польской армий. На задания он летал вместе с лейтенантом Петром Павловичем Копейкиным. Все прикрываемые летчиками эшелоны и самолеты прибывали к месту назначения без потерь и своевременно.

Сыну Владимиру Орлов рассказывал, как после удачного полета за отбитые летчиками атаки истребителей врага член Военного Совета 1-го Украинского фронта Н.С. Хрущев наградил летчиков бутылкой трофейного французского вина.

Закончил войну он в городе Лансберге в Германии. В победном сорок пятом летчик женился на Александре Георгиевне, которая через год подарила ему дочь Антонину.

В 1947 году Орлова увольняют в запас, но он мечтает о небе. Пишет рапорты о восстановлении в армии. На пензенской земле родилась в семье Орловых вторая дочь – Мария.

Только через пять лет, благодаря проявленной настойчивости, Орлова возвращают в Воздушные силы. Работая старшим летчиком-инструктором Алексей Максимович ставит на крыло молодое поколение. Сотни летчиков научил летать опытный летчик в 771-м учебном авиационном полку в городе Каменка Пензенской области. В конце 1958 года капитан Орлов был уволен в запас.

Вслед за дочерями рождаются у летчика сыновья – Владимир и, самый младший, Алексей. Вся его дружная семья проживала в поселке Средний Пензенской области. Находясь в отставке, он работал в колхозе, разводил дома пчел, занимался хозяйством. И часто, заслышав гул самолета, с тоской смотрел на небо.

Сейчас многодетная семья Орловых еще больше разрослась. Появились внуки и правнуки. Все любят и чтут, и гордятся ушедшим от нас летчиком.

http://www.communa.ru/upload/photo2015May/OrlovAlexeiKursant.jpg
Алексей Орлов (в центре) – курсант Качинской школы пилотов. 1940 год.
http://www.communa.ru/upload/photo2015May/OrlovAlexei222.jpg
Алексей Максимович Орлов
http://www.communa.ru/upload/photo2015May/OrlovAlexeiRasbor.jpg
Разбор полетов в 907-м истребительном авиаполку особого назначения.
Алексей Орлов – третий справа во втором ряду.

Валентин Котюх,
краевед, г.Воронеж

Источник: Kommuna.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Новости Воронежа и Воронежской области / Общество / К 70-летию Великой Победы. Таран летчика-истребителя Алексея Орлова (опубликовано 08.05.2015 г.) - URL: http://www.communa.ru/index.php?ELEMENT_ID=94990

Отредактировано Миронов А.А. (2015-05-20 00:11:26)

0

2

http://s017.radikal.ru/i438/1505/1a/77122e7f452dt.jpg
Источник:  Д.Орлов. Эта дедова Победа // Любимая газета. Нижний Ломов. № 34 (1252) пятница, 8 мая 2015 г. - URL: http://static.lgazeta.ru/production/upl … _17_78.pdf

http://uploads.ru/t/c/L/V/cLVnQ.png
Наградной лист ВС Западного фронта ПВО № 14/н от 30.08.1943 на орден Красного Знамени: http://www.podvignaroda.mil.ru/?n=18790712
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/079/033-0682526-1689+112-1688/00000078.jpg&id=18790848&id1=cce4fce0ae6d8e951bc15c9f110df225
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/079/033-0682526-1689+112-1688/00000079.jpg&id=18790849&id1=74cae978e21926bc570b53258c8789e7
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/079/033-0682526-1689+112-1688/00000080.jpg&id=18790850&id1=887da413f37251264585730ae7071ce0

http://uploads.ru/t/c/L/V/cLVnQ.png
Наградной лист ВС Северного фронта ПВО № 20/н от 16.09.1944 на орден Красного Знамени^ http://www.podvignaroda.mil.ru/?n=32949909
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/266/033-0690155-5274+011-5271/00000365.jpg&id=32950034&id1=1bf22a34eeb00d23e996dc4ebcba6bdf
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/266/033-0690155-5274+011-5271/00000366.jpg&id=32950035&id1=4e78ea6f14379b110e8b68c88a2df633
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/266/033-0690155-5274+011-5271/00000367.jpg&id=32950036&id1=0e803a9065ba1088470b53afc3f758ed
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/266/033-0690155-5274+011-5271/00000368.jpg&id=32950037&id1=c55b589a9e6e05d4aba66212927936b2

http://uploads.ru/t/v/c/d/vcdWo.png
http://www.podvignaroda.mil.ru/?n=1514013375

0

3

«Иду на таран!»

Дмитрий Владимирович ОРЛОВ, начальник ОГИБДД, бережно хранит в личном архиве материалы о своём дедушке Алексее Максимовиче ОРЛОВЕ, военном лётчике. Он попросил опубликовать зарисовку, написанную бывшим сотрудником редакции Борисом Григорьевичем ПОПКОВЫМ

Где-то на большой высоте раздался глухой взрыв. А затем в небесной голубизне ярко блеснула серебряная искорка, за которой потянулся белый шлейф. И лишь потом послышался лёгкий гул уже скрывшегося за горизонтом боевого самолёта.
Алексей Максимович Орлов, хлопотавший на своём подворье, долгим взглядом проводил самолёт, задумчиво вглядываясь в голубое небо до тех пор, пока не растаяла в нём, постепенно расширяясь, сероватая многокилометровая полоса.
«Очередной учебный полёт», – подумал он. В душе снова что-то защемило, как и всякий раз при виде далёкой серебряной птицы. Вот снова взрыв, новая полоса сероватой дымки растворялась в небе. И уже скрылся самолёт, погас гул его моторов, а он всё стоял в глубокой задумчивости. Мысли его были сейчас далеко-далеко в прошлом...
Он увидел себя молодым и сильным, в форме советского лётчика, только что прибывшего в авиационный полк после окончания Качинской авиашколы в звании младшего лейтенанта.
Пилот-истребитель Алексей Орлов тогда ещё не знал, что уже через несколько месяцев (шёл декабрь 1940-го) ему придётся подниматься в небо совсем не для учебных полётов. И что не раз и не два случится смотреть смерти в лицо, слышать ее тяжёлое и грозное дыхание.
...Подмосковный городок Люберцы, где расположился авиаполк, ещё мирно спал. Но лётчиков подняли по тревоге. Они заняли свои места в самолётах, ожидая сигнала к очередному учебному полёту. Но это была война. Долгая и страшная.
В июле 1941 года немцы совершили первый массированный налёт на Москву. Наперерез немецким бомбардировщикам вылетели советские пилоты. Среди них был и Алексей Орлов на своём «И-16». Это совсем небольшой истребитель, на борту которого два пулёмета и две 80-миллиметровые пушки. Но уже скоро фашисты поняли, что этими легкозагорающимися самолётами управляют смелые люди, готовые отдать жизнь за свою Родину.
В боях за оборону Москвы лётчику Орлову не удалось открыть своего счёта, начал он его гораздо позже, через год после начала войны в районе города Липецка.
Он получил тогда уже новый, более совершенный для того времени истребитель «Миг-3». 26 июня 1942 года Алексей и его товарищ вылетели на двух «ястребках» по сигналу боевой тревоги: в воздухе был обнаружен немецкий разведчик «Хейнкель-111». Он шёл на высоте 8 000 метров. Наши истребители, имея преимущество в скорости, нагнали фашиста, атаковали его. И вдруг Орлов потерял из вида своего ведомого. Получив повреждение, тот ушёл на посадку.
Орлов быстро нагонял разведчика. Вот уже до его хвоста остались десятки метров. Наш лётчик отчётливо видел лица фашистов. Их четверо, все офицеры. «Видимо, на важное задание идут они», – мелькнула мысль. Орлов нажимает гашетку сразу всех трёх пулемётов. Видел, как пули изрешетили хвостовой руль.
И вдруг удар. В лицо брызнула горячая вода, смешанная с маслом. Кабина заполнилась дымом. Пробит мотор, понял пилот. Теперь он проработает 1,5 – 2 минуты, и его заклинит. А фашист вот он, рядом. Немцы видят свою победу.
– Врёшь, ещё не конец, – говорит сам себе Орлов. – Ещё есть минуты...
Мысль работает чётко. Страха нет, есть решение – во что бы то ни стало сбить самолёт!
Руль, к счастью, оказался в порядке. Последним усилием гаснущего мотора Орлов сбоку обгоняет фашиста, левой педалью резко поворачивает самолёт. «Хейнкель» бросается вверх, но Орлов успевает всем фюзеляжем врезаться в опустившийся хвост фашистского разведчика. Вертикальный руль погнут, часть горизонтального отрублена. «Миг» подбросило вверх, фашист, резко снижаясь, ушёл к земле.
Выходя из штопора, Орлов видел, что немецкий самолёт упал на землю и взорвался. Позже он узнает о том, что лётчики выбросились с парашютами и были взяты в плен. Они действительно летели с важным заданием в сторону Москвы.
Между тем мотор заглох. Истребитель, пробив облачность, пошёл на снижение. Орлов, очнувшись после мгновений потери сознания во время тарана, посмотрел вниз, ориентируясь. Внизу был Липецк. Он знал, что там есть аэродром, но до него не дотянуть. Надо идти на посадку близ города.
Всё ближе земля. Впереди – зелёное поле. Но путь к нему пересекает высоковольтная линия. Попадёшь на неё – верная смерть. Орлов, планируя обходить линию, направляет самолёт на более ровный участок поля. Шасси выпускать нельзя, надо садиться на фюзеляж. Новый удар, и лётчик снова потерял сознание.
Очнулся он только через сутки в лазарете. Сообщил о себе в полк. На следующий день к нему прилетел командир полка. Он-то и рассказал ему о пленении немецких разведчиков.
За совершённый таран лётчику полагалась высокая награда. Но обстоятельства сложились так, что к награде Орлов был представлен гораздо позже – шли тяжёлые бои, ещё не были установлены свидетели тарана. Они объявились после – майор медицинской службы и капитан госбезопасности официально подтвердили увиденный ими воздушный бой.
Летом 1943 года лётчику-истребителю был вручён орден Боевого Красного Знамени. В то время на его счету был уже не один сбитый фашистский самолёт.
А потом – снова бои. Особенно запомнились жаркие схватки с фашистами на Курской дуге в сорок третьем. 2 июля под Курском двое лётчиков сбили в одном бою два «юнкерса» и четыре «мессершмитта». Одним из них был Алексей Орлов. Потом на его счету появился сбитый «Фок-ке-Вульф», ещё один «Мессер», другие фашистские самолёты.
В ночь с 20 на 21 июля 1944 года лётчик сбивает ещё один «Хейнкель».
Вот что сказано в представлении к награде за тот бой:
«В ночь на 21 июля, отражая налёт бомбардировщиков на железнодорожный узел г. Минска, лётчик Орлов в результате дерзких и смелых атак сбил вражеский бомбардировщик «Х-111», не дав ему сбросить бомбы».
На груди А. М. Орлова появился второй орден Боевого Красного Знамени.
И снова боевые вылеты – дневные, ночные. Всего их было 1 200 и 10 сбитых фашистских самолётов. Войну закончил под Берлином в звании гвардии лейтенанта.
...Алексей Максимович долго ещё стоял в молчаливой задумчивости, слушая мирное голубое небо. Улетели серебристые птицы, смолк их далёкий гул. Умолкало в душе и всплывшее вдруг военное лихолетье.

Источник:  Б.Г.Попков. Иду на таран! // Нижнеломовская районная газета "Куранты-Маяк" № 37-38 (15410) от 20.05.2015 г. (опубликовано 26 мая 2015 г.) - URL: http://www.kurant-mayak.ru/news-3-3362.html

Отредактировано Миронов А.А. (2015-05-27 23:43:30)

0

4

http://s013.radikal.ru/i324/1506/55/52f32f764e6ft.jpg
Орлов Алексей Максимович, гвардии старший лейтенант
Фото с сайта "Нижнеломовская районная газета "Куранты-Маяк" - URL: http://www.kurant-mayak.ru/

0