Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области. » Лопатинский район » Терехин Николай Васильевич. Герой без «Золотой Звезды».


Терехин Николай Васильевич. Герой без «Золотой Звезды».

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Электрон.книга памяти Пензенской области http://alice.pnzgu.ru/pm/fullinfo.php?id=155526 :
Терехин Николай Васильевич
Год рождения 1916
Место рождения Лопатинский р-н с.Чардым
Место призыва Лопатинский р-н
Воинское звание майор
Дата выбытия 30.12.1942
Причина выбытия погиб в бою
Место захоронения Новгородская обл. Валдайский р-н д.Добывалово.

Книга памяти http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte … 515870050f :
Номер записи 406854556
Фамилия ТЕРЕХИН
Имя Николай
Отчество Васильевич
Дата выбытия 30.12.1942
Название источника информации Книга памяти. Саратовская область. Том 11.
Данные из книги: майор, командир 10 иап, 239 иад, пропал без вести.

Донесение о безвозвратных потерях http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9554052 , http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte … 1596051a7f :
Номер записи 9554052
Фамилия Терехин
Имя Николай
Отчество Васильевич
Дата рождения __.__.1916
Место рождения Пензенская обл., Лопатинский р-н, с. Чердым
Последнее место службы 239 ИАД 436 ИАП
Воинское звание майор
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 30.12.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 20032
Номер описи источника информации 2
Номер дела источника информации 3.
Данные из донесения: командир 10 иап, погиб в воздушном бою в р-не оз.?Верчишнское ст.Пола, похоронен на кладбище с.Добывадлово Валдайский р-н Ленинградская обл., родственники - жена Терехина Наталья Ивановна, г.Саратов ул.Советская 18-6.

Донесение2 о безвозвратных потерях http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53459959 , http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte … ea99ded26f :
Номер записи 53459959
Фамилия Терехин
Имя Николай
Отчество Васильевич
Дата рождения __.__.1916
Место рождения Пензенская обл., Лопатинский р-н, с. Чердым
Последнее место службы 6 ВА
Воинское звание майор
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 30.12.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 943.
Данные из донесения: командир 10 иап, сбит в воздушном бою в р-не оз.Вершинское ст.Пола, похоронен на кладбище с.Добывадлово Валдайский р-н Ленинградская обл., родственники - жена Терехина Наталья Ивановна, г.Саратов ул.Советская 18-6.

Приказ об исключении из списков http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte … e9045c7283 :
Номер записи 9382750
Фамилия Терехин
Имя Николай
Отчество Васильевич
Дата рождения __.__.1916
Последнее место службы 239 истр. ав. див. 10 истр. ав. полк
Воинское звание майор
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 30.12.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 56
Номер описи источника информации 12220.
Данные из приказа: командир полка, родственники - жена Терехина Н.И., г.Саратов.

Списки захоронения http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=260741241 , http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte … f4b2443302 :
Номер записи 260741241
Фамилия Терехин
Имя Николай
Отчество Васильевич
Дата рождения/Возраст __.__.1916
Воинское звание майор
Дата смерти __.__.1942
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Новгородская обл.
Место захоронения Валдайский р-н, г. Валдай, пл. Свободы.

0

2

Информация с сайта http://www.pravda-news.ru/node/301 :
"Герой без «Золотой Звезды»
28.04.2010, 18:01:19

В Пензенской области жива память о герое, подвиги которого до сих пор ждут своего признания. Это Николай Васильевич Терехин, уроженец села Чардым Лопатинского района.

Терехин – участник боев с японцами в Монголии в 1939 году. С первого дня Великой Отечественной – на фронте. Летом 1941 года командир эскадрильи, старший лейтенант Терехин в воздушном бою сбивает вражеский бомбардировщик пулеметным огнем и два самолета – таранным ударом. За этот подвиг удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина. Знаменитый поэт Константин Симонов, в ту пору фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда», написал о подвиге Терехина балладу «Секрет победы», которая была напечатана в августе 1941 года.
К 30 мая 1942 года командир 10-го истребительного авиационного полка майор Н. В. Терехин имел 150 боевых вылетов и 15 лично сбитых самолетов противника. Командование ВВС 52-й армии написало представление на присвоение майору Терехину звания Героя Советского Союза. Но этот документ где-то затерялся, и наш земляк награду не получил. А в декабре 1942-го он героически погиб в бою над территорией Новгородчины.
Согласно приказу Народного комитета обороны № 0299 от 1941 года летчик мог быть представлен к званию Героя Советского Союза за 10 сбитых самолетов противника или за выполнение 40 боевых вылетов.
Получается, что наш славный земляк несколько раз мог быть удостоен звания Героя.
Как пишет в своей книге Людмила Жукова «Выбираю таран» (Москва, 2005), начиная со времени руководства страной Леонида Брежнева боевые товарищи Николая Терехина писали в различные высокие инстанции, пытаясь восстановить историческую справедливость. Но им отвечали, что документов на представление к награде в архивах не обнаружено.
В ответ на очередную просьбу уже наших современников, создателей документального фильма о подвиге советских летчиков в годы войны, кто-то из чиновников Министерства обороны РФ сказал, что звания Героя Терехин достоин, но нет больше такой страны – СССР.
Так вот, в 2008 году участнику Великой Отечественной войны сочинцу Павлу Сюткину Указом Президента РФ было присвоено звание Героя России за подвиг, который он совершил в боях за Восточную Пруссию. Награда нашла солдата через 64 года!
Было бы совершенно справедливым воздать должные почести и Николаю Терехину.

Геннадий ТАМБОВЦЕВ, ведущий специалист Пензенского государственного краеведческого музея"

0

3

Владимир ВЕРЖБОВСКИЙ, "Молодой Ленинец" №3 от 20.01.2004  http://publish.pnz.ru/ml/2004/7153.htm#H02

   Подвиг земляка воспел Симонов

                 http://publish.pnz.ru/ml/2004/7153/h02.jpg

Наш земляк Николай Терехин, уроженец села Чардым Лопатинского района, стал первым в мире летчиком, совершившим двойной таран.
8 июля 1941 года передовица "Правды" сообщила сенсационную новость: лейтенант Терехин в одном бою сбил сразу три немецких самолета. В тот же день был подписан указ о награждении пилота орденом Ленина.
Константин Симонов в "Разных днях войны" так описывал подвиг нашего земляка: "Сначала свалил одного. Погнался за другим, но вышли все патроны. Принял решение таранить фашиста. Удар - и немец рухнул. Наш ас поломал только консоль. Но в небе остался еще один "Юнкерс". Терехин приблизился и пробил мотором хвост.
"Ю-88" развалился на глазах. Но и "ишачок" ("И-16") Николая падает вниз. Кровь заливает лицо пилота, рваная рана в ноге не позволяет даже шевельнуться, но пензяк собирает в кулак волю и все же выпрыгивает из кабины. На высоте 400 метров, полностью придя в себя, летчик раскрыл парашют.
Однако бой Николая Терехина на этом не закончился. Пока он спускался к земле, немецкие летчики, тоже раскрывшие парашюты, открыли по советскому пилоту огонь из пистолетов. Через несколько минут дуэлянты приземлились на поле, в паре километров от аэродрома. А тут и колхозники подоспели - быстро обезоружили фрицев, связав всех одной веревкой, конец которой и вручили Терехину. Так он и пришел на КП дивизии".
Через неделю в "Красной звезде" была опубликована баллада Константина Симонова "Секрет победы", посвященная Николаю.
В 1942 году в штаб ВВС ушло представление на присвоение Николаю Терехину звания Героя Советского Союза. Увы, в верхах решили, что 15 сбитых им самолетов и 150 боевых вылетов - недостаточный "комплект" для получения Золотой Звезды Героя. Пензяка наградили лишь орденом Отечественной войны. Да и его он получить не успел.
30 декабря семь самолетов под командованием Терехина направились в район станции Лола в Калининской области прикрывать наши штурмовики. И вдруг из-за облаков на "ИЛы" обрушились немецкие истребители. В завязавшемся неравном бою 26-летний майор Терехин погиб. К этому дню на его счету числилось 250 вылетов и 17 сбитых самолетов противника...

http://publish.pnz.ru/ml/2004/7153.htm#H02

0

4

Листая страницы книг.

Составители сборника: С.А. Борзенко, Я.И. Макаренко. Редактор Н.Н. Денисов.

Великой Родины сыны. Фронтовые очерки и рассказы. 1941 – 1945.

Ордена Ленина типографии газеты «Правда» имени И.В. Сталина, Москва, ул. «Правды», 24. 1958 г.

В. Ставский.

БЕССТРАШНЫЙ СЫН НАРОДА.

— По самолетам!—звучит команда.
Над посадочной площадкой, шипя, взлетает сигнальная ракета. Грозные истребители стремительно взмывают в воздух, ложатся на курс и исчезают вдали.
Погода пасмурная. Несутся низкие рваные облака. Надо зорко смотреть и не прозевать жестокого и коварного врага. Командир эскадрильи старший лейтенант Николай Терехин пристально наблюдает за воздухом.
Где-то поблизости идут бомбардировщики фашистов. Они летят бомбить цветущий город Н. Они хотят сбросить смертоносный груз на жителей города, на женщин, на детей, на стариков.   Нельзя  пропустить  гитлеровские  бомбардировщики  к городу Н.
Эскадрилья Терехина рыщет в небесных просторах, она ищет врага, чтобы истребить его. И вот в серых глазах командира блеснула острая радость. Крепкая рука его легким движением качает самолет с крыла на крыло, подавая сигнал остальным. Старший лейтенант Терехин и его товарищи бросают свои послушные боевые машины на врага.
Пять «хейнкелей», только что вынырнувших из облаков, видят неотвратимо грозную расплату. Старший лейтенант видит, как фашистский стрелок-радист, судорожно вертя маленькой черной головой, ведет по нему огонь из своих пулеметов. Терехин чувствует, что несколько пуль врага попали в его боевую машину. Но у него хватает выдержки, чтобы, несмотря на огонь врага, подойти на верную дистанцию к бомбардировщику и лишь тогда ударить по нему в упор. Наверняка! Терехин очень ясно видит перекошенное злобой и ужасом лицо фашиста.
— Вот теперь пора!— решает Терехин. Он крепко жмет гашетку своих пулеметов. Огненные мечи трассирующих пуль хлещут по бомбардировщику, убивая фашистов. Буйное пламя возникает над фюзеляжем, неуправляемый «хейнкель» валится книзу.
Терехин оглядывается. Он видит еще два «хейнкеля», тоже в пламени и дыму. Расстрелянные товарищами Терехина, они падают вниз. Победа! И сердце старшего лейтенанта Терехина сжимается в сладком волнении.
Но надо уходить к себе, на посадочную площадку. Мотор работает с перебоями, что-то произошло с управлением, машина его плохо слушается. При посадке на аэродром истребитель вдруг бросило в сторону. Только хладнокровие и умение Терехина предотвратили аварию. Товарищи, подбежавшие к самолету, поздравляют Терехина с победой. Старший лейтенант Терехин застенчиво улыбается. На смуглом лице его блестят белые зубы. Безгранично смелый в бою, на земле он скромен, тих и ласков. И это еще более усиливает уважение и любовь к нему.
В эскадрилье весь летный состав — одна молодежь. И сам Терехин тоже еще молод — ему всего 25 лет. Он из села Чардыма, Лопатинского района, Пензенской области. Отец и мать живут там. Они колхозники. Жизнь Николая Терехина проста и обычна: школа, пионерский отряд, десять лет в комсомоле, на работе в районных организациях.
Все эти годы мечты, мечты об авиации. И только об истребительной! Волнение, что его не примут в авиацию в восемнадцать лет. И неудержимая, буйная радость, когда приняли в школу. Это было в 1934 году.
Осматривая с товарищами самолет, Николай Терехин думает о том, как бы скорее получить новую машину. Да, ему нужна новая машина, потому что в этой шестьдесят пробоин, разбиты два цилиндра, пневматика шасси, продырявлен винт и повреждено управление.
На другой день в семь часов вечера старший лейтенант Терехин снова подымается в воздух. Задача такая же — перехватить группу вражеских бомбардировщиков и уничтожить ее. Как и вчера, пасмурная погода. Как и вчера, нелегко разыскать врага среди серых облаков.
Но так же, как и вчера, старший лейтенант Терехин находит группу гитлеровских бомбардировщиков и атакует ее. Он стремительно бросается на крайний, самый близкий к нему самолет, в упор стреляет по нему и сразу убивает стрелка-радиста. Следуют короткие, меткие очереди. Бомбардировщик валится вниз, и на земле взметывается пламя взрыва.
Но впереди еще два вражеских бомбардировщика. Они удирают. Их нельзя отпустить! Терехин преследует стервятников. Он ведет огонь по ближнему бомбардировщику, но вдруг патроны кончились! Теперь враг может уйти. Но ведь этого не может быть! Врага надо уничтожить любой ценой, любым способом.
В неуловимую долю секунды в сознании Николая Терехина проносятся события последних дней, встают лица товарищей, погибших в бою за Родину, за честь советского народа, встают картины пожаров, зажженных фашистами и полыхающих над родными землями. И, отчетливо сознавая, что вот сейчас он сам, может быть, погибнет, охваченный восторгом сокрушительного удара по врагу, Николай Терехин бросает свой истребитель на фашистский бомбардировщик.
Струя газов от удирающего самолета сбивает Терехина чуть не в сторону, и плоскостью своего самолета он рубит не по мотору, а по хвосту врага. Навсегда остается в памяти, как срывается вниз вражеский бомбардировщик, а правая плоскость своего самолета задирается вверх и корежится.
Но истребитель еще управляем. А впереди последний бомбардировщик врага. Его также надо уничтожить! Не думая ни о чем, кроме этого, Николай Терехин стремительно сближается с ним. По истребителю бьют пули вражеского стрелка. Терехин быстрыми и точными движениями отстегивает ремни, сбрасывает со лба очки, и тотчас его истребитель тараном бьет по бомбардировщику врага. Тот разлетается в куски.
Но и боевая машина Терехина тоже разлетается в куски. И сам Терехин, ошеломленный ударом, с рассеченным лбом, падает вниз. На высоте четырехсот метров, полностью придя в себя, он раскрывает парашют. Он видит, как под ним приземляются два фашистских парашютиста и бросаются наутек. Но им не уйти. Терехин радуется, видя, как они попадают в руки красноармейцев.
И сам он попадает в эти же руки. Но для него какие они ласковые и родные, эти советские руки!

Отредактировано Комиссаров В.А. (2013-10-03 07:05:14)

0

5

http://s7.uploads.ru/t/eDckP.png  http://s6.uploads.ru/t/M6rZH.png
Наградной лист от 1 июня 1942г. на представление к званию Героя Советского Союза и ордену Отечественной войны I-й степени http://www.podvignaroda.ru/?n=150341461 , http://www.podvig-naroda.ru/filter/filt … 21caa0c532 , http://www.podvig-naroda.ru/filter/filt … a3e9523f7e , http://www.podvig-naroda.ru/filter/filt … 27b20a675e :
Терехин Николай Васильевич 1916г.р.
Звание: майор
в РККА с 1934 года
Место службы: 10 иап ВолхФ
Дата подвига: 10.07.1941,27.07.1941
№ записи: 150341461.
Фронтовой приказ №: 131/н От: 05.12.1942
Издан: ВС Волховского фронта 
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 682525
Единица хранения: 85
№ записи 150341442.
http://s6.uploads.ru/t/BIpKR.jpg
http://s7.uploads.ru/t/pIkwc.jpg
http://s7.uploads.ru/t/03MnB.jpg

0

6

ЛАК написал(а):

Подвиг земляка воспел Симонов

Сегодня 100 лет со дня рождения Константина Симонова.

Константин Симонов
«Секрет победы»
Посвящается истребителю Николаю Терёхину

Есть такие ребята,
Любимые сыновья:
Когда они учатся в школе,
Школа им – как семья,
Когда начинают работать,
Их любит родной завод,
Когда они вырастают,
Их узнаёт народ.

Если такой уж дружит, –
До смерти, до конца;
Если уж он дерётся, –
Не опустит лица;
Если в беду попал он, –
Идет до конца вперёд;
Если уж погибает, –
Врага в могилу берёт.

Был Николай Терёхин
Одним из таких ребят,
Которым легче погибнуть,
Чем отступить назад.

Однажды, едва светало,
Надвинув шлем на бегу,
Он вылетел по тревоге
Наперерез врагу.

Врагов налетело много,
Но нашим не привыкать.
Досталось ему на долю
Трёх «юнкерсов» отогнать.
Терёхин пошел за первым,
Догнал его на лету,
Пристроился поудобней
К «юнкерсову» хвосту.

Всадил ему с маху очередь,
Одну и ещё одну,
Чтоб чёрный корабль пиратов
Послать наконец ко дну.
Но, видно, был враг упорен,
Ко дну идти не хотел, –
Весь дымясь от пробоин,
«Юнкерс» ещё летел.

Терёхин зашёл поближе,
Так, чтобы наверняка,
И чёрный стервятник рухнул
Камнем сквозь облака.
Но двое ещё остались,
Они уже вдаль ушли,
Клубилось под ними поле
В чёрных столбах земли.

Они пошвыряли бомбы
Куда попало, в овраг,
Но нам и за эти бомбы
Кровью заплатит враг.

Но пулемёт, как назло,
Вздрогнул и замолчал:
По первому самолёту
Терёхин всё расстрелял.
Ни одного патрона
Нет у него с собой.
По всем военным уставам,
Это уже не бой.

Но когда, по машине
Вдруг стрелять перестав,
Ты видишь, как враг уходит, –
Можно забыть устав.

Терёхин короткой тенью
На крыльях врага повис
И, рассчитав паденье,
Рухнул на «юнкерс» вниз.
Краем крыла он с лёту
Рубанул по хвосту,
И «юнкерс» свалился набок,
Потеряв высоту.

Тут бы пора и прыгать –
Авось парашют спасёт.
Лётчик, врага тараня,
Рискует разбить самолёт.
Но, до последней секунды
Медля делать прыжок,
Терёхин свою машину
Оставить одну не мог.

Было крыло разбито,
Но машина цела,
Она до посадки чудом
Ещё дотянуть могла.
Если такое счастье –
Никто ведь не упрекнёт, –
По всем военным уставам,
Скорей сажай самолёт.

Но третий «юнкерс» уходит,
Надо его подбить!
Ценою жизни победу
Терёхин решил добыть.

Даже не на бензине –
Бензина на полрывка, –
Как Чкалов, на самолюбье
Терёхин догнал врага.

Теряя последнюю скорость,
Упав, как железный ком,
Таранил он третий «юнкерс»
Разбитым своим ястребком.

Ударом его оглушило,
Огнём обожгло лицо,
Последним усильем воли
Выдернул он кольцо.

В госпитале Терёхин
Не пробыл и двух часов:
– Воздух аэродрома
Мне лучше всех докторов!

Лежал на аэродроме
В повязках, в белых бинтах,
Смотрел, как его ребята
Идут над ним в облаках.
Семь дней пролежал, крепился,
Завидовал всем друзьям,
Сел на восьмой в машину,
Повёл эскадрилью сам.

А ночью сказал ребятам:
– Как нам фашистов бить?
В чём наш секрет победы?
В том, чтоб упрямым быть,
В том, чтобы, как ни худо,
Назад ни на полшага!
И если уж думать о смерти,
То о смерти врага!

У храбрых есть только бессмертье,
Смерти у храбрых нет.
Не хочешь смерти – будь храбрым!
Вот вам и весь секрет.

0

7

http://slavs.org.ua/letchik-nikolai-terekhin

Из воспоминаний Захарова Г.Н., командира 43-й авиационной истребительной дивизии
Почти полмесяца моя дивизия воевала под Могилевом. К началу июля бои все еще шли по всей территории Белоруссии, но передовые части немецкой армии вышли к Березине и попытались с ходу ее форсировать. В эти дни авиация Западного фронта бомбардировочными и штурмовыми ударами сдерживала врага у переправ, и летчики 43-й авиационной дивизии беспрерывно находились в воздухе. Дивизия штурмовала пехотные колонны противника, аэродромы, занятые врагом, прикрывала переправы, по которым, отбиваясь от наступающего врага, отходили к востоку наши части, выполняла разведку, прикрывала бомбардировщики, вела нескончаемые, изнурительные воздушные бои. Обилие задач требовало значительно больших сил, чем те, которыми мы располагали. Поэтому действовать приходилось очень небольшими по численности группами.
В те дни наши бомбардировщики чаще всего летали без сопровождения, и свои задачи они выполняли ценой больших потерь. И тогда и позже мне приходилось слышать горькие упреки в адрес истребителей, относящиеся к тем тяжелым первым неделям войны. Но как могло звено И-16 или “Чаек” прикрыть две-три девятки бомбардировщиков? Да и звена-то у нас зачастую не находилось. В июле, помню, бывали дни, когда мы выделяли звено для прикрытия войск армейской группы К. К. Рокоссовского. Одно лишь звено! Недостаток в людях и особенно в технике в какой-то мере компенсировался мужеством и героизмом каждого летчика.
Штаб авиации Западного фронта располагался в самом Могилеве, штаб 43-й авиадивизии — прямо на аэродроме. Полковник Н. Ф. Науменко, ставший командующим ВВС фронта, на месте не сидел. С утра до вечера он летал на У-2 по дивизиям и полкам, отыскивая их в лесах, на грунтовых аэродромах, на полянах, выслушивал донесения командиров, тут же ставил задачи и снова поднимался в воздух. Если учесть, что все в те дни находилось в движении и обстановка менялась не только со дня на день, но иногда и с часу на час, то станет понятно, почему у командующего не было иного способа управлять авиацией. По существу, в наших руках на Западном направлении находился только один крупный аэродромный узел — могилевский. И ждать, скажем, день, пока к вечеру в штаб авиации фронта поступит необходимая информация, на основании которой можно планировать боевые действия, было просто невозможно — события развивались гораздо быстрее, а надежной связи с соединениями не было. И командующий летал сам, отыскивая в лесных массивах свои полки и штабы стрелковых соединений, о чем-то договаривался, что мог, координировал. Иной раз вовремя поставленная им задача могла повлиять на общую обстановку, складывающуюся на важнейших направлениях. Например, бомбовый или штурмовой удар по колоннам противника у переправ мог задержать противника на западном берегу Березины, а потом — Днепра. Поддержанные авиацией, стрелковые части, которые немцы уже считали разбитыми, успевали занять рубеж, окопаться, врасти в землю и снова стойко сопротивлялись.
Помимо конкретных задач, которые командующий ставил полкам и дивизиям, в те дни были задачи общего плана, понятные каждому командиру и каждому летчику. Первое — не давать форсировать реки. Это значило: следить, где враг наводил переправы, и бить по ним. Причем эту задачу выполняла вся авиация, от бомбардировочной до истребительной. Истребители летали на штурмовку с подвешенными под крыльями бомбами и эрэсами, ходили над головами немцев на бреющем, поливая их огнем из пушек и пулеметов. В основном — из пулеметов. Истребителей с пушечным вооружением у нас тогда было мало. Конечно, эффект от штурмовки истребителя, вооруженного пулеметами, сравнительно невысок. Но в те первые недели, когда штурмовики Ил-2 были, как мы тогда говорили, “штучными”, а бомбардировщиков Пе-2 — ненамного больше, наши И-16 и И-153 использовались во всех мыслимых вариантах. Основной же целью были переправы и танковые колонны.
Командующий ВВС фронта целыми днями летал по частям не только потому, что общая обстановка диктовала подобные методы управления, но и потому, что начальником его штаба был грамотный и всесторонне подготовленный специалист полковник С.А. Худяков. Дальновидный, энергичный, он прекрасно ориентировался в той сложнейшей обстановке. Во многом благодаря военному таланту начальника штаба борьба в воздухе в тот, самый трудный, для нас период, несмотря на явное преимущество противника, в короткие сроки приобрела организованный и целенаправленный характер. Уже через неделю после начала войны немецкие бомбардировщики ходили только под сильным прикрытием, а истребители вступали с нами в бой лишь при многократном количественном перевесе. Но и это гитлеровцев не спасало. Наши воздушные бойцы сбивали гораздо больше, чем теряли своих. Основные же потери в течение всего лета сорок первого года мы по-прежнему несли на земле. Немцы знали, что у нас нет надежных средств для прикрытия своих аэродромов и методично, по нескольку раз на день прилетали бомбить Однако при массированных налетах они несли ощутимые потери.
1 июля над могилевским аэродромом произошел бой, описание которого вскоре попало на страницы центральных газет. …Когда показались немецкие бомбардировщики, у нас на аэродроме находилось три звена. Шесть истребителей поднялись сразу и тут же были связаны боем. Звено Николая Терехина только возвратилось с боевого задания и еще не успело заправиться. Заканчивал заправку и взлетал Терехин уже под бомбежкой. Накануне он сбил бомбардировщик (второй с начала войны) и вот снова повел звено в атаку на “юнкерсы”. Мы с тревогой следили, как взлетает звено, как Терехин точно вывел ведомых в прямом смысле из-под бомб, потом так же удачно сманеврировал и быстро пристроился к “юнкерсу”, но огня почему-то не открывал. Я сейчас уже не могу сказать, что у него произошло с оружием, но, помню, вместе с другими работниками штаба дивизии, наблюдавшими тот бой, был раздосадован тем, что Терехин не открывает огня. И вдруг И-16 на наших глазах винтом рубанул фашиста по хвосту!
А дальше произошло такое, чего за всю войну мне видеть больше не приходилось. Уже потом, после боя, мы это квалифицировали как двойной таран, и, как всякий редкий случай, эпизод этот передавался летчиками в устных рассказах, обрастая всевозможными домыслами. Но, по утверждению некоторых очевидцев, Николай Терехин после первого тарана ударил плоскостью другой, рядом идущий “юнкерс”.
Сейчас, по прошествии стольких лет, восстановить этот редкий эпизод в деталях очень трудно. Единственный человек, который мог бы рассказать о нем, — сам Николай Терехин. Но спустя полтора месяца после начала войны 161-й полк, в котором воевал Терехин, выбыл из состава дивизии на переформирование, и о дальнейшей судьбе этого славного летчика я ничего не знаю. Однако же по рассказам некоторых однополчан Терехина, с которыми я вспоминал этот эпизод много лет спустя, дело обстояло следующим образом. “Юнкерсы” шли в очень плотном строю. Над ними в ожесточенном бою сошлись наши истребители (два звена) и Ме-109. И оттого что бой истребителей протекал в непосредственной близости, немецкие бомбардировщики держались на минимальной дистанции один от другого. Когда Терехин таранил одного, тот стал заваливаться на крыло и зацепил своего ведущего. Ведущий резко отвернул влево и столкнулся с левым ведомым. Так все головное звено Ю-88 и рухнуло…
Это произошло очень быстро, и уже в следующую минуту в небе повисло шесть или семь куполов парашютов. Кучно, группой снижались уцелевшие гитлеровцы, и несколько поодаль, но на близком расстоянии от них, — Николай Терехин. Для Терехина бой не окончился, потому что немцы открыли по нему стрельбу из пистолетов. Наш летчик отстреливался. Вся группа должна была приземлиться в нескольких километрах от аэродрома в поле. Строй бомбардировщиков, конечно, сломался: “юнкерсы”, беспорядочно швыряя бомбы, уходили на запад. Бой истребителей оттянулся далеко в сторону, уследить за ходом боя с земли стало невозможно. В это время появилось возвращающееся с боевого задания еще одно наше звено и бросилось вслед за уходящими “юнкерсами”. А за Терехиным я немедленно послал машину с бойцами, но раньше нас туда подоспели колхозники. Они помогли летчику обезоружить фашистов, связали их всех одной длинной веревкой, конец которой дали в руки Николаю Терехину. Так он и появился на КП дивизии — с пистолетом и одной руке и с веревкой, которой были связаны немцы, в другой. Старшим среди немцев оказался подполковник с двумя Железными крестами. Допросив пленных, мы передали их в штаб. За этот бой летчик-истребитель Николай Терехин был награжден орденом Ленина.
…Мы оставляли Могилев. Штаб ВВС фронта уже находился в Смоленске, а вражеские бомбардировщики все чаще приходили над Могилевом дальше на восток. В сводках Совинформбюро появились слова “смоленское направление”. Враг рвался к Москве по кратчайшему пути. Штабной “пикап” ехал через Могилев. Стоял жаркий июльский день. И на одной из улиц, когда водитель притормозил, я вышел выпить стакан газированной воды. У ларька с водой замерла молчаливая очередь. В городе уже почти не оставалось военных. Мы покидали Могилев одними из последних. В переполненный “пикап” по пути мне пришлось взять бойца, который стоял на посту у одного из покинутых зданий. Очевидно, воинская часть снималась в спешке, часового с поста никто не снял, и он был обрадован, когда наш “пикап” затормозил и я стал выяснять обстоятельства дела. Я слушал доклад красноармейца, а сам думал, что мы могли ехать и по другой улице, и мысленно прикидывал, что бы сказал командиру этой части, доведись встретиться. У ларька очередь молчаливо смотрела на меня и моих товарищей. И тогда я не стал пить воду. С тяжелым сердцем сел в машину, и мы поехали дальше.
На выезде из города попали под сильную бомбежку. Немецкие бомбардировщики превращали в месиво машины, повозки, людей, толкающих тележки и просто идущих по обочинам шоссе. Наш “пикап” заметался по бездорожью. Невыносимо было видеть все это. Все-таки я достаточно хорошо помнил немцев по Испании. Это были не те немцы, не та техника, не та сила. За три-четыре года, прошедшие с тех лет, они сумели нарастить огромный военный потенциал. Мы свернули на лесную дорогу, в сторону от шоссе. Я думал о том, что дивизию обязательно должны пополнить. Брошенные в огонь войны на одном из важнейших направлений полки дивизии таяли на глазах. Это были не те довоенные полки по 65-70 экипажей. Уже через полмесяца после начала боев самый свежий, полнокровный полк имел в своем составе пятнадцать, редко — двадцать экипажей. Вполне боеспособными были полки с четырнадцатью, десятью и даже восьмью экипажами.
Под Могилевом в состав 43-й авиадивизии влились 41-й и 170-й истребительные полки. 41-м командовал майор Ершов, 170-м — майор Мищенко. Эти полки пробыли в составе дивизии всего семь — девять дней, но и за столь короткий срок летчики полков успели себя зарекомендовать как отличные воздушные бойцы. За неделю боев истребители майора Ершова сбили более двадцати самолетов противника! Летчики дрались без оглядки — так, словно каждый их бой был единственным.

0

8

http://airaces.narod.ru/all5/teryohn1.jpg http://airaces.narod.ru/all5/teryohn2.jpg http://airaces.narod.ru/all5/teryohn5.jpg http://airaces.narod.ru/all5/teryohn3.jpg
источник: сайт "Красные соколы" http://airaces.narod.ru/all5/teryohin.htm http://airaces.narod.ru/all5/teryohn1.htm

http://www.vestnik-mogileva.info/files/images/y_6.jpg
источник: статья в газете "Вестник Могилёва", 08.04.2015 http://www.vestnik-mogileva.info/conten … a-terehina

http://memgid.ru/object/5631
http://memgid.ru/uploads/object/l0v649k27hl0.jpg
Могила майора Терехина Н.В., г. Валдай, Сквер Героев
На гранитной плите надпись "Майор Терехин Николай Васильевич геройски погиб в воздушном бою с немецко - фашистскими захватчиками над городом Валдай в 1942 году"
Координаты для GPS:
Широта: 57.978872; Долгота: 33.254760
Расположение объекта: Россия, Новгородская область, Валдай, площадь Свободы

http://necropolsociety.ru/waldai2.html Сайт некоммерческого партнерства "Общество некрополистов"

Сквер героев
      В самом центре г. Валдай, рядом с Троицким собором, расположен Сквер героев. Это место на котором находятся захоронения героев войны и монумент с Вечным огнем.
Мало кто знает, что до 1772 года на этом месте, на площади возле Троицкого собора и Введенской церкви находилось самое большое и самое старое кладбище Валдая. Все поколения валдашей хоронили здесь.
      В 1770 году, императрица Екатерина II своим указом объявила Валдай городом и повелела произвести преобразования по благоустройству, в числе которых – вынести кладбище за черту города за Пятницкую улицу (ныне улицу Луначарского). Рассказ о кладбище на улице Луначарского (периоды захоронений - 1770-1917 г.г.) будет в одной из следующей части валдайских историй.
      В 1930-е годы двадцатого века богослужение в Троицком соборе были прекращены, храм закрыт. В 1941 году в здании работал эвакогоспиталь, в 1942-43 гг. – Дом Красной Армии Политуправления Северо-западного фронта.
      Валдай был центром фронта, здесь находились Штаб СЗФ, ПУ СЗФ, Оперативный отдел Штаба партизанского движения, Штаб тыла, Медицинское управление и т. д. Возле здания бывшего собора, там, где находилось древнее валдайское кладбище, хоронили воинов, отличившихся в боях за Валдайскую возвышенность.
      На настоящий момент на площади располагаются 5 индивидуальных монументов:
     Летчику Николаю Терехину
     Герою Советского Союза Николаю Васильеву.
     Герою Советского Союза Александру Герману.
     Генерал-лейтенанту артиллерии Белову Павлу Мироновичу
     Продовольственному комиссару Николаеву И. (участнику гражданской войны).

Николай Васильевич Терехин
(1916-1942)

http://necropolsociety.ru/waldai2-4.jpg
Терехин - советский лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны. Один из двух советских лётчиков, трижды совершивших воздушный таран, причём два тарана — в одном бою:
      10.07.1941 года, израсходовав все боеприпасы, тараном сбил «Юнкерс 88» и уже повреждённой своей машиной вторым тараном сбил ещё один «Юнкерс-88». 18.07. 1941 года на исходе воздушного боя, не имея боеприпасов, умелым таранным манёвром вогнал в землю самолёт противника «Дорнье-17».
      В рядах Красной Армии служил с 1934 года. Член ВКП (б) с 1939 года.
      С августа 1941 года командовал 10-м истребительным авиационным полком.
      На 30 мая 1942 г. имел 15 лично сбитых самолётов противника.
      Погиб при невыясненных обстоятельствах в воздушном бою 30.12.1942 года. в районе Вершинского озера (Новогородская область). К моменту гибели на счету майора Н. В. Терёхина числилось около 250 боевых вылетов и 17 сбитых самолётов противника.
      Первоначально был похоронен в деревне Добывалово Валдайского района, а после войны его прах перезахоронен в Сквере Героев.
Награждён Орденами Ленина (1941) и Отечественной войны 1-й степени (1942). Представлялся к званию Героя Советского Союза, но награждён не был.
      По воспоминаниям сослуживцев Терехина, ещё в школе военлётов, имея в виду профессию лётчика - истребителя, Николай любил ссылаться на восточную мудрость: "Идущий в горы не должен бояться обрывов».
      Прошли годы, и о храбрейшем, самоотверженном герое, казалось все забыли. Остались лишь скупые сведения о его беспримерном бое на 7-м дне войны в томах «Истории Великой Отечественной войны» и краткая биография в книге- справочнике «Герои воздушных таранов» генерала авиации А.Д. Зайцева, в которой место исторического боя – под Могилевом – перенесено на Ленинградский фронт и неверно указана его дата.
      Эти неточности легко объяснимы – обстоятельства гибели аса Терехина до сих пор окутаны загадками. Рассказывая о гибели своего бесстрашного командира, однополчане произносили загадочную фразу: "Группа, которую возглавлял комполка Терёхин, по приказу кого-то с земли сменила курс и ушла, не предупредив о том командира. А через несколько минут полёта его "Киттихаук" атаковали 6 "Мессеров"... Где упал самолёт комполка - точно не знают».
      Документы его личного дела не полны, на запросы исследователей в архив Минобороны, почему Терехин не удостоен «Золотой Звезды», многие годы приходил однотипный ответ: «Представления на звание Героя Советского Союза не имеется».
      Лишь гораздо позднее, в послеандроповские времена, стараниями друга Терехина – Василия Хованова и привлеченных исследователей – журналистов, в личном деле Терехина была найдена копия наградного листа на звание Героя Советского Союза, подписанного за полгода до гибели лётчика.

Отредактировано простомария (2015-11-28 12:05:36)

0

9

По состоянию на 19.07.2018 года мне известны имена 8 человек, которые в годы ВОВ представлялись к высокому званию Герой Советского Союза. Однако обладателями золотых Звезд так и не стали. 8 человек это вместе с Н.В.Терехиным. Из Сосновоборска - Панферов Петр Иванович, 1923 гр., Самышкин Борис Алексеевич 1923 гр. - Кондоль. Киняев Виктор Алексеевич 1925 гр. - Терновка.  И 4 человека из Кузнецкого района - Кашицын А.М 1924 гр., Иванов александр Николаевич 1924 гр., Ершов Николай 1915 г.р., (майор) и лейтенант Кулагин Владимир Тарасович.

0

10

Здравствуйте!

Бессмертный полк.

Терёхин Николай Васильевич.

МАЙОР

История солдата.

Со слов своего отца, будучи школьником, я узнал, что его дядя Николай Васильевич Терехин командир эскадрильи 10 истр.авиац.полка герой Советского Союза и о нем написана поэма К.Симонова "Секрет победы". В одном бою тараном сбил 3 немецких бомбардировщика. В настоящее время из интернета я узнал, что за этот подвиг он был награжден орденом Ленина. За время боевых действий Н.В. Терехин совершил 250 боевых вылетов, сбил 17 самолетов противника и был представлен к ордену Отечественной война 1 степени и званию героя Советского Союза в одном наградном листе. Орден Отечественной войны был вручен ему посмертно А вот звание героя Советского Союза он так и не получил, хотя приказ № 0299-41 о присвоении звания существует. Можно ли восстановить справедливость?

История солдата 04.04.2015 внесена в регионы: Курская область, Курск. Страницу солдата ведёт: Кукарских Олег Адольфович. Ⓒmoypolk.ru Бессмертный полк. https://www.moypolk.ru/soldier/terehin- … vasilevich

Терёхин Николай Васильевич.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t311296.jpg

Родился 5 мая 1916 г., село Чардым, Саратовская губерния. Погиб 30 декабря 1942г., Новгородская область.

Советский лётчик -истребитель, участник Великой Отечественной войны, майор. Один из двух советских лётчиков(наряду с А. С. Хлобыстовым ), трижды совершивших воздушный таран, причём два тарана — в одном бою:10 июля 1941 года в одном из воздушных боёв, израсходовав все боеприпасы, тараном сбил «Юнкерс-88» и уже повреждённой своей машиной вторым тараном сбил ещё один «Юнкерс-88». 18 июля 1941 года на исходе воздушного боя, не имея боеприпасов, умелым таранным манёвром вогнал в землю самолёт противника «Дорнье-17».

Окончил семилетку и поступил в Саратовский автодорожный техникум, где был избран секретарём комсомольской организации.В рядах Красной Армии с 1934 года. Окончил 4-ю Военную авиационную школу лётчиков в городе Энгельсе в 1936 году. Участник советско-японского вооружённого конфликта на реке Халхин-Гол в 1939 году и похода частей Красной Армии в Западную Белоруссию 1939 года. Член ВКП(б) с 1939 года. На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Воевал в составе 161-го ИАП(командир эскадрильи, старший лейтенант), с августа 1941 года командовал 10-м истребительным авиационным полком, который сражался в составе ВВС Калининского, Волховского и Северо-Западного фронтов. На 30 мая 1942 года имел 15 лично сбитых самолётов противника. Погиб в воздушном бою 30 декабря 1942 года в районе озеро Вершинское — ст. Пола (Новгородская область).

К моменту гибели на счету майора Н. В. Терёхина числилось около 250 выполненных боевых вылетов и 17 сбитых самолётов противника. Был похоронен в деревне Добывалово Валдайского района Новгородской области. После войны его прах перезахоронен в городе Валдай в Сквере Героев]. На серой каменной плите высечено: «Майор Н. В. Терёхин геройски погиб в воздушном бою с немецко-фашистскими захватчиками над городом Валдаем 30 декабря 1942 года».

ПАМЯТЬ. Пензенская область Лопатинский район Лопатинский сельсовет. https://www.sinref.ru/000_uchebniki/046 … on/002.htm

Терёхин Николай Васильевич

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t525807.jpg

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t613228.jpg
12 побед (9 + 3).

Родился 5 мая 1916 года в селе Чардым (Лопатинский район Пензенской области). В 1929-1932 гг. учился в Лопатинской школе. В сентябре 1932 года поступил в Саратовский автодорожно-строительный техникум. С августа 1934 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил 4-ю Военную авиационную школу лётчиков (город Энгельс). Служил в строевых частях ВВС (33-я ИАЭ - младший лётчик, 35-й ИАП - командир звена и эскадрильи, 122-й ИАП - военный комиссар). Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол в 1939 году в составе 70-го ИАП (ВВС 1-й армейской группы РККА), летал на И-16, воздушных побед не имел. В июне 1941 года окончил Высшие курсы усовершенствования начальствующего состава (город Липецк).

С 22 июня 1941 года старший лейтенант Н. В. Терёхин на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира эскадрильи 161-го ИАП (43-я ИАД, ВВС Западного фронта; 12 августа 1941 года преобразован в 425-й ИАП), летал на И-16 и МиГ-3. 1 июля 1941 года в районе Могилёва, израсходовав в бою все боеприпасы, тараном сбил бомбардировщик Хе-111 и своей повреждённой машиной вторым тараном сбил ещё один Хе-111.

С 25 июля 1941 года - заместитель командира 425-го ИАП. С 23 сентября 1941 года - командир 10-го ИАП, где летал на МиГ-3 и ЛаГГ-3. С 15 июня 1942 года - командир 2-го Гвардейского ИАП, продолжая летать на ЛаГГ-3. С 9 июля 1942 года - снова в 10-м ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и "Киттихауке". Сражался на Западном, Калининском, Волховском, Северо-Западном фронтах.

30 декабря 1942 года командир 10-го истребительного авиационного полка (239-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт) майор Н. В. Терёхин погиб в воздушном бою в районе озера Вершинское (Новгородская область). Всего совершил около 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 3 самолёта противника (в последнем наградном листе говорится о 15 личных победах на 30 мая 1942 года; представлялся к званию Героя Советского Союза, но не получил его). Похоронен сначала в деревне Добывалово (Валдайский район Новгородской области); в 1955 году прах перезахоронен в городе Валдай.

Награждён орденами: Ленина (08.07.1941), Отечественной войны 1-й степени (5.12.1942).

*     *     *
Список известных воздушных побед Н. В. Терёхина:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя Свой самолёт
01.07.1941 3  Хе-111  (2 сбиты тараном) район Могилёва И-16
10.07.1941 1  До-17
11.07.1941 1  Ме-110
16.07.1941 1  Хш-126  (в группе 1/3)
21.07.1941 1  До-17 Сущево
21.03.1942 1  Ме-110 Мясной Бор ЛаГГ-3
1  Ме-109  (в группе 1/9)
22.03.1942 1  "Ме-115" озеро Замошьинское - Любцы
28.05.1942 1  Ю-88 севернее Новгород
1  Ю-88  (в паре) Вяжище

Всего сбитых самолётов - 9 + 3;  боевых вылетов - около 250.

Из фотоматериалов военных лет:

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t108663.jpg

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t211715.jpg

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t588317.jpg

Из материалов прессы военных лет:

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t948804.jpg

© 2024 г. Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг. http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/t/teryhin_nv.htm

Таранных дел мастер.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t316610.jpg

В центре города Валдай, районного центра Новгородской области, в сквере Героев нашел свой вечный покой майор Николай Васильевич Терехин – первый в мире летчик, уничтоживший тараном два вражеских самолета в одном воздушном бою.

Николай Терехин прожил короткую, но яркую жизнь. Он стал одним из первых советских летчиков-асов, хотя провоевал в общей сложности всего десять месяцев. Но это время было насыщено таким большим количеством событий, что официальные документы не всегда успевали фиксировать их. Наверное, поэтому и осталось в его биографии так много белых пятен. Нет однозначного мнения о количестве одержанных им воздушных побед. Неизвестны причины, по которым он не получил Золотую Звезду Героя. Тайной покрыты и обстоятельства его гибели.

Подробно: ВОЙНА. «Секретные материалы 20 века» №8(524), 2019.  Владимир Матвеев, капитан 1-го ранга.

УЛИЦА ТЕРЁХИНА.

Терёхин Николай Васильевич (05.05.1916–30.12.1942).

Учреждение культуры "Могилевская областная библиотека им. В.И. Ленина". Отдел информационных ресурсов ©2020-2023. https://libmogilev.by/heroes/terehin.html

Великий подвиг непризнанного героя.

Есть такие ребята,
Любимые сыновья:
Когда они учатся в школе,
Школа им как семья,
Когда начинают работать,
Их любит родной завод,
Когда они вырастают,
Их узнаёт народ.

К. Симонов. Баллада «Секрет победы» с подзаголовком «Посвящается истребителю Николаю Терёхину»

Именно этими словами можно охарактеризовать короткую жизнь Николая Васильевича Терёхина.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t976629.jpg

Н. В. Терёхин (крайний слева) в группе награждённых в Кремле, справа М. И. Калинин. 1941 год

Валдай. «Группа товарищей™» © 2000-2039. 07.05.16 г.
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com SpeSta.
https://valday.com/gazeta485/1

Информация о месте рождения.

Петровск Саратовский. Село Чардым. (Лопатинский район Пензенской области).

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t183181.png

Чардым — село в Лопатинском районе Пензенской области России. Административный центр Чардымского сельсовета. Село находится на берегу реки Чардым в 4 км на северо-запад от райцентра села Лопатино. Александр Сушков. 22 февраля 2023. https://dzen.ru/a/Y_Ym9H6K9UdhY9By

Терехин Николай Васильевич

Дата рождения 1906
Место рождения Куйбышевская обл., г. Куйбышев (г. Самара)|Пензенская обл., Лопатинский р-н, с. Чардым|Пензенская обл., Лопатинский р-н, с. Чердым|Рязанская обл., Рыбновский р-н, п. Рыбное
Воинская часть 10 истребительный авиационный полк Калининского фронта, Волховского фронта
Место захоронения Ленинградская обл., Валдайский р-н, Добываловский с/с, д. Добывалово, кладбище|Новгородская обл., Валдайский р-н, д. Добывалово
Командование воинскими частями: 10 истребительный авиационный полк, командир, майор

Нет данных о периоде командования. Посмотреть боевые приказы и документы связанных воинских частей. Источник: https://pamyat-naroda.ru/heroes/pamyat-commander35557/

[10 истребительный авиационный полк].

20.09.1941–10.10.1941: сформирован в Московском военном округе при 1 Высшей школе штурманов ВВС КА (аэр. Дягилева, г. Рязань) как 10 истребительный авиаполк.
       
18.03.1943: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 128 10 иап преобразован в 69 гвардейский истребительный авиационный полк.
       
19.02.1945: За отличие в боях за овладение городом Краков приказом ВГК № 015 69 гиап присвоено почетное наименование «Краковский».
       
26.04.1945: За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев и разгроме войск противника юго-западнее Оппельна и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 69 гиап награжден орденом Александра Невского.
       
12.03.1947: 69 гиап расформирован в составе 23 гиад 2 ВА Центральной группы войск (Австрия) (директива ГШ ВС СССР № орг/1/470075 от 21.01.1947; директива ГК ЦГВ № орг/1/00269 от 26.01.1947; приказ 2 ВА № 002 от 27.01.1947).   
   
Подчиненность и участие на фронтах

11.10.1941-25.10.1941. Выполнял задачи прикрытия аэродрома базирования и железнодорожного узла г. Рязань. <..>

За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 7085 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 245 самолетов противника и 23 - уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также уничтожено: танков – 8, орудий – 52, орудий ЗА – 64, автомашин – 332, автобусов – 2, повозок – 59, паровозов – 8, вагонов – 12, цистерн – 10, склад ГСМ – 1, склад боеприпасов – 1.
       
Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 40, самолетов – 88. Подробно: http://ava.org.ru/iap/69g.htm.

Персоналии. 10-й истребительный авиационный полк.

капитан, майор Терехин Николай Васильевич, командир полка с 01.10.1941 — 30.12.1942 (погиб).

© 2015-2024 pomnirod.ru. https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam … -polk.html

Воинские захоронения: Валдайский р-н, г. Валдай, пл. Свободы. https://pamyat-naroda.ru/memorial/burial/260741234/
Информация о захоронении
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Новгородская обл.
Номер захоронения в ВМЦ 53-34
Место захоронения Валдайский р-н, г. Валдай, пл. Свободы
Дата создания современного места захоронения __.__.1942
Дата последнего захоронения __.__.1943
Вид захоронения отдельные могилы
Состояние захоронения хорошее
Кто шефствует над захоронением ПУ ЖКХ; в/ч 20717
Количество могил 4
Захоронено всего 4
Захоронено известных 4
Захоронено неизвестных 0

МОГИЛА СОВЕТСКОГО ВОИНА МАЙОРА Н.В.ТЕРЕХИНА.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t920170.jpg

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР
531410348770005

КАТЕГОРИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Регионального значения

ВИД ОБЪЕКТА
Памятник

ОСНОВНАЯ ТИПОЛОГИЯ
Памятник истории

СВЕДЕНИЯ О ДАТЕ СОЗДАНИЯ
1916-1942 гг.

АДРЕС ОБЪЕКТА (МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ)
Новгородская область, Валдайский район, Валдайское городское поселение, город Валдай, пл. Свободы, сквер Героев

НАИМЕНОВАНИЕ, ДАТА И НОМЕР РЕШЕНИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ О ПОСТАНОВКЕ ОБЪЕКТА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОХРАНУ
Постановление Администрации Новгородской области "О памятниках истории и культуры" № 21 от 23.01.1997 г. https://kartarf.ru/dostoprimechatelnost … nvterehina

Сквер Героев, г. Валдай. Новгородская область. Валдайский район.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t406274.jpg

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t861854.jpg

Сквер Героев на центральной площади Валдая – священное место горожан. Здесь похоронены командиры 2-й и 3-й партизанских бригад Н.Г. Васильев и А.В. Герман, командующий Северо-Западного фронта П.М. Белов, летчик Н.В. Терехин.

В честь тех, кто защищал Валдайскую землю, в честь всех валдайцев, погибших на полях сражений, в каменной чаше горит Вечный огонь. Он был зажжен в честь 30-летнего юбилея Победы.

© Книга Памяти Северо-Западного федерального округа, 2014 — 2024. https://memgid.ru/object/4601

Валдай площадь Свободы памятник истории Братское кладбище советских воинов, погибших в борьбе с фашистами.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t848954.jpg

https://commons.wikimedia.org/wiki/File … истами.jpg

Отредактировано Легошина Валентина (2024-08-05 21:09:35)

0

11

Здравствуйте!

ТерехинО или ТерехинА? Рассказываем о крутом пилоте, который одним тараном сбил три немецких самолета — в честь него в Могилеве названа улица.

18.04.2023.

Продолжаем по просьбам читателей рассказывать о людях, чьими именами названы могилевские улицы. Многие бывали на улице, названной именем Николая Терехина, но не все знают — этот летчик совершил в воздушном бою настоящее чудо, примеров которому мало в истории военной авиации. Увы, но не все могилевчане даже отдают себе ясный отчет в том, что это именно улица, названная в честь выдающегося пилота: периодически приходится слышать или читать, как ее называют странным псевдотопонимом «Терехино», как будто какой-то микрорайон.

Николай Терехин родился в 1916 году в Поволжье, в селе Чардым. Биография его была типична для молодежи 20-30-х годов. По окончанию базовой 7-летней школы в 1932 году Николай поступает в Саратовский автодорожно-строительный техникум. То время в СССР, как и во всем мире, было эпохой бурного развития техники. Про «пламенный мотор», который вместо сердца, могли бы спеть молодые люди, рвущиеся к большим высотам и скоростям — и во Франции, и в Германии, и в Америке. Но если в названных странах массовое образование уже было нормой, то отличие ситуации в Советском Союзе заключалось в том, что здесь миллионы парней и девушек смогли впервые вырваться из деревень и городских окраин к престижным профессиям.

И Николай Терехин, как и большинство его сверстников, жадно глотал знания. Время было непростое, Поволжье и Украина только что пережили засуху и сильный голод. Николай с товарищами по комнате в общежитии образовали своеобразную «коммуну» — все деньги сбрасывали в общий котел, считалось, что так легче выжить. Стипендия была небольшая, родители из еще полуголодной деревни, как правило, особо помочь не могли. Чтобы заработать на дополнительный кусок хлеба, студенты ходили на Волгу разгружать пароходы. Терехин был невысокого роста, но ловкий и подвижный. Товарищи любили его за энергичный, неунывающий и настойчивый характер, ведь рядом с такими людьми и другим легче бывает переносить трудности.

Учился Николай отлично, особенно любил физику и математику. Его однокурсник Цитеров спустя много лет вспоминал, что Коля всегда охотно делился знаниями, помогал отстающим.

Но вечерами, глядя на волжскую гладь, Терехин мечтал о другом — о покорении воздушной стихии. Наверное, в то время едва ли не каждый второй молодой человек хотел стать летчиком — о прославленных пилотах писали все газеты, их портреты вешали на стены, об их подвигах снимали фильмы. Но Николай Терехин не просто предавался мечтам. Уже будучи студентом 2-го курса техникума, он подал документы в военную летную школу.

И товарищи по учебе, и преподаватели техникума уговаривали Терехина остаться. Но он твердо решил стать авиатором, и уже не сворачивал с намеченного пути.

Фото. 14-я Военная школа летчиков в Энгельсе.

В 1934 году Николай Терехин поступает в 14-ю Военную авиационную школу летчиков в Энгельсе. В то время Энгельс (бывшая Покровская Слобода) был столицей Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья — с немецким, русским и украинским официальными языками. Начальником школы и ее комиссаром был тогда Алексей Мейер. Первоначально школа была создана в 1930 году для подготовки пилотов бомбардировочной авиации. Летать курсанты начинали на учебных самолетах У-2 и Р-1.

На инициативного курсанта командование сразу обратило внимание, и Терехин был назначен старшиной отделения. Учившийся с ним Василий Хованов вспоминал, что Николай так упорно и старательно отрабатывал приемы пилотирования, что, еще и не пройдя половины курса обучения в паре с инструктором, Терехин был допущен к самостоятельным полетам. Командир отряда не поверил сначала в способности Николая, но поднявшись с ним в воздух в «спарке», дал добро.

Потом в летную школу поступили новейшие по тому времени истребители И-16, и курсанта Терехина оставили для их освоения. Но Николай Терехин — не только прирожденный, талантливый истребитель. Он еще пишет стихи и повесть о курсантах-военлетах, в ней он очень точно предсказал многие боевые ситуации, с которыми вскоре придется столкнуться во время войны…

В 1936 году Терехин закончил 14-ю школу летчиков в Энгельсе, ставшей к тому времени одним из лучших авиационных училищ в СССР. После чего лейтенант Николай Терехин был направлен в Бобруйскую истребительную бригаду. На аэродроме под Бобруйском старательный молодой пилот продолжает и дальше совершенствовать свое летное мастерство — он освоил высший пилотаж и ночные полеты, стал воздушным снайпером и получил вторую специальность авиационного штурмана. А еще в Бобруйске лейтенант Терехин стал первым в бригаде летчиком-высотником, без кислородной маски свободно поднявшимся на высоту 5 тысяч метров.

В 1938 году Терехин проходит курсы повышения квалификации при Липецком военном летном училище, где в его характеристике пишут: «Как командир смелый, решительный, инициативный. В своих решениях настойчив и проводит их в жизнь».

Огненное небо над Могилевом.

А в воздухе тем временем уже пахло пожаром — приближалась Вторая мировая война. Ее раскаты уже звучали в Китае и Испании, куда отправились многие товарищи Терехина по летной школе. А вскоре и ему самому довелось понюхать пороха — в 1939 году он участвует в воздушных боях на реке Халхин-Гол.

Едва отгремели бои с японцами, вторгшимися на территорию Монголии, как Николай Терехин принимает участие в походе в Западную Беларусь. Еще до появления пресловутых «камикадзе», во время войны в Испании, японо-китайской войны и на Халхин-Голе советские летчики совершили первые воздушные тараны. Об этом крайне отчаянном и рискованном способе воздушного боя стал задумываться и Николай Терехин. Но это единственный шанс продолжить борьбу, когда кончились патроны или заклинило пулеметы, или если твоя машина уже горит. Молодой пилот рассчитывал маневр и траекторию, оптимальные для тарана. Но также было известно: при ударе самолет получает столь сильное сотрясение, что пилоты иногда теряют сознание — как при нокауте. Николай Терехин решил усилить свои физические тренировки, разработал и следующее упражнение на вестибулярный аппарат — прыгал на землю с большой высоты и старался мгновенно восстановить равновесие.

Начало Великой Отечественной войны застало Николая Терехина в Беларуси. Уже с первых ее дней немцы бомбили Могилев. 161-й истребительный авиационный полк, в котором служил старший лейтенант Терехин, изо всех сил старался прикрыть наш город. Но немцы летают на новейших мощных и скоростных машинах, тягаться с ними на уже устаревших «ишачках» непросто. Летчики-истребители совершали в день по 5-6 боевых вылетов, но и сами несли потери, и результаты боев были невелики. За первую неделю войны истребители полка произвели 250 вылетов, но смогли сбить только два немецких самолета.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t316610.jpg

Группа летчиков 161-го истребительного авиаполка (в центре — командир эскадрильи Николай Терехин)

При этом люфтваффе постоянно стремилось нанести удары и по аэродрому в Пуховичах, куда перебазировался 161-й истребительный авиаполк.

Три самолета одним тараном или два тарана в одном бою?

28 июня 1941 года немецкие бомбардировщики появились в небе неожиданно. Ju-88 шли внаглую, очевидно, рассчитывая, что советская авиация уже ни на что не способна. На аэродроме оставалось только 3 звена истребителей, шесть истребителей поднялись навстречу врагу сразу. А вот звено старшего лейтенанта Терехина только что вернулось с очередного задания и заправлялось на летном поле. Поэтому оно взмыло в воздух, когда немецкие самолеты уже заходили на бомбометание.

Но И-16 имеют хорошую маневренность, и Николай Терехин решил использовать это преимущество. Он атакует головное звено из трех бомбардировщиков и заходит в хвост немецкому правому ведомому. Поймав цель в перекрестие прицела — раз за разом жмет на гашетку. Однако «юнкерс» словно заколдованный — Терехин выпустил уже весь боезапас, а немецкий самолет остается невредимым. Но старший лейтенант Терехин, как всегда, упорен в выполнении боевой задачи. «Врешь, не уйдешь» — говорит про себя пилот, стиснув зубы. Еще один вираж, и И-16 снова заходит сзади немецкого бомбардировщика. Стремительно нагоняет бомбовоз, подходит вплотную — и вот диск крутящегося пропеллера рубит хвост самолета с крестами. Поврежденный в результате воздушного тарана, Ju-88 резко клюет носом и камнем устремляется к земле.

Но одновременно происходит нечто совсем невероятное. Немецкие бомбардировщики шли в сомкнутом боевом порядке. И сбитый самолет в падении задевает крылом своего ведущего. Тот шарахается в сторону — и врезается в своего левого ведомого. В результате все головное звено немецких бомбардировщиков оказалось сбитым.

Так описывает этот бой его непосредственный участник, Герой Советского Союза Михаил Девятаев, впоследствии бежавший из плена на немецком самолете.

Фото. Советский истребитель Поликарпов И-16 «ишачок», на котором Николай Терехин совершил свои знаменитые тараны

В представлении о награждении Николая Терехина от командующего ВВС 52-й армии ход этой воздушной схватки передается иначе. Правда, этот документ составлялся спустя год, в июле 1942 года. В нем и в других источниках говорится, что Николай Терехин пулеметным огнем сбил «Хейнкель-111». Но боеприпасы кончились, и тогда пилот пошел на воздушный таран другого вражеского самолета. И ударил его плоскостью крыла.

От удара весь самолет содрогнулся, все поплыло в голове у пилота. Но недаром, видно, прошли тренировки — Терехин быстро восстановился и удержал управление машиной. И-16 повредил консоль, но все еще оставался в воздухе.

Тогда третий «Хейнкель» сам атаковал советского истребителя, и сзади обрушил на И-16 шквал пуль. Самолет Терехина загорелся. Но лейтенант вновь направляет его на цель — и сбивает еще одним таранным ударом третий вражеский самолет. Официально Терехин считается автором двух таранов в одном бою, что, впрочем, ничуть не меньшее достижение, чем сбить одним тараном три вражеских самолета. Кроме него, подобное сумел сделать еще только один советский пилот — Алексей Хлобыстов.

В наградном листе, составленном по горячим следам, сказано — в одном воздушном бою старший лейтенант Терехин сбил сразу три немецких самолета, один из них — таранным ударом.

Как бы там ни было, но Николаю Терехину пришлось покинуть свою тоже поврежденную машину на парашюте. Когда выбрасывался из уже потерявшего управления самолета, получил рваную рану на ноге и сильный удар, разбивший лицо. А рядом с ним спускаются на парашютах летчики из сбитого им самолета. Прямо в воздухе немцы вытаскивают «вальтеры» и начинают стрелять в «большевистского» пилота. Терехин достал из кобуры свой ТТ и тоже открыл огонь. Не известно, чем бы закончилось продолжение этого боя на земле, но к месту приземления подоспели белорусские колхозники. Они обезоружили и связали двух немецких пилотов. Николай Терехин так и привел пленных немцев на аэродром — на веревке.

Вскоре после этого боя в 161-м авиаполку побывал писатель Константин Симонов, пообщавшийся с Терехиным и записавший эту историю в своем блокноте. Впоследствии Симонов расскажет об этом подвиге в своей балладе «Секрет победы». Эти стихи были напечатаны в газете «Красная звезда» в августе 1941 года с посвящением истребителю Николаю Терехину.

Несмотря на полученные травмы, в госпиталь Терехин не пошел. В полеты его первые дни тоже не пускали, но он залечивал раны, не покидая аэродром. Спустя неделю пилот снова поднялся в воздух и вступил в бой. На этот раз — с немецким бомбардировщиком Dо-17. И снова не вовремя заканчивается боекомплект. Тогда Николай Терехин выполняет смелый маневр и новым тараном загоняет еще один нацистский самолет в землю. Так был установлен и вовсе уникальный рекорд — три тарана за девять дней.

Потерявшийся приказ…

Николай Терехин был награжден орденом Ленина, а с августа 1941 года уже командует 10-м истребительным авиационным полком. Командиром полка Николай Терехин стал в 25 лет. На войне люди взрослеют быстро, но и жизнь их горит — как порох…

Истребители И-16 к тому времени уже устарели, Терехин и его летчики переучиваются на машины «Харрикейн» и Р-40 «Киттихаук», поступавшими в Советский Союз по ленд-лизу. На «Харрикейне» Терехин сбивает «Мессершмитты» под Мясным Бором в марте 1942 года.

На «Киттихауке» майор Терехин снова сбивает бомбардировщики Ju-88 и истребитель Me-115. А еще он участвует в 30 штурмовках, уничтожая живую силу и технику врага на земле. «Киттихаук» — мощная многоцелевая машина, он имеет 6 пулеметов калибра 12,7-мм и нес 3 бомбы. Но летчики поговаривали, что при форсаже у него нередко отказывает двигатель.

Фото. Поставлявшийся в СССР по ленд-лизу американский истребитель P-40 Киттихаук.

В июле 1942 года командира полка представляют к званию Героя Советского Союза. В то время эту награду давали летчикам, сбившим десять самолетов противника. У майора Терехина на счету было уже 15 уничтоженных немецких самолетов. Но получить Золотую Звезду Героя Николай Терехин так и не успел…

30 декабря 1942 года группа истребителей под началом Терехина вылетает на встречу и сопровождение штурмовиков Ил-2. Но вдруг почти вся его группа уходит по приказу с земли, не предупредив об этом командира. Оставшийся один самолет Терехина был атакован сразу двумя Ме-109F, новейшей модификацией немецкого истребителя. В этом неравном бою «Киттихаук» Николая Терехина был сбит, пилот и его стрелок — погибли.

В землянке командира полка нашли письмо жены: «Береги себя, Коленька. Хотя я понимаю, как нелегко уберечься в бою…»

На этот момент на счету майора Терехина было 17 уничтоженных им лично и в группе самолетов люфтваффе. Он вошел в историю как один из двух советских летчиков, совершивших во время войны два воздушных тарана в одном бою. Еще рекорд Николая Терехина — провел три воздушных тарана за девять дней. Кажется, такого результата нет ни у одного летчика в мире.

Единственный в мире пилот, осуществивший четыре воздушных тарана и оставшийся в живых — выпускник Бобруйского аэроклуба Борис Ковзан.

Таран — оружие героев! Плакат времен СССР.

Представление Николая Терехина к званию Героя Советского Союза так и затерялось в штабных переписках, и Терехин не получил этой награды ни при жизни, ни после смерти. Его друг и сослуживец по училищу и Бобруйской авиабригаде Василий Хованов долгое время обивал пороги высоких инстанций, но так и ушел из жизни, не добившись восстановления справедливости. Энтузиасты продолжили добиваться присвоения звания Героя уже в РФ, и также — безрезультатно.

В Могилеве, небо над которым Николай Терехин защищал, именем отважного пилота названа улица.

Источник: https://mogilev.online/2023/04/18/268996.html

Герои Великой Отечественной войны- пензенцы.

Герои-летчики.

В жестоких воздушных боях сражались лётчики, выросшие на Пензенской земле. Среди них командир эскадрильи старший лейтенант Николай Васильевич Терёхин. Огненные тараны против скопления вражеских танков совершили капитан Виктор Васильевич Анисимов и лейтенант Анохин Константин Ефремович, за что посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза. Все они принимали участие в кровопролитных боях прикрытия 61 стрелковой дивизии.

Классный час по краеведению. Опубликовано 23.06.2023. Клюева Марина Васильевна.    https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/ … -penzentsy

Оборона Могилева: как дальний бомбардировщик оказался на аэродроме Луполово.

Известно, что в начале войны на могилевском аэродроме Луполово базировались истребители из 43-й авиадивизии под командованием генерала Захарова. Из многих истребительных полков Западного Особого военного округа именно полки этой дивизии сумели сохранить материальную часть, да и то только потому, что находились 22 июня 1941 года достаточно далеко от границы.

28 июня на аэродроме Луполово появились перелетевшие из  Минска средние бомбардировщики СБ 313-го отдельного разведывательного авиаполка. О деятельности этого полка нам известно из воспоминаний  парторга  капитана Кравченко М. С., в своё время опубликованных в книге «Солдатами были все». Надо отметить, что некоторые  могилевские историки слишком доверчиво относились  к воспоминаниям фронтовиков.

Например, они поверили словам Кравченко, что 25 июня 1941 г. сто лучших экипажей бомбардировщиков во главе с командиром первой эскадрильи майором Титовым ночью совершили налет на Гамбург. Ну, во-первых, первая бомбардировка территории Германии  авиацией СССР состоялась 8 августа  1941 года силами авиации Балтийского флота. 10 августа к налетам на Германию по приказу  И. Сталина подключилась 81-я бомбардировочная дивизия дальнего действия. Во-вторых, никаких налетов по 100 бомбардировщиков, в лучшем случае 36 машин. И, наконец, никакого участия авиация Западного фронта, в состав  которой входил 313-й авиаполк, в этих налетах не принимала и такой задачи ей не ставилось.

Могилевская Википедия поверила словам Кравченко, что на  краю  аэродрома  Луполово были захоронены летчики  его полка. Однако из списка боевых потерь 313-го авиаполка видно, что все перечисленные Кравченко летчики и другие члены экипажей пропали без вести, т.е. просто не вернулись из полета и дальнейшая их судьба неизвестна.

Когда немцы  захватили  Могилев, то на  аэродроме Луполово они обнаружили несколько десятков неисправных истребителей И-16, а также один дальний бомбардировщик ДБ-3Ф ( ИЛ-4).

С истребителями было понятно - они принадлежали  43-й авиадивизии и были брошены при отступлении. А вот как оказался там  дальний бомбардировщик, оставалось загадкой. И только когда появилась в печати книга воспоминаний летчика 412-го тяжелого  бомбардировочного полка Н. Богданова, выяснилось, что 23 июня 1941 года полк получил приказ бомбить объекты на территории Польши.

Возвращаясь поздним вечером на свой аэродром  под Смоленском, бомбардировщики в районе Могилева были атакованы своими же истребителями. В результате ДБ-3Ф лейтенанта  В. К. Кайеревича получил повреждения и был вынужден совершить посадку на  аэродром Луполово. Лейтенант Кайеревич, опытнейший летчик( полк  был укомплектован лучшими летчиками Гражданского Воздушного  Флота, способными летать в любых погодных условиях днем и ночью) посадил тяжелую машину на брюхо. Уже на земле выяснилось, что молодые летчики-истребители с трудом распознают силуэты своих и вражеских самолетов.

Фото. Могилев. Военный аэродром Луполово. Июль 1941 г. Бомбардировщик ДБ-3Ф из состава 412-го тбап

Экипаж лейтенанта Кайеревича вернулся в свой полк и продолжил боевую работу. А ДБ-3Ф так и остался лежать на аэродроме Луполово. Ремонтировать его никто не собирался ибо 43-я истребительная дивизия даже свои неисправные машины не имела возможности привести в рабочее состояние. Что и запечатлели немцы на своих фото.

ЛЕОНИД  ПЛОТКИН. https://masheka.by/history_mogilev/mogi … olovo.html

Могилев 1941г. - 1943г. / 1941 год: в небе над Могилевом.

Захаров Г.Н., командир 43-й авиационной истребительной дивизии.

Отрывок из книги Г.Н.Захарова "Я -истребитель"

8-03-2011. Комментарии:

1. До войны 162- и 163- й полки 43-й истребительной авиадивизии базировались на аэродромах Могилева, Лубнище, Едлино и Тумановка (Могилевский район). Аэродром в Лубнище имел бетонную взлетно-посадочную полосу. С началом войны дивизия оказалось единственной полностью боеспособной истребительной дивизией в Западном особом военном округе.

2. В июле 1941 года в Могилеве и под Могилевом короткое время базировались 41-й - командир майор Ершов, 170-й - командир майор Мищенко, 160-й — командир майор Костромин, комиссар — Кущев, 161-й — командир капитан Кулинич, комиссар — Авдохин, 163-й — командир майор Лагутин, комиссар — Коняев, истребительные авиаполки, 313-й отдельный разведывательно-бомбардировочный полк - командир Г. И. Петров, комиссар И. М. Новиков.
160-й полк располагал самолетами И-153, 161-й и 162-й полки - самолетами И-16. В составе 313-го полка была эскадрилья штурмовиков Ил-2.

3. К 10 июля 1941 года немцы захватили аэродромы Лубнище и Тумановка и активно использовали их для доставки 2-й танковой группе Гудериана боеприпасов и горючего.

4. В настоящее время в Лубнище находится Могилевский аэропорт.

Леонид Плоткин. https://mogilev.arhiv-history.ru/m19414 … levom.html

Отредактировано Легошина Валентина (2024-08-05 22:19:56)

0


Вы здесь » "Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области. » Лопатинский район » Терехин Николай Васильевич. Герой без «Золотой Звезды».