http://www.vpered58.ru/news-23-2860.html
Судьбы, опаленные войной
Газета «Вперед» (Иссинский район Пензенской области)
19.05.2015
История этого снимка удивительна. Фотографию обнаружили новые хозяева при ремонте дома и передали ее в краеведческий уголок местного учреждения культуры.
На фотографии, которая, предположительно, была сделана в день 40-летия Победы, среди односельчан запечатлены ветераны войны и труда, которых, к сожалению, нет уже в живых. Речь идет о жителях Центральной усадьбы совхоза «Маяк». Их родственники проживают за пределами района. Так что узнать о судьбах каждого из фронтовиков и тружеников тыла поподробнее автору этих строк не удалось. А публикуем мы этот материал в надежде на то, что, может, кто-то из читателей, увидев это фото, откликнется и расскажет о своих близких.
Первые, о ком мне удалось узнать,— супруги Максимовы. На снимке Петр Гаврилович и Екатерина Ивановна находятся в центре во втором ряду (6 и 7 слева). Судя по словам их внучки, Марины Холодковой, ее дед Петр Максимов воевал в 362 стрелковом полку 315 Мелитопольской Краснознаменной, Ордена Суворова стрелковой дивизии. Он освобождал Севастополь, Керчь. В одном из кровопролитных боев был тяжело ранен в голову. Долго находился на излечении в госпитале. Второе ранение тоже могло оказаться смертельным. Осколок прошел в нескольких миллиметрах от сердца и застрял в теле бойца. Так он с ним и прожил всю жизнь. Недавно Марине Владимировне в Интернете удалось разыскать официальную информацию о том, что рядовой 8-й пулеметной роты Петр Гаврилович Максимов 9 апреля 1944 года в составе пулеметного взвода отразил контратаку противника. В результате было уничтожено до 20 солдат противника, подавлен огонь станкового пулемета. «В этом бою тов. Максимов лично уничтожил 2-х немецких солдат»—говорится в приказе. Наш земляк был удостоен медали « За отвагу». После войны ветеран несколько раз ездил в Крым на встречу с однополчанами.
Жена П. Максимова, Екатерина Ивановна, в войну рыла окопы под Москвой. Она являлась труженицей тыла.
Есть на этой фотографии еще одна семейная пара — супруги Буйдины. Иван Павлович ( 2-й ряд,1-й ) и Анна Степановна (3-й ряд, 2-я справа) —фронтовики. Глава семьи служил в разведывательной роте. Не раз доставлял в штаб «языка». Он часто вспоминал один случай. Как-то, отправляясь в очередной раз в разведку, на пути обнаружили артиллеристское орудие, брошенное немцами при отступлении, причем направленное в сторону наших позиций. Молодые бойцы, не долго думая, зарядили его и, развернув в сторону, где по их расчетам должен был находиться враг, произвели выстрел. Он оказался точным. Об этом они узнали позже, когда возвратились назад. Оказывается, с нашей стороны велось наблюдение за вражеской позицией. Там были очень удивлены, когда снаряд, не известно кем выпущенный, точно угодил в расположение врага. Но разведчики не признались в содеянном, боясь наказания. Время- то было военное, и они, стреляя наобум, могли попасть и по нашим позициям.
Анна Буйдина в 1941 ухаживала в Иссинском госпитале за ранеными, затем добровольцем ушла на фронт. Ей часто приходилось с зенитной установкой сопровождать воинские эшелоны. После окончания курсов медсестер служила санитаркой, выносила с поля боя раненых бойцов. Службу проходила в составе войск 2-го Белорусского фронта. Оба супруга воевали в Австрии. Имеют награды.
Петр Егорович Рожков (третий слева во 2-м ряду) принимал участие в битве на Курской дуге, где был тяжело ранен, в результате чего полностью потерял зрение. На фронт из семьи Рожковых ушли двое сыновей. Воевал и брат Петра, Гавриил. Оба брата были прекрасными музыкантами. Родственники Рожковых до сих пор хранят гармонь 1925 года выпуска.
Об орденоносце Александре Петровиче Голушкове (5-й слева во втором ряду) удалось узнать, что он воевал на многих фронтах, дошел до Берлина. Награжден множеством орденов и медалей, в т.ч. орденом Ленина.
Петр Александрович Васягин (1-й ряд, 3-й справа) был призван в ряды Красной Армии в 1940 году. Службу, проходил в Подмосковье. Там и застала его война. Служил минометчиком, подвозил на «летучке» снаряды. Освобождал Кенигсберг, дошел до Берлина. Слыл мастером оружейного дела, мог на ходу отремонтировать любое оружие. За ратный подвиг награжден орденом Красной Звезды, медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией», множеством юбилейных наград. Довелось ему воевать и на Белорусском фронте.
О Марии Васильевне Иванчуковой (3-й ряд, 3-я слева) сестра Антонина сказала следующее: «Машу на фронт забрали совсем молоденькой девчонкой с почты, где она работала почтальоном. На фронте сестра была радисткой. Награждена орденами и медалями. Они с мужем оба были фронтовиками».
К великому сожалению, подробной информации о фронтовике Митрофане Александровиче Букареве (1-й ряд, 9-й слева), несмотря на то, что его грудь увешана множеством боевых наград, и в Иссе проживает одна из его дочерей, узнать не удалось. «Папа никогда не кичился своими боевыми заслугами. И самой большой его болью было то, что в одном из боев у них с товарищами кончились боеприпасы и они попали в плен к немцам. Конечно, это произошло не по их вине. Но фильмы про войну смотреть не мог до конца своей жизни. Он часто повторял, что война — сущий ад и это никогда не должно повториться.
Сыновья Василия Ивановича Шурыгина (на снимке он стоит во втором ряду, 3-й справа) смогли лишь сказать, какими наградами он был награжден. Это орден Отечественной войны 1-й степени и, предположительно, медалью «За отвагу». «К нашему великому стыду,— поведал старший сын ветерана, Владимир,— мы при жизни отца мало расспрашивали его о войне, а сам он не любил о ней вспоминать. Ему это давалось с большим трудом».
Отредактировано Дворянкин С.А. (2017-10-30 19:13:13)