Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Иванырсовский Чудов монастырь. XVII-XVIIIвв..

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Иванырсовский Чудов монастырь (Пензенская область Лунинский район). XVII-XVIIIвв..

Во время моей поездки в с.Лунино А.А.Толубанов поведал историю о некогда существовавшем в XVII-начале XVIIIвв. на территории района монастыря. Располагался тот монастырь на месте впадения реки Иванырс в Суру. Андрей Александрович рассказал, что поиском месторасположения бывшего Иванырсовского монастыря занимается настоятель Покровского храма села Иванырс отец Алексей (Бурцев) и попросил помочь в установлении места, где на рубеже XVII и XVIIIвв. Иванырс впадал в Суру. Я созвонился с отцом Алексеем, он рассказал, что в месте впадения Иванырса в Суру по преданию располагался Иванырсовский мужской монастырь Пресвятой Богородицы Одигитрии, что монастырь был приписан к московскому Чудову монастырю, а во время "Кубанского погрома" в 1717г. монастырь был разорён и больше не восстанавливался. Отец Алексей рассказал, что по имеющейся у него информации русло Иванырс с того времени поменяло русло и пока не удалось установить его тогдашнее местонахождение.

На сайте М.С.Полубоярова и в Пензенской энциклопедии указано :

"ИВАНЫРС (Богородское), русское село, центр Иванырсенского сельсовета... Основано не позднее 1677 года, когда начато взимание дани с церкви Пресвятой Богородицы, построенной в «Новонирковском монастыре». Некоторые краеведы относят дату основания к 1665 г. Действительно, в «Строельной книге города Пенза» (1665 г.) содержится упоминание о поместье отставного сокольника Мосея Жинина, «а Иван он же» (вероятно, крещеный татарин Муса Жинин) где-то в устье р. Иванырс. Поместье находилось «за рекой Сурой, в большом Сурском лесу, на Ванырсе, Серняевская поляна она ж». В 1717 г. – «Чудова приписного Иванырсовского монастыря село Богородицкое, Иванырс тож». "

"ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Пензенской области

ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, обитель, осн. ранее 1677 (в этом году с церкви монастыря начала взиматься дань). Располагался на правом берегу р.Суры при впадении в нее р. Иванырс. Первонач. название – Иванырский Пресвятой Богородицы Одигитрии монастырь. Ему была отведена земля, населенная крестьянами. Село Иванырс возникло как приписное к монастырю, к-рый имел значит. число вкладов, что привлекло внимание центр. церк. властей. В 1686 потерял самостоятельность и был приписан к Моск. Чудову монастырю. С этого времени стал называться Иванырсовский Чудов монастырь. Большой урон монастырю нанес «Кубанский погром» 1717. Из его владений было уведено «в полон» 172 чел., 18 чел. было убито, все дома монастырских крестьян были сожжены. Последнее упоминание о монастыре относится именно к 1717. В списке монастырей 1739–41 не значится.

Лит.: Хохряков В. Х. Материалы для истории города Пензы //Труды Пензенской ученой архивной комиссии. Пенза, 1893. Кн. 1; Х(вощев) А. К истории упраздненных монастырей Пензенской епархии //ПЕВ. 1903. № 3; Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Саранск, 1940. Т. 2."

[Е. В. Мануйлова. ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ / Пензенская энциклопедия]

Далее у М.С.Полубоярова из «Строельной книги города Пензы», стр.48-49 - http://suslony.ru/hist_librs/stroel_kn_Penza.htm :

"Отставленому соколнику Мосею Жинину, а Иван он ж, отведено в поместья земли за рекою Сурою, в болшом Сурском лесу на Ванырсе, Серняевская поляна она ж, средние земли по пятнатцети четей в поле, а в дву потому ж; сенных покосов – на сто копен сена. От реки Суры, от затону Буланги, через Сурской луг, – на поляну Серняевскою, Вынырс она ж; а подле тое поляны, на паклапом дубу, грани, а пакляп тот дуб на солнечной летней всход, а стоит тот дуб в Серняевском лесу; а от того покляпого дуба, поляною подле того ж Серневского лесу, на дуб же голянаст, а на нем грани; а тот дуб з делью, а дель на том дубу на летнее солничной всход, заросла; а от того дуба и от грани – через Серняевскою полянку, а Ванырс она ж: на леве – земля Мосея Жинина, а на праве – земля примерная; а посеред полянки – на дуб, а на нем грань; а от того дуба и от грани – на лощину, а лощиною – до Варнырского лугу, на дуб, а на нем грань; в того дуба – до речки Ванырсу – по обе стороны до устья Ванырсу и до Суры реки; а по Суре реке, въверх идучи, – левая сторона до затону Буранги. Да ему ж Мосею Жинину, на сенажати – за речкою Вынырсом, на Ванырсе ж поляне [поляны?], и рыбные ловли, и всякие угодья, за рекою Вынырсом озеро бобровая, и в гранях озера, истоки, и перевесье, и всякие угодья до устья тое речки."

Вот карта 1822г. Карты. Пензенская область. :
http://s2.uploads.ru/t/lEr5I.jpg
Описываемое место крупно:
http://s2.uploads.ru/t/FLvVt.jpg

Далее я обратился непосредственно к Михаилу Сергеевичу Полубоярову с просьбой о помощи в поиске информации о местарасположении Иванырсовского монастыря. Михаил Сергеевич сказал, что помимо той информации, что у него размещена на сайте, ему о Иванырсовском монастыре ничего неизвестно, посоветовал искать информацию в Российском Государственном Архив Древних Актов (РГАДА) в делах Монастырского приказа и Синода,  в Спорных делах о земельных дачах соседних помещиков (архив в "Башне" РГАДА). На уточняющие вопросы Михаил Сергеевич указал, на мой взгляд, правильное направление для поиска местанахождения монастыря:

Я не помню, из какого источника "Новонирковский". Может, на межевом плане видел. Думаю, название искажено писцом, не знакомым с местной географической номенклатурой. И вообще данная форма названия - второстепенный факт, который Вам не даст полезной информации. Основное название - Иванырс, Ванырс. Оно встречается постоянно в "Строельной книге" и сборнике отказных книг. По последним можно достаточно точно определить местоположение монастыря - район пос. Березенки на Иванырсе. Выше по реке, в лесу, левый приток Иванырса речка Осна (теперь Осинка). Прямо в нынешнюю точку Березенок впадала старая дорога, отмеченная на карте Генштаба сер. 19 в., которая шла с юга левее Осинки до Березенок, далее по берегу р. Иванырс до с. Иванырс, к Суре. География старых дорог обладала консервативностью. Поэтому можно предполагать, что такое же направление она имела и в конце 17 в. Раз монастырь нашли "кубанцы", разорившие монастырь, значит дорога была и в 1717 г. заметной. В отказной книге (на моем портале) подробно описана вся дача в 150 четв. в поле, а в дву по тому ж. Это всего около 250 га. Площадь небольшая. Надо ехать на место и осматривать район Березенок. Вероятно, где-то рядом должен быть родник. Раз монастырь - то и родник.
Для знакомства с местностью я бы посмотрел архив с-за им. 9 Января в ГАПО и фонд Лунинского районного управления сельского хозяйства. Могут храниться схемы посевных площадей, где отмечен каждый овражек до полсотни метров длины.

Вот текст в отказной книге, о котором сообщил Михаил Сергеевич:

6492-8. Лл.110–116. Об отказе земли к югу от с. Иванырс Лунинского района. Лета 7196 (1688) февраля в 14 день по указу великих государей (полный титул) и по наказной памяти стольника и воеводы Ивана Ивановича Щепина Пензенские приказные избы подьячему Федору Дертеву велено ехать в Пензенской уезд за Суру реку на Серняевскую поляну, на вотчинную землю Чюдова приписного Иванырсовского монастыря. Для того в нынешнем в 196-м году февраля в 13 день в грамоте великих государей (полный титул) из приказу Казанского дворца за приписью дьяка Федора Ефимьева на Пензу к стольнику и воеводе Ивану Ивановичу Щепину писано:

Велено по челобитью Чюдова монастыря властей архимандрита Евфимия да келаря Германа Лутохина з братьею в Пензенском уезде, что объявилось за прежнею их, приписного Иванырсовского монастыря, дачею и межеваньем воеводы Семена Дмитриева у них, на той Серняевской поляне, примерной земли сто пятдесят четей в поле, а в дву по тому ж, дана верой, и скотине на выпуски порозжая земля под тем Иванырсовским монастырем, от реки Суры, вверх по речке Иванырсу до Осны реки по обе стороны, и о той примерной и порозжей земле стольнику и воеводе Ивану Ивановичу Щепину указ учинить по указу великих государей и по писцовому наказу. И подьячему, не доехав той вышеписанной земли, взять с собою в Пензенском уезде сторонних людей, сколько ему пригоже, и при тех сторонних людех на Серняевской поляне в межах и гранях приписного Иванырсовского монастыря примерной земли сто пятдесят четей в поле, а в дву по тому ж, дана верой, и на выпуски порозжую землю от реки Суры, по обе стороны (р. Иванырс) до Осны речки отказать к приписному Иванырсовскому монастырю в вотчину и написать в отказные книги подлинно.

И по указу великих государей (полный титул) и по наказной памяти стольника и воеводы Ивана Ивановича Щепина Пензенские приказные избы подьячей Федор Дертев в Пензенской уезд за Суру реку на вышеписанную землю ездил. А не доехав той земли, взял с собою сторонних людей, сколько человек пригоже, и при тех сторонних людех, что объявилось за дачею Чюдова приписного Иванырсовского монастыря и за межеваньем воеводы Семена Дмитреева в межах и гранях примерной земли сто пятдесят четей в поле, а в дву по тому ж, дана верой, и скотине на выпуски, порозжею землею, от тог(о) Иванырсовского монастыря вверх по речке Иванырсу по обе стороны до Осны речки отказал приписному Иванырсовскому монастырю в вотчину со всеми угодьи.

А на отказе были сторонние люди Пензенского уезду: Пыркинской слободы конные казаки Ивашка Киреев, Мишка Семенов, Сенька Макаров, Мирошка Мазуров; Шукшинской слободы крестьяне Васька Антонов, Куземка Агапитов, Васька Герасимов, Нефедка Андреев; деревни Верхазовки, Сандерки тож, станишники Гришка Семенов, Ивашка Федоров; стольника князя Ивана Юрьевича Трубецкова крестьяне ево села Спаскова Ивашка Ширяев, Максимка Сетин.

К сим отказным книгам стольника князя Ивана Ивановича Трубецкого земской дьячок Александрка Калганин вместо ево крестьян Ивана Ширяева, Максима Сетина, Астани Еникова, Григорья Семенова, Ивана Федорова по их велению руку приложил.

(Вместо шукшинских крестьян руку приложил поп этой слободы Павел Иванов. Вместо пыркинских казаков руку приложил Архангельский поп Пыркинской слободы Викула Иванов. Кто приложил руку за сандерских станичников – не указано).

Источник: Отказные книги Пензенского края на сайте М.С.Полубоярова

Я позвонил отцу Алексею, А.А.Толубанову, рассказал о нашей переписке с Михаилом Сергеевичем и спросил про родник. Оказалось, что в 3-х км от с.Иванырс в сторону Березенок есть святой источник.
Вот информация о этом роднике http://pokrovskay.cerkov.ru/2015/09/16/ … -istochnik :

Святой источник в честь иконы Казанской Божией Матери, что бьёт в нескольких километрах от Иванырса. Песчаная дорога, ведущая к источнику, накатана, а установленные аншлаги с надписью «Родник» не дадут свернуть с пути.
http://s6.uploads.ru/t/qzeKO.png
Испокон веков это место считается святым. Кому-то даже довелось, наклонившись к воде, увидеть, будто на дне колодца над целебной водоносной жилой лежит великолепная  икона, усыпанная драгоценными камушками.
Молитвенное обращение к Божией Матери перед её образом и омовение в целебных водах родника стали приносить людям чудесные исцеления от болезней, и вскоре добрая слава об этом месте разнеслась по всему сурскому краю. Поэтому за святой водой сюда и в будни, и в праздники  тянутся не только местные жители, но и паломники из разных уголков, нередко идут сюда и с крестным ходом. На источнике почти всегда кто-то есть.

На прошедшей неделе А.А.Толубанов прислал фотографии родника и указал его точное месторасположение на карте местности:
http://s0.uploads.ru/t/QYZ1b.jpg http://s3.uploads.ru/t/kgbsp.jpg
Иванырсовский святой источник на Яндекс.Картах.

Добавлю, что в этих местах ранее был ещё один родник, но он находился на другом берегу р.Иванырс http://penzahroniki.ru/index.php/publik … i-penzensk :

Рядом с Иванырсенским Лесозаводом, на правой стороне реки Иванырс, был святой родник (который не следует путать с родником между Иванырсом и Березенками, на левом берегу). Впрочем, говорят, в 1990-х он заглох.

Отец Алексей мечтает о возрождении Иванырсовского монастыря и говорит, что и первый "кандидат в монахи" уже имеется. :)

0

2

Дворянкин С.А. написал(а):

Отец Алексей мечтает о возрождении Иванырсовского монастыря и говорит, что и первый "кандидат в монахи" уже имеется.

о как! пока у нас в Москве будут идти дебаты - то ли восстанавливать Чудов монастырь, то ли нет, вы там уже всё построите!

Ищите самое красивое место - не ошибетесь  :flag:
Источник мог находиться не в монастыре - такая практика была, и 3 км, и 5. там мог быть скит отдельный
Можно попробовать в архивах поискать какие-то сведения о приходской церкви Одигитрии: есть временной лаг между разорением монастыря и строительством Покровской церкви.
Была такая практика, что при закрытии монастыря оставался престольный храм как приходской для деревни.

Дворянкин С.А. написал(а):

Добавлю, что в этих местах ранее был ещё один родник, но он находился на другом берегу р.Иванырс

с какой стороны у реки высокий берег?
если нет специальной легенды, что монастырь построен на месте обретения иконы, то надо просто искать удобное местоположение для укрепленного объекта.
Нужен высокий берег (иначе бы монастырь подтапливался при весеннем разливе реки), лучше холм

Спросите у местных - нет ли там какой-то легенды про святое место (не обязательно про монастырь).
Само село переезжало или оно всё время на этом месте было?
Возможно, что монастырь был ближе, чем кажется, если учесть, что Покровская церковь явная моральная правопреемница монастыря

Дворянкин С.А. написал(а):

В 1686 потерял самостоятельность и был приписан к Моск. Чудову монастырю.

подарок к празднику, стало быть.
Дело в том, что в это время были обретены мощи Алексия митрополита Московского и как раз в 1686г. в Чудовом (московском) монастыре была построена новая церковь во имя митрополита Алексия, было её торжественное освещение, большой праздник в присутствии патриарха, царей - Петра, Иоанна, царевны Софьи (Алексеевичей)

0

3

Дворянкин С.А. написал(а):

Надо ехать на место и осматривать район Березенок. Вероятно, где-то рядом должен быть родник. Раз монастырь - то и родник.

мне кажется, это ошибка
http://drevo-info.ru/articles/20605.html

Располагался на правом берегу реки Суры при впадении в нее реки Иванырс, близ села Иванырс.

А есть ещё более рання карта Пензенской губернии?

посмотреть бы фото деревни и окрестностей.
что там? - поля, леса? какие деревья?

http://nasledie-sela.ru/places/PNZ/1423/9361/

Село с интересным названием Иванырс расположено в Лунинском районе, на правом берегу реки Суры, при впадении в неё реки Иванырс...

Улица Комсомольская носила название «Песчанка». Раньше на этом месте текла река Иванырс. На ней стояла мельница. Как-то приехали к мельнику мужики и попросили его смолоть зерно, а мельник им  отказал. И тогда решили мужики отомстить мельнику и запрудили реку. Тогда река поменяла своё русло, а на этом месте остались одни пески.

монастырь дожен был быть где-то совсем близко, может даже на окраине современного села Иванырс

Отредактировано простомария (2016-07-23 20:19:56)

0

4

Здравствуйте, Мария!

простомария написал(а):

Ищите самое красивое место - не ошибетесь

У нас все места красивые. По какому параметру определять самое красивое? :)

простомария написал(а):

Источник мог находиться не в монастыре - такая практика была, и 3 км, и 5. там мог быть скит отдельный

По преданиям и в Семиключах, и в Скановом мужском монастыре, и в Салолейке, и в Соловцовке монахи жили у источников.

простомария написал(а):

Можно попробовать в архивах поискать какие-то сведения о приходской церкви Одигитрии: есть временной лаг между разорением монастыря и строительством Покровской церкви.

Церковь была построена до разорения монастыря, неизвестно ещё, была ли нетронута церковь во время набега или она тоже была разорена. И чем могут помочь "какие-то сведения о церкви" в определении местоположения монастыря?

0

5

простомария написал(а):

Располагался на правом берегу реки Суры при впадении в нее реки Иванырс, близ села Иванырс.

Ну, и откуда взялась, что обозначает приписка "близ села Иванырс"? Ни у Хохрякова, ни в энциклопедии этого не было.

простомария написал(а):

А есть ещё более рання карта Пензенской губернии?

См. Карты. Пензенская область.

простомария написал(а):

что там? - поля, леса? какие деревья?

Окрестности Вы можете представить, посмотрев на карте, ссылка указана выше.

простомария написал(а):

Село с интересным названием Иванырс расположено в Лунинском районе, на правом берегу реки Суры, при впадении в неё реки Иванырс...

От с.Иванырс до Суры около 1,5 км.

простомария написал(а):

монастырь дожен был быть где-то совсем близко, может даже на окраине современного села Иванырс

Почему Вы так считаете?

0

6

началось что-то непонятное, три раза начинала писать сообщение - и три раза вырубался компьютер )))))

Дворянкин С.А. написал(а):

Ну, и откуда взялась, что обозначает приписка "близ села Иванырс"? Ни у Хохрякова, ни в энциклопедии этого не было.

прошу прощения, видимо некорректная ссылка. Приношу извинения

Дворянкин С.А. написал(а):

Окрестности Вы можете представить, посмотрев на карте, ссылка указана выше.

ну извините. Как выглядит Университетская типография на Страстном бульваре, где печаталсь Строельная книга города Пензы, представить могу легко. А по окрестностям Иванырса, чтобы понять, что там где - хорошо бы панорамную фотографию. Не откажусь от 4D или даже 5D (с запахами полевых трав, да трелями соловьев ) http://smayli.ru/data/smiles/3da-699.gif http://smayli.ru/data/smiles/cveta-1200.gif

Пересмотрела карты все, какие нашла http://www.retromap.ru/
Действительно, наиболее информативной оказалась карта 1822г., представленная выше.
Но вот какой нюанс. На этой карте Березенки не обозначены, а дорога идёт: Городищи - Юлово - Вышелей - Иванырс - сл. Кутлинская (Старая Кутля). Причём, до Старой Кутли погромщики в 1717г. тоже дошли, изрядно пограбив http://inpenza.ru/lunino/staraya_kutlya.php
Таким образом, если опираться на дорогу, монастырь мог быть в любом месте, как ближе к Суре, так и дальше.
На карте Стрельбицкого 1871г. уже отсутствует кусок дороги между Вышелеем и Березенками и проложена новая дорога - от Иванырса к Нижнему Шкафту
На немецкой карте 1942г. снова появляется проторенная дорога из Городищ, но идёт она уже по маршруту: Городище - Юлово - Вышелей - Чертеим - Проказна
Дорога из Лунино через Иванырс в Нижний Шкафт сохраняется, в районе Иванырса следует тому, как протекает река. Видимо, существующая до сих пор дорога сохранило то старое очертание, до изменения русла.

Дворянкин С.А. написал(а):

По преданиям и в Семиключах, и в Скановом мужском монастыре, и в Салолейке, и в Соловцовке монахи жили у источников.

источник мог быть в километре от монастыря. мог - в 5 километрах.
Рядом реки - ключи то появляются, то пропадают, это нормально. Мы сейчас можем все их не знать.
Именно на этом источнике зацикливаться нельзя. Он мог появиться в 19 веке, например. С какого времени он известен? тем более, он хоть и в честь Пресвятой Богородицы, но посвящен другой иконе - Казанской, а не Одигитрии.
В этом районе как минимум её один источник упоминается (думаю, их было намного-намного больше).
Хорошо бы иметь информацию по межванию, где там граница между государственной землей и помещичьей. И надо смотреть весь участок.

Дворянкин С.А. написал(а):

Церковь была построена до разорения монастыря, неизвестно ещё, была ли нетронута церковь во время набега или она тоже была разорена. И чем могут помочь "какие-то сведения о церкви" в определении местоположения монастыря?

Я имела ввиду конкретно церковь Одигитрии (не Покровскую).
Монастырь изначально назывался Иванырский Пресвятой Богородицы Одигитрии монастырь. Это значит, что с момента строительства в нем была церковь Одигитрии.
Что про неё известно кроме взимания налога в 1677г.? После разорения монастыря она совсем была разрушена или стала приходской?
После закрытия монастыря, если люди оставались на месте, всё равно память там сохранялась десятилетиями - если не сохранялась церковь (монастырь), то ставили часовенку или памятный крест, или сажали какие-то деревья. Это информация случайно может оказаться в том числе и в каких-то исследованиях 19 века.

Получается как-то совершенно неправильно: деревня Иванырс (которая вроде как построена после создания монастыря) стоит в очень хорошем месте по реке, где река так аккуратно огибает деревню, и обзор хороший и направо, и налево, и вода рядом (а это и еда, и транспорт).
А монастырь где же получается? (причем, по описанию монастырь известный так, что даже до Москвы информация дошла)  - источник по фото в низине. Как же тогда паломники дорогу найдут, если церковь не видна со всех сторон?  место такое - и не чисто поле, и не дремучий лес, и не гора. Опасное при набегах.
Боюсь, что без архивных данных даже поездка ничего не даст, слишком большая неопределенность

Дворянкин С.А. написал(а):

порозжая земля под тем Иванырсовским монастырем, от реки Суры, вверх по речке Иванырсу до Осны реки по обе стороны

это получается, что монастырь где-то между рекой Сурой и рекой Осинки. Какого-то ограничительного ориентира от реки Суры здесь в описании нет.
Что еще. где там Серняевская поляна, да затон Буланга, да озеро бобровое.
http://archive.is/rQcMa#selection-1859.0-1869.31

Буланга (Буранга), залив на Суре. Упоминается в «Строельной книге города Пензы» в 1665 году в районе устья Иванырса. Булун, булунг (татарское) – «лощина, пойма».

Серняева Поляна, упоминается в 1665 г. в «Строельной книге города Пенза» (с. 53–54) в устье Иванырса, вероятно, как место старинного мордовского бортного ухожая: указан «дуб з делью [бортью], а дель заросла» [то есть была заброшена]. Этнографы описывали в конце XIX века обычай мордвы «окликивать» пасеку, отпугивая нечистую силу. Не исключено, что в названии отражен этот обычай. Сравните мордовскую основу серьге(демс) – «крикнуть» и существительное няр – «поляна».

И Буланга, и Серняева поляна - в устье реки Иванырс.
И межевых столбов, конечно, нигде уже никаких нет.
село Иванырс стоит на Серняевой поляне или нет?

И ещё при монастыре, наверное, было кладбище...

0

7

Здравствуйте, Мария!

Дворянкин С.А. написал(а):
простомария написал(а):

Источник мог находиться не в монастыре - такая практика была, и 3 км, и 5. там мог быть скит отдельный

По преданиям и в Семиключах, и в Скановом мужском монастыре, и в Салолейке, и в Соловцовке монахи жили у источников.

простомария написал(а):

источник мог быть в километре от монастыря. мог - в 5 километрах.

Мария, Вы о чём?

простомария написал(а):

Не откажусь от 4D или даже 5D (с запахами полевых трав, да трелями соловьев )

Природу суррогатами не заменить, запахи и трели - это на месте, приезжайте, получите всё в лучшем виде. :)

Не думаю, что в условиях постоянных набегов и разорений наших мест в XVII веке, когда в 1663г. Пенза и была возведена для защиты юго-восточных рубежей России, монастырь размещался на видном "столобовом" месте. Думаю, что здесь прав М.С.Полубояров, что монастырь должен был быть спрятан от посторонних глаз за естественным ландшафтом: то ли за возвышенностью, то ли в овражке, то ли в лесочке. Вчера Михаил Сергеевич предположил, что монастырь мог находиться "где-то в середине течения Иванырса, может быть, "прятался" за высотой 212 м., язык которой по левому берегу Иванырса близко подходит к этой речке." Я пока не понял, что это за высота, попросил уточнить по какой карте Михаил Сергеевич смотрел эту высоту.

Серняева поляна - это, видимо, поляна в большом Сурском лесу, которую отчётливо видно среди леса, например, на "трёхверстовке":
http://sh.uploads.ru/t/HKxyR.jpg
"Серьге" с "няром", на мой взгляд, притянуты за уши. Серьгенярова/Крикливополянская поляна? Видимо, поляна названа по чьему-то имени/кличке Серняй - вот и Серняева поляна.

Для меня пока непонятным остаётся:
1. 150 четей земли, отписанные М.Жинину, и 150 четей монастырской земли - это один и тот же участок или нет?
2. Монастырская земля "от реки Суры, вверх по речке Иванырсу до Осны реки по обе стороны" находилась по обе стороны реки Иванырс или что значит "по обе стороны"?

0

8

Вот, кстати, вполне правдоподобная гипотеза про происхождение фамилии Серняев - http://www.ufolog.ru/names/order/Серняев :

Фамилия Серняев, скорее всего, образована от аналогичного прозвища, которое восходит к топониму Серня. Такое название носило Золотаревское городище, которое располагалось в верховьях реки Суры (правый приток Волги), у села Золотаревка Пензенской области России. Сам же топоним, предположительно, восходит к эрзянскому слову «сырне», которое переводится как «золото». Известно, что здесь с давних времен процветало ювелирное ремесло.

Таким образом, вполне вероятно, что основатель рода Серняевых родился и жил некоторое время в этом населенном пункте...

0

9

Михаил Сергеевич уточнил, что смотрел по карте из атласа "Пензенская область", Омская картографическая фабрика, 2002г. :

Я пользовался атласом "Пензенская область", изданном Омской картограф. ф-кой в 2002 г. (страница 23). На ней же отмечено, что устье р. Иванырс находится на высоте 122 м над уровнем моря. Пгт. Лунино, через который проходила Московская дорога, находится на высоте 145 м. Если от него смотреть, то за высотой 212 м невозможно заметить район пос. Березенки. Здесь высота над уровнем моря, по моим прикидкам, не превышает 130 м. Фактор Московской дороги и политическую обстановку в Пензенском крае надо учитывать.

Посмотрев по другой современной карте местонахождение указанной Михаилом Сергеевичем высоты 212м и прилегающий к ней рельеф, я ещё больше склоняюсь к тому, что существующий Святой источник располагается как нельзя лучше с точки зрения безопасного расположения монастыря: ложбина в этом месте "вдаётся" в холм и место получается прикрыто со стороны Московской дороги (ложбину, где находится родник, выделил синим, а саму высоту 212,6м и сопутствующую возвышенность обвёл красным), красными линиями нарисовал сектора обзора с двух точек проезжей дороги:
http://s2.uploads.ru/t/bugkx.jpg
Источник карты: http://mapn38.narod.ru/map1/index091.html

+1

10

Читаю "Труды Пензенской учёной архивной комиссии". Книга I. Пенза. Тип.губерн.правленiя. 1903г.. (предоставлены Олегом Сергеевичем Грязновым (поисковый краеведческий отряд "Бомбардир"), за что ему благодарен), цитирую информацию о Иванырсовском монастыре с ссылкой на "Матерiал" Холмогоровыхъ:

...в "Матерiал" Холмогоровыхъ упоминаются еще следующие монастыри: Новонырковский монастырь, приписной к Чудову монастырю (1677г. - с.Иванырс)
http://sd.uploads.ru/t/1lYtw.jpg

Источник: Труды Пензенской учёной архивной комиссии. II. Рефераты и доклады. Материалы для исторiи города Пензы. В.Хохряковъ. "О сторожевыхъ чертахъ въ Пензенской губернiи". стр.34

При этом в Указателе географическом и предметном к вышеприведённой статье на стр.61 указано:

Новопырковскiй (видимо опечатка, так как в тексте Новонырковскiй - примесание ДСА), Иванырковскiй, Иванырсовскiй монастырь (Городищ.у.) - стр.34
http://sh.uploads.ru/t/HAx8e.jpg

0

11

Дворянкин С.А. написал(а):

в "Матерiал" Холмогоровыхъ упоминаются еще следующие монастыри: Новонырковский монастырь, приписной к Чудову монастырю (1677г. - с.Иванырс)

Материалы Холмогоровых - по Московской епархии, если мне память не изменет. Вряд ли там будут подробности, скорее всего просто перечисление.
Если уж в 1688 из Москвы не поехали для межевания, а перекинули проблему на Пензу, которая в итоге отправила подъячего...
Хотя надо попробовать их поискать.

А чем у Хохрякова заканчивается абзац на 35 странице? - там больше ничего информативного нет?

По Иванырсовскому монастырю есть документы за 1678-1691гг. в Российском государственном архиве древних актов. Ф. 281, Грамоты Коллегии экономии

Чудовский Иванырсовский монастырь (Иванырсовский монастырь) - Пензенский у. 1678 - 1691

http://guides.rusarchives.ru/browse/gui … sid=336594
http://rgada.info

Отредактировано простомария (2016-08-02 03:42:05)

0

12

Здравствуйте, Мария!

простомария написал(а):

А чем у Хохрякова заканчивается абзац на 35 странице? - там больше ничего информативного нет?

У В.Хохрякова Иванырсовский монастырь упоминается лишь на вышеприведённой 34-й странице, больше никакой информации там нет.

"Труды Пензенской учёной архивной комиссии". Книга I. Пенза. Тип.губерн.правленiя. 1903г. целиком:
http://s7.uploads.ru/t/iXr7J.png

0

13

I. НА ПОДСТУПАХ
ПЕНЗЕНСКИЕ МОНАСТЫРИ

...
Иванырковский Богородице-Одигитриев мужской монастырь родился в середине 1660-х годов, а в 1675 году в нем уже стояла Одигитриевская церковь, вскоре сгоревшая. В 1676-77 годах иноки срубили новый деревянный храм. В 1688 году по грамоте царей Ивана и Петра Алексеевичей пензенские подъячие отмежевали для обители землю "от реки Суры вверх по речке Ивансыру до Осны речки по обе стороны". Примерно в это же время Ивансырская обитель попала в зависимость от Чудова монастыря, что в XVIII столетии привело к ее медленному, но неуклонному запустению. В 1720 году, когда еще раз сгорела Одигитриевская церковь, храм считалося уже не монастырским, а приходским сельским, а сам монастырь величался "погостом". Прежние историки, рассматривавшие иноческую эпопею на Ивансыре-речке, пришли к выводу, что остатки обители погибли во время Большого Кубанского погрома 1717 года[41]. Как бы то ни было, после этого времени бумаги уже никогда не поминали село Ивансырское Мокшанского уезда среди мест, где жительствовали монахи.
...
41. ПЕВ, 1902, №12; 1903, №7-8.

Источник: "Монастыри Мордовии как социально-культурный феномен истории региона", С.Б.Бахмустов, стр.75

ПЕВ - Пензенские Епархиальные ведомости.

0

14

Пензенские Епархиальные ведомости, 1902, №12 - http://primo.nlr.ru/primo_library/libwe … =permalink , https://vivaldi.nlr.ru/bv000020639/view#page=755 ; https://vivaldi.nlr.ru/bv000020639/view#page=756 ; https://vivaldi.nlr.ru/bv000020639/view#page=757 ; https://vivaldi.nlr.ru/bv000020639/view#page=758 ; https://vivaldi.nlr.ru/bv000020639/view#page=759 :
http://sh.uploads.ru/t/fhLIv.png
http://sf.uploads.ru/t/p0XWU.png
http://sh.uploads.ru/t/jrO5a.png
http://sf.uploads.ru/t/Q5p7k.png
http://s7.uploads.ru/t/aTHjy.png

0

15

К сожалению, №№7-8 Пензенских епархиальных ведомостей в Интернете найти не удалось. А.А.Толубанов заказал их в библиотеке Лермонтова.
Однако, при ознакомлении с содержанием номеров 7 и 8 ведомостей не удалось найти сведений о Иванырсовском монастыре, хотя раздел "К истории упраздненных монастырей Пензенской Епархии" в этих номерах присутствовал. Озадаченный данным обстоятельством я прочитал данные разделы несколько раз, но речь там шла о монастырях ныне находящихся на территории Мордовии. Обратив нимание на то, что это продолжение материалов предыдущих мтериалов, начал двигаться в обратном порядке: прочитал раздел в номере 5, затем в номере 4 и лишь в 3-м нашёл то, что мы искали:
Пензенские епархиальные ведомости, 1903, №3 - http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/display.do?tabs=detailsTab&ct=display&fn=search&doc=07NLR_LMS010178512&indx=8&recIds=07NLR_LMS010178512&recIdxs=7&elementId=7&renderMode=poppedOut&displayMode=full&frbrVersion=&frbg=&&dscnt=0&scp.scps=scope:(07NLR)&mode=Basic&vid=07NLR_VU1&srt=rank&tab=default_tab&vl(freeText0)=%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%201903&dum=true&dstmp=1472554541957 , https://vivaldi.nlr.ru/bv000020643/view#page=154 , https://vivaldi.nlr.ru/bv000020643/view#page=180 , https://vivaldi.nlr.ru/bv000020643/view#page=181 , https://vivaldi.nlr.ru/bv000020643/view#page=182 , https://vivaldi.nlr.ru/bv000020643/view#page=183 , https://vivaldi.nlr.ru/bv000020643/view#page=184 , https://vivaldi.nlr.ru/bv000020643/view#page=185 , https://vivaldi.nlr.ru/bv000020643/view#page=186 :
http://sh.uploads.ru/t/6TmRY.jpg
http://s3.uploads.ru/t/MGtwf.jpg
http://s8.uploads.ru/t/lNH5I.jpg
http://s8.uploads.ru/t/uCSLI.jpg
http://sh.uploads.ru/t/SUPJ6.jpg
http://s0.uploads.ru/t/TZSVE.jpg
http://s8.uploads.ru/t/9hTsX.jpg
http://sd.uploads.ru/t/sIWhw.jpg

0

16

18 октября 2016 г., в праздник Святителей Петра, Алексия и прочих Московских и всея России чудотворцев, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил освящение поклонного креста и колоколов в Покровском храме села Иванырс Лунинского района.
Поклонный крест в селе Иванырс установили и освятили в честь 330 -летия присоединения Иванырсинского Одигитриевского мужского монастыря к Московскому Чудову монастырю в Кремле, в память игуменов, монахов и насельников монастыря.
http://kuzneparhia.ru/files/2016/10/MG_1133.jpg

http://pokrovskay.cerkov.ru/2016/10/20/ … s-ivanyrs/

Отредактировано А.А. Толубанов (2017-01-24 09:30:49)

+1

17

http://kuzneparhia.ru/2016/10/19/osvyas … go-rajona/
освящение поклонного креста в память Иванырсовского монастыря и колоколов, 18 октября 2016. фото Юрия Царева
http://s5.uploads.ru/t/NKxI6.jpg http://s1.uploads.ru/t/BuX0v.jpg http://s1.uploads.ru/t/GbzHv.jpg http://s1.uploads.ru/t/hkojM.jpg

http://lunishrami.ortox.ru/news/guid/1182893
фото креста со звонницы, в день освящения купола звонницы, 4 декабря 2016
http://s0.uploads.ru/t/fSZA2.jpg

(крест расположен не на исторической территории Иванырсовского монастыря, а у Покровского храма)

кстати, это, наверное, и единственная церковная память о московском Чудовом монастыре - ведь его уже не существует.

+1

18

Здравствуйте!

Иванырсовский чудов мужской монастырь.

13.03.2020.

ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, обитель, осн. ранее 1677 (в этом году с церкви монастыря начала взиматься дань). Располагался на правом берегу р.Суры при впадении в нее р. Иванырс. https://inpenza.ru/ivanyrsovskij-chudov-monastyr/

ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ.

Иванырсовский Чудов мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии (недейств., в пределах Кузнецкой епархии)

На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Располагался на правом берегу реки Суры при впадении в нее реки Иванырс, близ села Иванырс.

Обитель была основана ранее 1677 года, когда с церкви монастыря начала взиматься дань. Монастырь был посвящен Пресвятой Богородицы Одигитрии. Обитель владела землей, населенной крестьянами, и значительным числом вкладов. Село Иванырс возникло как приписное к монастырю.

В 1686 году монастырь был приписан к Московскому Чудову монастырю и стал называться также Чудовым.

Большой урон монастырю нанёс "Кубанский погром" 1717 года. Из владений обители было уведено "в полон" 172 человек, 18 человек было убито, все дома монастырских крестьян были сожжены. К году погрома относится и последнее известное упоминание о монастыре. В списке монастырей 1739–1741 годов он уже не значится.

Литература
Хохряков, В. Х., "Материалы для истории города Пензы," Труды Пензенской ученой архивной комиссии, Пенза, 1893, кн. 1.
Х(вощев), А., "К истории упраздненных монастырей Пензенской епархии," Пензенские епархиальные ведомости, 1903, № 3.
Документы и материалы по истории Мордовской АССР, Саранск, 1940, т. 2.
Использованные материалы
Мануйлова, Е. В., "ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ," Пензенская энциклопедия, М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2001:
http://inpenza.ru/orthodoxy/ivanyrsovsk … /index.php

Редакция текста от: 05.08.2016. https://drevo-info.ru/articles/20605.html

Сайт Храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Иванырс Лунинского района Пензенской области.

О храме

Пусть в храме Покровской Пресвятой Богородицы всегда будет слышна молитва,
и горит свеча! Храни вас Бог!
Настоятель — о. Евгений Авдеев (89003157080; 89512689359)

История.

Кирпичная Покровская церковь в селе Иванырс была построена в 1901-1914 гг., однако левый придел к 1918 г. освящен еще не был. Кирпич для храма делали сами крестьяне.

На колокольне находилось семь серебряных колоколов (праздничный, большой, четыре малых и пожарный)...

Основные строительные работы велись при священнике Павле Федоровиче Танитрове, который запомнился жителям как батюшка «добрый, но его очень боялись и уважали». Он окончил в 1872 г. семинарию и три года был учителем и псаломщиком, а затем стал священником села Веденяпино Нижнеломовского уезда. В 1880 г. его перевели в село Трескино Мокшанского уезда, а в 1888 г. – в Иванырс, где он прослужил до 1914 г., когда перешел в Бекетовку (ныне Мокшанского района). За почти сорокалетнюю службу он награждался набедренником, скуфьей, камилавкой, орденом Св. Анны, медалью в память 300-летия дома Романовых, иконой Спасителя.  https://pokrovskay.cerkov.ru/main-page/

Иванырс. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1780 году была сооружена деревянная церковь. В 1854 году вместо нее построена новая деревянная церковь. Священником с 1853 года был, перемещенный из села Токмаково Инсарского уезда, Иоанн Васильевич Соловьев, получивший архипастырское благословение за старание при постройке нового храма. Храм был освящен 1 октября 1854 года, придел свт. и чуд. Николая в трапезной — 23 ноября 1881 года.

В 1894 году, при обозрении церквей епархии, преосвященный обратил внимание на ветхость храма, малую вместимость, тесноту и благословил постройку нового каменного храма. На его строительство крестьянам Иванырса была выдана ссуда на 4000 рублей. Кроме того, прихожане обязались ежегодно вносить по 2000 рублей собственных средств и бесплатно подвозить бутовой камень, а также различные материалы. К началу строительства материалов было заготовлено на сумму свыше 5000 рублей.

Каменный храм строился с 1901 года по 1912 год. Проект на его постройку был составлен гражданским инженером Васильевым. Предпологалось устроить три престола. Главный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 30 сентября 1912 года; правый — во имя свт.Алексия, Митрополита Московского, освящен 2 октября 1914 года; левый во имя свт. и чуд. Николая, к 1918 году был еще не освящен. Колокольня также не была достроена. Для новостроящегося храма на обжиг кирпича генеральшей Ю. А. Левиной было пожертвовано 900 возов дров, общей стоимостью около 400 рублей. Священником с 1888 года состоял, перемещенный из села Трескино Мокшанского уезда, священник Павел Федорович Тонитров. Он был награжден в 1888 году скуфьей, в 1902 — камилавкой, а в 1909 — орденом Св.Анны 3-й степени.

В советское время храм был закрыт, в 1938 году в нем хранили зерно, впоследствии там разместилось МТС. Церковь была обезображена, так как была приспособлена под мастерские сельскохозяйственной техники. В 1992 году в селе был зарегистрирован православный приход, которому потребовалось немало усилий, чтобы вернуть себе храм.
С сайта: http://pravoslavie58region.ru

https://ruskontur.com/ivanyrs-czerkov-p … gorodiczy/

Родник «Святой колодец», святой источник Казанской иконы Божией Матери у села Иванырс.

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 11 января 2017 г.

Родник - «Святой колодец», освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, расположен на краю поля у лесопосадки, в 2.9 км южнее села Иванырс Лунинского района Пензенской области, по дороге к деревне Березенки, в 1,95 км северо-западнее неё.

Во времена богоборчества родник пытались засыпать, сваливали туда мусор и камни, но к утру все снова было чисто. В 1993 г. совхоз «Заречный» над родником установил купол с крестом, а на Крещение хозяйство специально прочищает сюда дорогу снегоочистителем.

Ныне святой источник хорошо обустроен. На возвышенности установлен поклонный крест с иконой Спасителя. Над родниковым колодцем, из бетоного кольца, установлена срубовая, деревянная, надкладезная часовня-сень с главкой и крестом. Внутри часовенки находятся иконы Господа Вседержителя и святых Его угодников.

Построена закрытая купальня с купелью с главкой увенчанной крестом. В любые погоду и время года, здесь можно омыться и по вере своей получить помощь и исцеление...

Координаты: N53°31.658' E45°18.328'. Ф о т о а л ь б о м

Источник Белохвостиков Е. П. Святые источники Пензенской земли. Пенза, 2007 г. https://svyato.info/401-rodnik-svjatojj … lodec.html

0