Иванырсовский Чудов монастырь (Пензенская область Лунинский район). XVII-XVIIIвв..
Во время моей поездки в с.Лунино А.А.Толубанов поведал историю о некогда существовавшем в XVII-начале XVIIIвв. на территории района монастыря. Располагался тот монастырь на месте впадения реки Иванырс в Суру. Андрей Александрович рассказал, что поиском месторасположения бывшего Иванырсовского монастыря занимается настоятель Покровского храма села Иванырс отец Алексей (Бурцев) и попросил помочь в установлении места, где на рубеже XVII и XVIIIвв. Иванырс впадал в Суру. Я созвонился с отцом Алексеем, он рассказал, что в месте впадения Иванырса в Суру по преданию располагался Иванырсовский мужской монастырь Пресвятой Богородицы Одигитрии, что монастырь был приписан к московскому Чудову монастырю, а во время "Кубанского погрома" в 1717г. монастырь был разорён и больше не восстанавливался. Отец Алексей рассказал, что по имеющейся у него информации русло Иванырс с того времени поменяло русло и пока не удалось установить его тогдашнее местонахождение.
На сайте М.С.Полубоярова и в Пензенской энциклопедии указано :
"ИВАНЫРС (Богородское), русское село, центр Иванырсенского сельсовета... Основано не позднее 1677 года, когда начато взимание дани с церкви Пресвятой Богородицы, построенной в «Новонирковском монастыре». Некоторые краеведы относят дату основания к 1665 г. Действительно, в «Строельной книге города Пенза» (1665 г.) содержится упоминание о поместье отставного сокольника Мосея Жинина, «а Иван он же» (вероятно, крещеный татарин Муса Жинин) где-то в устье р. Иванырс. Поместье находилось «за рекой Сурой, в большом Сурском лесу, на Ванырсе, Серняевская поляна она ж». В 1717 г. – «Чудова приписного Иванырсовского монастыря село Богородицкое, Иванырс тож». "
"ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Пензенской области
ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, обитель, осн. ранее 1677 (в этом году с церкви монастыря начала взиматься дань). Располагался на правом берегу р.Суры при впадении в нее р. Иванырс. Первонач. название – Иванырский Пресвятой Богородицы Одигитрии монастырь. Ему была отведена земля, населенная крестьянами. Село Иванырс возникло как приписное к монастырю, к-рый имел значит. число вкладов, что привлекло внимание центр. церк. властей. В 1686 потерял самостоятельность и был приписан к Моск. Чудову монастырю. С этого времени стал называться Иванырсовский Чудов монастырь. Большой урон монастырю нанес «Кубанский погром» 1717. Из его владений было уведено «в полон» 172 чел., 18 чел. было убито, все дома монастырских крестьян были сожжены. Последнее упоминание о монастыре относится именно к 1717. В списке монастырей 1739–41 не значится.
Лит.: Хохряков В. Х. Материалы для истории города Пензы //Труды Пензенской ученой архивной комиссии. Пенза, 1893. Кн. 1; Х(вощев) А. К истории упраздненных монастырей Пензенской епархии //ПЕВ. 1903. № 3; Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Саранск, 1940. Т. 2."
[Е. В. Мануйлова. ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ / Пензенская энциклопедия]
Далее у М.С.Полубоярова из «Строельной книги города Пензы», стр.48-49 - http://suslony.ru/hist_librs/stroel_kn_Penza.htm :
"Отставленому соколнику Мосею Жинину, а Иван он ж, отведено в поместья земли за рекою Сурою, в болшом Сурском лесу на Ванырсе, Серняевская поляна она ж, средние земли по пятнатцети четей в поле, а в дву потому ж; сенных покосов – на сто копен сена. От реки Суры, от затону Буланги, через Сурской луг, – на поляну Серняевскою, Вынырс она ж; а подле тое поляны, на паклапом дубу, грани, а пакляп тот дуб на солнечной летней всход, а стоит тот дуб в Серняевском лесу; а от того покляпого дуба, поляною подле того ж Серневского лесу, на дуб же голянаст, а на нем грани; а тот дуб з делью, а дель на том дубу на летнее солничной всход, заросла; а от того дуба и от грани – через Серняевскою полянку, а Ванырс она ж: на леве – земля Мосея Жинина, а на праве – земля примерная; а посеред полянки – на дуб, а на нем грань; а от того дуба и от грани – на лощину, а лощиною – до Варнырского лугу, на дуб, а на нем грань; в того дуба – до речки Ванырсу – по обе стороны до устья Ванырсу и до Суры реки; а по Суре реке, въверх идучи, – левая сторона до затону Буранги. Да ему ж Мосею Жинину, на сенажати – за речкою Вынырсом, на Ванырсе ж поляне [поляны?], и рыбные ловли, и всякие угодья, за рекою Вынырсом озеро бобровая, и в гранях озера, истоки, и перевесье, и всякие угодья до устья тое речки."
Вот карта 1822г. Карты. Пензенская область. :
Описываемое место крупно:
Далее я обратился непосредственно к Михаилу Сергеевичу Полубоярову с просьбой о помощи в поиске информации о местарасположении Иванырсовского монастыря. Михаил Сергеевич сказал, что помимо той информации, что у него размещена на сайте, ему о Иванырсовском монастыре ничего неизвестно, посоветовал искать информацию в Российском Государственном Архив Древних Актов (РГАДА) в делах Монастырского приказа и Синода, в Спорных делах о земельных дачах соседних помещиков (архив в "Башне" РГАДА). На уточняющие вопросы Михаил Сергеевич указал, на мой взгляд, правильное направление для поиска местанахождения монастыря:
Я не помню, из какого источника "Новонирковский". Может, на межевом плане видел. Думаю, название искажено писцом, не знакомым с местной географической номенклатурой. И вообще данная форма названия - второстепенный факт, который Вам не даст полезной информации. Основное название - Иванырс, Ванырс. Оно встречается постоянно в "Строельной книге" и сборнике отказных книг. По последним можно достаточно точно определить местоположение монастыря - район пос. Березенки на Иванырсе. Выше по реке, в лесу, левый приток Иванырса речка Осна (теперь Осинка). Прямо в нынешнюю точку Березенок впадала старая дорога, отмеченная на карте Генштаба сер. 19 в., которая шла с юга левее Осинки до Березенок, далее по берегу р. Иванырс до с. Иванырс, к Суре. География старых дорог обладала консервативностью. Поэтому можно предполагать, что такое же направление она имела и в конце 17 в. Раз монастырь нашли "кубанцы", разорившие монастырь, значит дорога была и в 1717 г. заметной. В отказной книге (на моем портале) подробно описана вся дача в 150 четв. в поле, а в дву по тому ж. Это всего около 250 га. Площадь небольшая. Надо ехать на место и осматривать район Березенок. Вероятно, где-то рядом должен быть родник. Раз монастырь - то и родник.
Для знакомства с местностью я бы посмотрел архив с-за им. 9 Января в ГАПО и фонд Лунинского районного управления сельского хозяйства. Могут храниться схемы посевных площадей, где отмечен каждый овражек до полсотни метров длины.
Вот текст в отказной книге, о котором сообщил Михаил Сергеевич:
6492-8. Лл.110–116. Об отказе земли к югу от с. Иванырс Лунинского района. Лета 7196 (1688) февраля в 14 день по указу великих государей (полный титул) и по наказной памяти стольника и воеводы Ивана Ивановича Щепина Пензенские приказные избы подьячему Федору Дертеву велено ехать в Пензенской уезд за Суру реку на Серняевскую поляну, на вотчинную землю Чюдова приписного Иванырсовского монастыря. Для того в нынешнем в 196-м году февраля в 13 день в грамоте великих государей (полный титул) из приказу Казанского дворца за приписью дьяка Федора Ефимьева на Пензу к стольнику и воеводе Ивану Ивановичу Щепину писано:
Велено по челобитью Чюдова монастыря властей архимандрита Евфимия да келаря Германа Лутохина з братьею в Пензенском уезде, что объявилось за прежнею их, приписного Иванырсовского монастыря, дачею и межеваньем воеводы Семена Дмитриева у них, на той Серняевской поляне, примерной земли сто пятдесят четей в поле, а в дву по тому ж, дана верой, и скотине на выпуски порозжая земля под тем Иванырсовским монастырем, от реки Суры, вверх по речке Иванырсу до Осны реки по обе стороны, и о той примерной и порозжей земле стольнику и воеводе Ивану Ивановичу Щепину указ учинить по указу великих государей и по писцовому наказу. И подьячему, не доехав той вышеписанной земли, взять с собою в Пензенском уезде сторонних людей, сколько ему пригоже, и при тех сторонних людех на Серняевской поляне в межах и гранях приписного Иванырсовского монастыря примерной земли сто пятдесят четей в поле, а в дву по тому ж, дана верой, и на выпуски порозжую землю от реки Суры, по обе стороны (р. Иванырс) до Осны речки отказать к приписному Иванырсовскому монастырю в вотчину и написать в отказные книги подлинно.
И по указу великих государей (полный титул) и по наказной памяти стольника и воеводы Ивана Ивановича Щепина Пензенские приказные избы подьячей Федор Дертев в Пензенской уезд за Суру реку на вышеписанную землю ездил. А не доехав той земли, взял с собою сторонних людей, сколько человек пригоже, и при тех сторонних людех, что объявилось за дачею Чюдова приписного Иванырсовского монастыря и за межеваньем воеводы Семена Дмитреева в межах и гранях примерной земли сто пятдесят четей в поле, а в дву по тому ж, дана верой, и скотине на выпуски, порозжею землею, от тог(о) Иванырсовского монастыря вверх по речке Иванырсу по обе стороны до Осны речки отказал приписному Иванырсовскому монастырю в вотчину со всеми угодьи.
А на отказе были сторонние люди Пензенского уезду: Пыркинской слободы конные казаки Ивашка Киреев, Мишка Семенов, Сенька Макаров, Мирошка Мазуров; Шукшинской слободы крестьяне Васька Антонов, Куземка Агапитов, Васька Герасимов, Нефедка Андреев; деревни Верхазовки, Сандерки тож, станишники Гришка Семенов, Ивашка Федоров; стольника князя Ивана Юрьевича Трубецкова крестьяне ево села Спаскова Ивашка Ширяев, Максимка Сетин.
К сим отказным книгам стольника князя Ивана Ивановича Трубецкого земской дьячок Александрка Калганин вместо ево крестьян Ивана Ширяева, Максима Сетина, Астани Еникова, Григорья Семенова, Ивана Федорова по их велению руку приложил.
(Вместо шукшинских крестьян руку приложил поп этой слободы Павел Иванов. Вместо пыркинских казаков руку приложил Архангельский поп Пыркинской слободы Викула Иванов. Кто приложил руку за сандерских станичников – не указано).
Источник: Отказные книги Пензенского края на сайте М.С.Полубоярова
Я позвонил отцу Алексею, А.А.Толубанову, рассказал о нашей переписке с Михаилом Сергеевичем и спросил про родник. Оказалось, что в 3-х км от с.Иванырс в сторону Березенок есть святой источник.
Вот информация о этом роднике http://pokrovskay.cerkov.ru/2015/09/16/ … -istochnik :
Святой источник в честь иконы Казанской Божией Матери, что бьёт в нескольких километрах от Иванырса. Песчаная дорога, ведущая к источнику, накатана, а установленные аншлаги с надписью «Родник» не дадут свернуть с пути.
Испокон веков это место считается святым. Кому-то даже довелось, наклонившись к воде, увидеть, будто на дне колодца над целебной водоносной жилой лежит великолепная икона, усыпанная драгоценными камушками.
Молитвенное обращение к Божией Матери перед её образом и омовение в целебных водах родника стали приносить людям чудесные исцеления от болезней, и вскоре добрая слава об этом месте разнеслась по всему сурскому краю. Поэтому за святой водой сюда и в будни, и в праздники тянутся не только местные жители, но и паломники из разных уголков, нередко идут сюда и с крестным ходом. На источнике почти всегда кто-то есть.
На прошедшей неделе А.А.Толубанов прислал фотографии родника и указал его точное месторасположение на карте местности:
Иванырсовский святой источник на Яндекс.Картах.
Добавлю, что в этих местах ранее был ещё один родник, но он находился на другом берегу р.Иванырс http://penzahroniki.ru/index.php/publik … i-penzensk :
Рядом с Иванырсенским Лесозаводом, на правой стороне реки Иванырс, был святой родник (который не следует путать с родником между Иванырсом и Березенками, на левом берегу). Впрочем, говорят, в 1990-х он заглох.
Отец Алексей мечтает о возрождении Иванырсовского монастыря и говорит, что и первый "кандидат в монахи" уже имеется.