№ 210. Приказ о катастрофах самолетов при перегонке на трассе Свердловск — Казань
№ 096 20 апреля 1944 г.
11 февраля 1944 года при перелете с Кольцовского аэродрома (Свердловск) в Казань 20 самолетов «Аэрокобра» и 1 самолет «Бостон» в 50-60 километрах от Казани попали в устойчивый до земли туман. Летчики, не обученные слепым полетам, потеряли ориентировку и не сумели выбраться из тумана. В результате этого 12 самолетов «Аэрокобра» и 1 самолет «Бостон» потерпели катастрофы — погибло 16 человек летного состава.
Эти катастрофы произошли, прежде всего, в силу преступной халатности непосредственного организатора перелетов начальника отдела перелетов штаба ВВС УрВО — полковника Коробко А. Е., который, имея предупреждение о плохой погоде, при отсутствии разрешения отдела перелетов ВВС Красной Армии на вылет, выпустил самолеты на Казань; из-за преступного отношения к своим обязанностям ответственного дежурного по перелетам того же штаба лейтенанта Абаимова А. С., который, получив телеграмму из Казани о запрещении вылетов самолетов, не доложил об этом старшим начальникам.
Командующий ВВС УрВО генерал-майор авиации Емельянов Ф. Е. и начальник штаба ВВС округа полковник Лозовой-Шевченко В. М. фактически самоустранились от руководства по организации перелетов и, хотя перелеты эти производились в сложных метеорологических условиях и после почти 3-месячного перерыва полетов, — никто из них лично на аэродроме не присутствовал, передоверив все дело полковнику Коробко.
Происшедший 11 февраля с. г. случай при перелетах не является единственным, так, например:
15 января с. г. при аналогичных условиях и также по причинам преступной организации перелета по вине командира 639 шап подполковника Цуркан и начальника отдела перелетов штаба ВВС ПриВО полковника Рябченко произошли аварии и катастрофы с самолетами Ил-2 в ПриВО в районе Тамбов-Моршанск, когда 10 самолетов потерпели катастрофы, 12 — сделали вынужденные посадки и 1 самолет не был найден, при этом погибло 17 человек летно-технического состава. Подполковник Цуркан и полковник Рябченко преданы суду военного трибунала. 3 февраля с. г. с аэродромов Казани и Алатырь, без предварительной разведки погоды, вылетело 22 самолета У-2. Встретив в пути туман, 3 самолета вернулись обратно, а 19 по вине командира эскадрильи майора Богатырева вошли в туман и в результате все 19 самолетов произвели вынужденные посадки, при этом 9 самолетов получили различные повреждения, а один летчик тжело ранен.
Все эти факты многочисленных катастроф и аварий свидетельствуют о плохой организации перелетов, недисциплинированности и разболтанности среди личного состава воздушных сил Красной Армии. Командиры всех степеней ВВС Красной Армии вели недостаточно решительную борьбу с отрицательными явлениями в частях ВВС и не добились твердого воинского порядка при производстве перелетов. [274]
Приказываю:
1. Начальника отдела перелетов штаба ВВС УрВО полковника Коробко А. Е. и ответственного дежурного по перелетам штаба УрВО лейтенанта Абаимова А. С. за преступную халатность предать суду военного трибунала.
2. Начальника штаба ВВС УрВО полковника Лозового-Шевченко за самоустранение от руководства перелетами, плохой порядок в штабе ВВС округа, что привело к столь тяжелым последствиям, — понизить в звании до подполковника, снять с занимаемой должности и назначить с понижением на другую работу.
3. Командующему ВВС УрВО генерал-майору авиации Емельянову Ф. Е. за упущения по службе объявить выговор.
4. Командующему ВВС Красной Армии Главному маршалу авиации Новикову:
1) принять все меры укрепления дисциплины и наведения порядка при организации перелетов на трассах, улучшить средства связи, укрепить отделы перелетов опытными командирами;
2) для улучшения перелетов между Свердловском и Казанью оборудовать промежуточный аэродром — Янаул, сформировать для него комендатуру по штату № 29/351 и обеспечить его всем необходимым для посадки самолетов.
5. Маршалу войск связи Красной Армии Пересыпкину обеспечить ВВС Красной Армии прямую связь для служебных переговоров, связанных с перелетами Москва — Казань, Казань — Свердловск.
6. С целью сохранения моторесурса и экономии расходов высокосортного горючего разрешить ВВС Красной Армии отправку самолетов «Аэрокобра» по железной дороге из Красноярска до базовых аэродромов фронтов из расчета 150-200 самолетов в месяц.
7. Главному военному прокурору Красной Армии генерал-лейтенанту юстиции Носову всемерно усилить борьбу за укрепление дисциплины в ВВС и особенно с нарушениями, обуславливающими всякого рода летные происшествия.
Народный комиссар обороны Маршал Советского Союза И. Сталин
Ф. 4, оп. 11, д. 77. л. 374-376. Подлинник.
Источник: Приказы Народного комиссара обороны СССР. 1943—1945 гг.