Шестая
инженерно-сапёрная бригада РГК
в боях
за Родину.
История части.Главы I, II, III, V написаны майором А.Безруковым
Глава IV написана инженер-капитаном М.Лейканд
Общая редакция подполковника Лапотышкина и майора Безрукова.1. Глава I. Октябрь 1941 - январь 1943гг.
2. Глава II. В боях за Курский плацдарм. (январь-март 1943г. - стр.17)
3. Глава III. В обороне. (март-июль 1943г. - стр.32)
4. Глава IV. Летние бои. (июль-октябрь 1943г. - стр.41)
5. Глава V. Сапёры.
6. Глава VI. Сож.
Брошюра, выпущенная Советом ветеранов 6-й Староконстантиновской ордена Суворова инженерно-саперной бригады к 25-тилетию со дня Победы.
На просторах России, в лесах Белоруссии, в степях Украины, в лесистых Карпатах и Татрах, на Польской и Чехословацкой земле, на всем тысячекилометровом страдном пути нашей бригады разбросаны дорогие сердцу могилы боевых товарищей, сложивших свои головы за счастье и свободу наших народов. Сколько их, этих безымянных могил?
Среди павших героев замечательный командир, член партии с 1917 года подполковник ПЕТРОВ Иван Степанович, кавалер орден Суворова и многих других орденов. Похоронили его не высоком берегу Днепра, чтобы видно было ему как будем мы гнать врага с нашей священной земли.
Отважные офицеры Макаров, Рогожников, Федоров, Иткин, Рожков, Глебов, Змиевский, Рогов, военфельдшер - Афонина, сержанты и красноармейцы - Ромазан, Жван, Федяшин, Кобеев, Танцырев, Плотицын, Болотин и сотни других, навек остались на полях сражений.
В послевоенные годы ушли из жизни многие боевые товарищи. Среди них бывший комбриг генерал Швидкой, комбаты Бублик и Прилипко, офицеры и сержанты Кондрашин, Борисов, Кобцев, Балакин, Мякота, Янгуразов, Григорьев, Скоромолов и многие другие.
Вечная слава Вам, незабываемые и вечно живые в нашей памяти и памяти народа, боевые друзья!
За образцовое выполнение задания командования и проявленное при этом доблесть и мужество бригада награждена орденом Суворова и получила почетное наименование Староконстантиновской.
Все части бригады награждены орденами и всем им присвоены почетные наименования в честь освобожденных городов. На боевых знаменах бригады и её частей семь орденов Советского Союза.
Бригада получила 16 благодарностей в приказах Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина за освобождение следующих городов Советского Союза, Польши и Чехословакии:
Орел, Новгород-Северский, Староконстантинов, Львов, Станислав, Дрогобыч, Борислав, Михальовце, Гумеине, Прешов, Новы-Тарг, Ново-Сонч, Бельско, Моравска- Острова, Богумин, Скочув, Цешин, Оломоуц, а также за преодоление Карпатских гор.
По решению Военного Совета 1-й Гвардейской Армии 7-го ноября 1944 года героям-саперам бригады, павшим в боях за преодоление Карпат был сооружен в Карпатах на Русском перевале памятник-обелиск.
На станции Поныри в честь подвигов героев-саперов на Курской дуге сооружен Величественный памятник.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ БРИГАДЫ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Октябрь-декабрь 1941 г.
Формирование 18-й саперной бригады 6-й Саперной Армии (в составе 19 батальонов) в районе г. Пензы.
Отправка на фронт.
Зима 1941-1942 гг.
Бригада в составе Брянского фронта Действующей Армии. Строительство оборонительных рубежей на р. Дон
Весна 1942 г.
Строительство оборонительных рубежей западнее Воронежа.
Лето 1942 г.
Бои на оборонительных рубежах западнее Воронежа.
Отдельные батальоны бригады выходят из окружения. Оборонительные бои на рубеже реки Дон южнее и севернее Воронежа.
Зима 1942-1943гг.
Бригада переформирована в 6-ю инженерно-минную бригаду Резерва Главного командования ( 7 батальонов).
Бригада обеспечивает наступление войск 13 Армии в Междуречьи Кшень и Олым в направлении Ливны, Касторная, участвует в освобождении г. Курска и ряда других городов.
Март – июль 1943 г.
Части бригады закрепляют рубежи на Орловско-Курской дуге. Устанавливаются многие тысячи мин и других минно-взрывных заграждений, в том числе сооружается минный обвод станции Поныри.
В ходе боев в районе Поныри, Ольховатки и в ряде других пунктов минеры ведут героическую борьбу с немецкими танками. В ходе 5-дневных боев минеры подорвали 85 танков противника.
Июль – декабрь 1943 г.
Бригада обеспечивает наступление 13-й и 48 Армии в направлении: Севск, Новгород-Северский, Гомель, Речица, Жлобин, форсирует реки Десна, Сож, Днепр и Березина.
За успешное обеспечение форсирования войсками р. Десна командир бригады и командиры батальонов награждены орденами Суворова. Бригада переименовывается в 6-ю инженерно-саперную бригаду Р.Г.К.
Январь-февраль 1944 г.
После тяжелых боев бригада выведена в резерв фронта для пополнения.
Март-сентябрь 1944 г.
Бригада обеспечивает наступление войск 1-й гвардейской армии под командованием генерал-полковника Гречко А.А. в направлении Староконстантинов, Чертков, Львов, Дрогобыч, Самбор, Санок. Бригаде присвоено почетное наименование «Староконстантиновская». За Львовскую операцию бригада награждается орденом Суворова.
Части бригады награждаются орденами и получают почетные наименования.
Сентябрь-ноябрь 1944 г.
Боевые действия в Карпатах. Бои за Русский перевал. Выход в Словацкую долину. Бригада вводится в состав 1-й Гвардейской Армии.
Зима 1944-1945 гг.
Боевые действия в Карпатах и Татрах. Участие в боях совместно с Чехословацким корпусом Л.Свободы.
За успешное обеспечение боевых действий войск в горах части бригады награждаются орденами Советского Союза. Двум батальонам присвоено почетное наименование «Карпатских».
Весна 1945 г.
Обеспечение наступления войск 1-й Гвардейской Армии в направлении: Бельско, Моравская Острава, Оломоуц, Пардубице, Прага.
15 мая 1945 г.
Окончание боевых действий войск в районе г. Праги.
Июль-октябрь 1945 г.
Возвращение на Родину в район г. Бровары Киевского военного округа. Расформирование бригады.
Командир бригады – Швидкой П.В. (с начала формирования по август 1942 г.)
- Астапов А.В. (ноябрь 1942 г. – март 1945 г.).
- Шелепин Р.П. (март 1945 г. до расформирования бригады).
Заместитель командира бригады по политической части – начальник политотдела
- Лапотышкин Н.М. (от начала формирования до расформирования
бригады).
Начальник штаба бригады (в различные периоды)
- Малютин И.П.
- Павшук А.М.
- Чужик Б.И.
- Безруков А.Н.
- Сафонов С.А.
Заместитель командира бригады по тылу (в различные периоды)
- Сивцев И.С.
- Косачевский З.М.
- Горский А.И.
Парторг штаба и управлении бригады – Брахин Б.М.
Комсорг штаба и управлении бригады – Зеркалова Л.К.
112-й ордена «Красной Звезды» Карпатский инженерно-саперный батальон 6-й ордена Суворова Староконстантиновской инженерно-саперной бригады.
Орденом «Красной Звезды» батальон награжден за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество в боях за освобождение Прикарпатья и успешное завершение Львовской операции.
Почетное наименование «Карпатского» батальон получил за боевые успехи в боях за преодоление Карпатских гор.
Командование батальона
Командир батальона – Янов А.Ф., Щедров В.А.
Заместитель комбата по политчасти – Голицын В.П.
Парторг батальона – Пестов Г.В.
Начальник штаба – Чернышев Н.В.
113-й орденов «Богдана Хмельницкого» и «Красной Звезды» Станиславский инженерно-саперный батальон 6-й ордена Суворова Староконстантиновской инженерно-саперной бригады.
Орденом «Красной Звезды» батальон награжден за образцовое выполнение заданий командования и проявленное при этом доблесть и мужество при взятии города Станислав (Иваново-Франковск).
Орденом «Богдана Хмельницкого» батальон награжден за отличие в боях при взятии города Новый Тарг.
Почетное наименование «Станиславского» батальону присвоено за успешные боевые действия при взятии города Станислав.
Командование батальона
Командир батальона – Петров И.С.*, Прилипко В.А.*
Заместитель комбата по политчасти – Мубаракшин Ф.А.*
Парторг – Рожанов В.И., Рогов В.Н.
Начальник штаба – Жерлицын В.П.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
* Примечание ДСА:
Петров Иван Степанович, 1897г.р. - орден Красной Звезды (майор, 113 иминб, 21.02.1943г.), орден Суворова III cт. (майор, 113 исапб, 24.10.1943г.), погиб 20.11.1943г..
Спивак Андрей Борисович, 1921г.р. - орден Суворова III-й степени (врид командира 113-го инж.-сап.батальона, капитан, 16.09.1943г.).
Прилипко Василий Акимович, 1919г.р. - орден Красной Звезды (лейтенант, 307 сд, ноябрь 1941г.), медаль "За отвагу" (майор, 307 сд, февраль 1943г.), орден Александра Невского (майор, 113 исапб, апрель 1944г.), орден Отечественной войны I ст. (майор, 113 исапб, август 1944г.), орден Отечественной войны II ст. (подполковник, 113 исапб, май 1945г.).
Мубаракшин Фазыл Мубаракшинович (Мубаракшевич), 1903г.р. - медаль "За отвагу" (капитан, 113 исапб, февраль 1943г.), орден Красной Звезды (капитан, 113 исапб, август 1943г.), орден Отечественной войны I ст. (майор, 113 исапб, август 1944г.).
_________________________________________________________________________________________________________________________________
114-й ордена «Красной Звезды» Карпатский инженерно-саперный батальон 6-й ордена Суворова Староконстантиновской инженерно-саперной бригады.
Орденом «Красной Звезды» батальон награжден за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество в боях за освобождение города Станислав.
Почетное наименование «Карпатского» батальон получил за отличие в боях при преодолении Карпатских гор.
Командование батальона
Командир батальона – Меньшиков А.И., Столетний А.И., Потапов К.И. (с 30.08.1944г. командиром батальона был Потапов Дмитрий Степанович - см. http://www.podvig-naroda.ru/?#id=438666 … ilManAward , внук Потапова Д.С. Карпунин Игорь Анатольевич - IKAR )
Заместитель комбата по политчасти – Гришаев М.А.
Парторг – Свичкарь А.П.
Начальник штаба – Романишин М.И., Щедров В.А.
115-й орденов «Богдана Хмельницкого» и «Красной Звезды» Драгобычский инженерно-саперный батальон 6-й ордена Суворова Староконстантиновской инженерно-саперной бригады.
Орденом «Красной Звезды» батальон награжден за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество при преодолении Карпатских гор.
Орденом «Богдана Хмельницкого» за отличие в боях за освобождение города Новый Тарг.
Почетное наименование батальон получил за боевые успехи при освобождении города Драгобыча.
Командование батальона
Командир батальона – Сафонов С.А., Бублик А.П.
Заместитель по политчасти – Терешин В.В.
Парторг – Мельников М.В., Бажанов Г.С.
Начальник штаба – Соколов И.Ф., Глебов И.Г.,
Шапиро Н.И., Платонов Б.И.
Отдельная механизированная рота разведки 6-й ордена Суворова Староконстантиновской инженерно-саперной бригады.
Командир роты – капитан Высоцкий Г.М.
Парторг роты – старшина Руднев Д.А.
Легкий переправочный парк:
Командир подразделения – Яковец, Кауфман Г.И.
Отдельная авторота:
Командир роты – Сова И.Ф.
Медицинская служба:
Глав-врач – Григорович М.И., Зеленецкая Д.М.
Копия
ОТЗЫВ
о боевой деятельности 6-й Инженерно-саперной бригады РГК за период с I января по 27-е июля 1943 года
К началу активных боевых действий на Орловско-Курском направлении 5-го июля 1943 г., частями бригады в полосе 13 Армии было установлено 38 противопехотных и противотанковых минных полей с 25.000 мин разных типов. Усилия личного состава бригады в значительной степени содействовали созданию в полосе Армии крепкого рубежа с глубоко эшелонированной обороной, противотанковыми и противопехотными заграждениями.
В период наступления противника на рубежи, занимаемые Армией, части бригады обеспечивали в инженерном отношении боевые операции наших войск: минировали перед передним краем нашей обороны, прикрывали минно-взрывными заграждениями фланги стрелковых частей, строили КП и НП.
Под непрерывным огнем противника, часто впереди боевых порядков пехоты, личный состав бригады, проявляя стойкость и мужество, преграждал путь противнику, устанавливая противотанковые и противопехотные мины. На минных полях, установленных бригадой, подорвалось 85 танков противника.
Бригадой была хорошо поставлена инженерная разведка переднего края обороны противника, что в значительной степени помогло в период активных боевых действий войскам Армии в разгроме оборонительных рубежей врага.
114-й Инженерно-саперный батальон, действуя на ответственном участке фронта, будучи приданным I7 Гв.СК, в значительной степени своими действиями помог корпусу выполнить свои задачи, приостановить наступление противника.
Такую же оценку получили и остальные части бригады,
С 18-го июля 1943 г. в дни, когда началось контрнаступление войск 13-й Армии, части бригады, будучи приданными гвардейскими корпусами, выполняли ответственные задания по разминированию наших минных полей и полей противника, устраивали проходы в минных полях и обезвреживали сюрпризы, резали проволочные заграждения, строили и восстанавливали мосты и т.д.
За первые десять дней наступательных операций разминировано 92 наших минных поля и 42 поля противника, снято свыше 15 тысяч мин, обследовано 293 гектара площади на мины, проделано 12 проходов в проволочных заграждениях, построено 13 мостов и т.д.
Вся бригада в целом хорошо справилась с инженерным обеспечением оборонительных и наступательных боев наших войск, проводимых соединениями 13-й Армии.
6-я Инженерно-саперная бригада РГК во многом способствовала 13-й Армии в выполнении ее боевых задач, и в боях с немецкими захватчиками проявила организованность, железную стойкость и мужество.
Начальник штаба 13-й Армии генерал-майор ПЕТРУШЕВСКИЙ (подпись).
Начальник инженерных войск Армии полковник КОЛЕСНИКОВ (подпись).
5.8.43.
Копия
ПРИКАЗ
войскам 48 – й Армии
№ 0388
6 ноября 1943 г. Действующая Армия
С 26-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции совпадает двухлетие 6-й Инженерно-саперной бригады РГК.
Сформировавшись осенью 1941 года в тяжелые для Родины дни, бригада за два года превратилась в кадровое соединение. Ее личный состав овладел искусством инженерного обеспечения боя и истребления немецких захватчиков во взаимодействии с другими родами войск.
От реки Неручь до реки Сож вместе с войсками 48-й Армии части и подразделения бригады прошли славный боевой путь.
Действуя в труднейших условиях часто под огнем противника, саперы обнаружили и обезвредили десятки тысяч вражеских мин, построили и отремонтировали сотни мостов, обеспечили форсирование Армией многих водных преград, в том числе р. Десна и р. Сож.
Поздравляю саперов-офицеров, сержантов и рядовых с двухлетием бригады и объявляю благодарность всему составу за успехи по инженерному обеспечению боя.
Выражаю уверенность, что 6-я Инженерно-саперная бригада и впредь с еще большим напряжением сил, организованностью и умением, свойственными саперам, обеспечит продвижение наших войск вперед на запад до полного истребления немецких захватчиков.
Командующий войсками
48-й Армии
генерал-лейтенант
РОМАНЕНКО
Член Военного Совета
48-й Армии
генерал-майор
ИСТОМИН
Начальник штаба 48-й Армии
генерал-майор
БОБКОВ
Копия
ОТЗЫВ
о работе 6-й Инженерно-саперной бригады РГК за время боевых действий в составе инженерных войск Белорусского фронта
с марта 1943г. по январь 1944г.
6-я Инженерно-саперная бригада РГК находилась в составе инженерных войск Центрального фронта, а затем Белорусского фронта, с марта 1943г. по январь 1944 г.
В составе 13-й Армии бригада принимала участие в укреплении оборонительных рубежей на Курско-Орловском выступе, а затем В отражении, июльского наступления в районе Малоархангельск-Поныри.
В этих оборонительных боях бригада выполняла различные, боевые задачи по обеспечению войск в инженерном отношении: ремонтировала и строила дороги, восстанавливала и возводила новые мосты, укрепляла оборонительные рубежи, минировала местность на переднем крае и в глубине оборонительной полосы и преграждала пути наступления танкам и пехоте противника всеми видами минно-взрывных средств.
На минах, установленных бригадой, подорвалось 85 танков противника .
Организованное и умелое выполнение боевых задач по инженерному обеспечению войск 13-й Армии за указанный период было отмечено приказом Центральному фронту № 0203 от 8 августа 1948 года.
В составе 48-й Армии с июля 1943 года по январь 1944 года бригада обеспечивала в инженерном отношения наступательные действия Армии: разминировала передний край противника, проделывала проходы в минных полях в момент наступления, обеспечивала продвижение войск по маршрутам, переправляла войска, артиллерию и танки через р.Десна, Сож, Днепр и Березина. Отличные действия бригады во время переправы войск 48-й Армии через р.Десна были отмечены приказом Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина 16 октября 1943 года с объявлением благодарности.
За организованность и порядок, за успешное выполнение боевых задач по инженерному обеспечению войск 48-й Армии, Военным Советом 48-й Армии бригада была представлена Военному Совету Белорусского фронта к гвардейскому званию. Военный Совет Белорусского фронта вместо представления бригады к гвардейскому званию, счел необходимым представить и представил бригаду к правительственной награде - ордену "Красное Знамя".
За время боевых действий в составе инженерных войск фронта 6-я Инженерно-саперная бригада РКГ проявила организованность, порядок и дисциплинированность.
Политико-моральное состояние частей бригады высокое.
Начальник инженерных войск Белорусского фронта
Генерал-лейтенант инжвойск - ПРОШЛЯКОВ (подпись).
Начальник штаба инжвойск БФ
Полковник – АЛЕКСЕЕВ (подпись).
Копия
ПРИКАЗ
6-й Инженерно-саперной Староконстантиновской ордена Суворова бригаде
№ 0132
10 сентября 1944г. Действующая Армия
Содержание: с объявлением Указов Президиума Верховного Совета Союза
СССР от 10.08.44 г. и выписки из приказа Войскам 4-го
Украинского фронта от 02.09.44 г. № 0612.
УКАЗ
президиума верховного совета союза СССР
За образцовое выполнение задания Командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение г. Львов и проявленные при этом доблесть и мужества – НАГРАДИТЬ:
ОРДЕНОМ СУВОРОВА 2-й СТЕПЕНИ
6-ю Инженерно-саперную Староконстантиновскую бригаду.
Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР – М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета Союза ССР – А. ГОРКИН.
Москва, Кремль
10.08.44 г.
УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СОЮЗА ССР
За образцовое выполнение задания Командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городом СТАНИСЛАВ и проявленные при этом доблесть и мужество – НАГРАДИТЬ:
«ОРДЕНОМ КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»
113 инженерно-саперный батальон
114 инженерно-саперный батальон
Председатель Президиума Верховного совета Союза ССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета Союза ССР
А. Горкин
Москва, Кремль
10.08.44 г.
Экз. № ______
ТАБЛИЦА
выполненных работ с 03.11.41 г. по 10.05.45 г.
№№ Наименование работ Измеритель Выполнено работ
1 Построено и отремонтировано мостов шт. / п. м. 454 / 8684,5
2 Проверено дорог на мины клм 2596
3 Снято мин шт 97891
4 Снято фугасов шт 18
5 Снято МЗД шт 11
6 Проверено площади на мины га 421,5
7 Установлено мин шт 140492
8 Сделано лесного за вала клм 6,0
9 Ремонт дорог клм 4430,7
10 Сделано жердевой выстилки клм 12,1
11 Сделано фортсооружений шт 3442
12 Открыто ходов сообщений клм 60
13 Устройство аэродромов шт 2
14 Было групп в тылу противника кол / чел 43 / 148
15 Пройдено по тылам противника клм 1470
Ф……., оп. 345937с, д. 2, л. 85
Опт. 3 экз.
Экз. 1,2,3 – адр.
24.10.58 г.
Листовки политотдела.
За 1460 суток на передовой Политотдел бригады выпустил более 100 листовок
К САПЕРАМ НАШЕЙ БРИГАДЫ
Товарищи!
Части нашей героической Красной Армии выбили немца с приднепровских твердынь и вышли к Днепру.
Перед нами могучий красавец Днепр.
Перед нами Гомель – исстрадавшийся, израненный город.
Немец хочет спрятаться за Сож, за Днепр, хочет остановить могучий вал нашего наступления.
Этому не бывать. Нас не остановишь. Теперь на нашей улице праздник. Довольно они пировали. Пора немцу в могилу.
Товарищи саперы!
С боями прошли мы по многострадальной земле Орловщины, Сумщины, Черниговщины. Мы видели трупы расстрелянных немцами мирных жителей - в глазах стариков, женщин, детей застыл смертельный ужас.
Каждую ночь полыхают на небе огромные зарева.
Не твоя ли хата горит,-
боец!
Не твоих ли детей, как скот,
гонит немец на запад!
Не твою ли жену
он расстрелял на дороге!
Вот у сожженного дома лежит изуродованный труп женщины. Ветер треплет седые пряди волос.
Вглядись, боец,-
не твоя ли мать!
Колеблются на небе тени пожарищ. Великой, священной злобой горят наши сердца. Час расплаты настал.
Смерть гадам! Смерть всем до последнего фрица!
Товарищи саперы!
Мы уже имеем огромный опыт, мы форсировали десну, нам объявил благодарность сам товарищ Сталин.
Не забывай, боец, как саперы роты л-та Иткина ночью, под обстрелом, за 9 часов навели штурмовой мостик через р.Десну длиной 110 мт, как паром, построенный саперами л-та Афанасова из бревен и немецких бочек, сделал под огнем врага 53 рейса. Все бочки были продырявлены пулями, саперы затыкали пробоины деревяшками, выкачивали воду, и снова безотказно работал паром.
Помни, боец, что подвиг отважных паромщиков с-тов Бахарева и Белкина, которые, не считаясь с обстрелом, двое суток не сходили с парома, про с-тов Дикарева и Шестакова, которые вплавь, бросились за отбитым от причала разрывами мин паромом.
Гордись, боец героическими делами саперов-разведчиков т.т. Срымова и Гаврилова, парторга роты, дважды орденоносца с-та Чернявского.
Вспомни, боец, как строили мосты через р. Десну и Вить. Переправы были готовы через полтора суток. Новый свайный мост длиною 120 мт под погрузку 30 тонн саперы майора Петрова сделали за 4 суток.
Товарищи офицеры, сержанты и красноармейцы!
Все ли готово у Вас к переправам через р. Сож и Днепр?
Проводится ли инженерная разведка, имеются ли трофейные бочки, скобы, проволока, гвозди? В порядке ли канаты, тросы, не затуплены ли топоры? Знает ли каждый свое место, свою задачу?
Все ли продумано и спланировано?
Не забывайте - задача трудная и исключительно ответственная.
Больше инициативы, находчивости, саперной выдумки, организованности!
Быстро маневрируйте своими подразделениями, шире применяйте подручные материалы, до конца используйте приданную Вам технику.
В боях за Сож, за Днепр, за Гомель умножим боевую славу нашей бригады. Будем сражаться так, чтобы товарищ Сталин сказал нам спасибо!
Вперед, товарищи саперы!
Вырвем Гомель из кровавых лап врага!
Выгоним гитлеровского зверя с берегов Днепра!
Смерть немецким оккупантам!
Смерть немецким оккупантам!
ВПЕРЕД, ОТВАЖНЫЕ САПЕРЫ!
Товарищи бойцы, сержанты и офицеры!
Много рек было на пути нашего наступления. Много вражеских минных полей и сюрпризов осталось позади. Злобный и коварный враг хотел превратить наши русские реки в преграду против нас - русских.
Но враг просчитался!
Позади остались ДЕСНА, СНОВ, ИПУТЬ, быстрый СОЖ и многоводный Днепр.
Стрелок, артиллерист, связист и минометчик, конник и танкист идет по твоим мостам, товарищ сапер, по твоим дорогам - они видят кучи мин обезвреженных твоими руками, с благодарностью думают они о скромных тружениках войны - саперах - расхищающих путь победы.
Помни, товарищ, об отважных саперах - ТАТАРНИКОВЕ, КОЛЕСНИКОВЕ и МАЛЬЧИКОВЕ, бросившихся в ледяную воду СОЖ и сколотивших под пулями и снарядами разрушенный штурмовой мостик, о знаменитом паромщике сержанте БАХАРЕВЕ, трое суток под огнем врага бессменно переправляющим на западный берег реки пехоту, артиллерию, боеприпасы.
Не забывай, товарищ, о славных делах саперов капитана ЯЦЕЕВА. 500 рейсов на паромах совершили отважные бойцы под огнем врага. 83 пробоины было в одной лодке от осколков снарядов и мин. Пробоины заклеивались, зашивались, и паром снова шел в строй.
Гордись, товарищ, славными бойцами - саперами подполковника ПЕТРОВА. Это они построили мосты через ДЕСНУ, СОЖ и ДНЕПР.
Шестидесятитонный мост через ДНЕПР был построен в полтора раза быстрее самых жестоких нормативов. Герой сапер ЗАЦЕПИН со своим расчетом показал чудеса трудового героизма на забивке свай.
На мирном поле, переправе, -
Сапер запомни, не забудь,
Что ты войскам к победной славе
Прямой прокладываешь путь!
В работе жаркой и упорной
Запомни боевой народ:
От нашей доблести - саперной
Зависит каждый шаг вперед!
ТОВАРИЩ, САПЕР!
Мужество и героизм показал ты на суше и воде. Слава о многих саперах-героях разнеслась по всему нашему фронту. Победа близка теперь. Но победа берется с боя.
ПОМНИ, САПЕР!
Впереди много болот, рек, взорванных мостов. Враг всюду создает препятствия, ставит мины. А наступившие дожди и снега делают дороги более труднопроходимыми. На ВАС - саперах - лежит задача: одновременно подготовить хороший и безопасный путь нашим наступающим частям.
Напряги все силы, товарищ сапер! Наша пехота снова пошла в наступление. Они идут на Запад, взламывая оборону врага.
Помоги им, товарищ сапер - труженик войны. Помни, ты ведешь Россию на запад.
Больше находчивости, изобретательности и саперной смекалки.
Используй во всей полноте свой большой накопленный опыт, прояви максимум настойчивости и упорства в дальнейшем усовершенствовании своего инженерно-саперского мастерства.
ТРУДИСЬ, ТОВАРИЩ! ИДИ ВПЕРЕД!
Заслужи похвалу вождя; заслужи, чтоб товарищ СТАЛИН сказал о тебе – ЧЕСТЬ И СЛАВА – САПЕРАМ!
Политотдел бригады
Смерть ненецким оккупантам!
САПЕРЫ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
Отходя под ударами Красной Армии из Прикарпатских долин, немцы ставят тысячи фугасов и мин, придумывают разные ловушки и сюрпризы, хотят нас, бывалых саперов, перехитрить.
НО ТОГО, КТО СМЕЛ, УМЕЛ И ОСТОРОЖЕН - НИКТО НЕ ПЕРЕХИТРИТ.
Придумал немец такую мину, что снять то ее снимешь, а крышку не отнимешь, сразу взорвется, как только сапер крышку отвинчивать берется. А наши саперы сразу же такой ключ изобрели, что всю немецкую хитрость на нет свели.
Стал немец-скотина не извлекаемые ставить мины. В строгом секрете он этот способ держал, даже своим союзникам-мадьярам и то не доверял. А наши саперы и этот секрет разгадали, и все взаимодействия частей узнали.
Кладет ненец под мину коробочку с часовым механизмом, держит за ниточку, выдернет чеку и готово. Эта мина взрывается сразу, чуть сдвинешься немножко, такую мину надо снимать только кошкой.
Когда немец минирует, то мины тоже хитро маскирует. То в кювете мину поставит, то камнем заставит, или две мины вместе проволокой соединит, по всякому немец хитрит.
Так что, сапер, будь к любому сюрпризу готов, особенно мины ищи около мостов, поставит немец мины, и потом мост взрывает, землей мины засыпает.
Вот тогда и будь хитер, найди мину сапер.
И в лужу на дороге мина ставится, в колею зарывается, сразу и не заметишь, а через день-два колея углубляется и мина взрывается. В канавах, на огородах, в укрытиях для машин, тоже много находят немецких мин.
БУДЬ БДИТЕЛЕН САПЕР!
На провокацию не поддавайся, на вражескую удочку не попадайся.
Если ты снял, двадцать мин кошкой и не взорвались они сами, не вздумай двадцать первую снять руками.
Не получат больше родные от тебя вести, погибнешь, сапер, без славы и чести.
Шофер-лихач в канаву машину загонит и мотор побьет, а сапер-лихач сам на воздух взлетит, да и товарищей подорвет.
А есть у нас такие лихачи-саперы, думают, что они уж очень бывалые минеры. Приказов не выполняют, осторожности не соблюдают, "кошек" не признают, да еще этим хвастают и плохой пример подают.
Был такой лихач Богданов в части майора Прилипко. Умелый сапер, а лихач. Штук двадцать мин он «кошкой» снял и ни одного взрыва не наблюдал. Бросил тогда лихач «кошкой» мины таскать, давай руками снимать. Товарищи ему кричат: «Брось, Богданов, подорвешься!». Внимания лихач не обращает, знай, за уши мины из земли таскает и думает – «Ай, да я, какой храбрый, ничего не боюсь».
Зазнался Богданов, зарвался, три мины снял, а на четвертой и подорвался.
Погиб сапер без чести и славы, на куски разнесло Богданова у придорожной канавы. Да ещё товарищи пострадали.
Или вот другой лихач из части капитана Щедрова – сержант Малинин. Опытным сапером считался, а на удочку немцам попался. Взрывом мины так ударило, что лихач сам погиб, да ещё командира роты и сержанта тяжело ранило.
Также по неосторожности подорвался на минах сапер Дианов, Каракулин, Герасин, Гусаров.
А немцы рады, что гибнут советские саперы – солдаты. Значит, не зря враг ставил мину, попал на сапера – разиню.
Вот и выходит, что от лихачества никакой пользы нет, а только один вред, много лихачество приносит бед.
Надо объявить беспощадную борьбу с саперами – лихачами.
БУДЬ СМЕЛ, УМЕЛ И ОСТОРОЖЕН, ––
ТОГДА ПОДРЫВ НЕ БУДЕТ ВОЗМОЖЕН.
ВРАГА БИТЬ, А САМОМУ ЖИВОМУ БЫТЬ, вот как надо сапера учить.
БУДЬ БДИТЕЛЕН, САПЕР!
Работай головой, думай, соображай, хитрости немца разгадывай, ни одной мины не пропускай, любую маскировку на минах разгадывай.
Ни минами, ни сюрпризами не загородит немец дорогу в свою берлогу.
Саперы все хитрости врага разгадают, по всем дорогам пройдут и вместе со всей Красной Армией в Берлин войдут.
На то мы и саперы – суворовцы.
Политотдел Бригады.
Копия
Смерть немецким оккупантам
Выше смекалку, саперы!
ОБРАЩЕНИЕ
слета саперов-разведчиков, саперов-истребителей танков, ко воем офицерам, сержантам и
рядовым инженерных войск Первой Гвардейской Армии
Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин поставил перед нами почетную и ответственную задачу - добить фашистского зверя в его же берлоге.
Это обязывает всех нас упорно учиться, неустанно совершенствовать практику боевого саперного мастерства, повышать саперную смекалку.
Проводниками войск через вражеские заграждения и укрепления являемся мы.
В нашем деле "на авось" не возьмешь! Если голова не работает - победы не добудешь. Риск нужен во всяком деле. В нашем же деле он нам сроден. Кто не может рисковать, тому на войне делать нечего.
Для нас нет, и не может быть преград на пути к выполнению боевой задачи. Будем дальше проникать в тылы вражеской обороны, изучать все сооружения врага, наносить ему удары в самые чувствительные места.
Сапер-разведчик! Чем больше ты вложишь ума и сноровки в дело изучения заграждений и укреплений врага, тем успешнее с меньшими потерями сил и средств добудем победу.
Воюй и набирайся ума!
М и н ё р ! Повышай искусство своего грозного ремесла, минируй и разминируй так, чтобы "комар носа не подточил".
Сапер - истребитель вражеских танков! Больше дерзости, больше сметки. Сделай так, чтобы и тыловые дороги врага стали могилой для танков, боевой техники и живой силы фашистов.
В наше время тот не тужит, кто с победой дружит!
Среди нас есть настоящие виртуозы боевого саперного пасторства.
Старший сержант Сергали Срымов, совершивший 325-километровый разведывательный рейс по тылам врага.
Знатный сапер-разведчик ефрейтор Павлов.
Командиры групп истребителей танков - гвардии лейтенант Евстигнеев и гвардии старший лейтенант Венедиктович.
Отважные истребители Артемьев, Тычкин, Афонин, Буйлин - подорвавшие не один вражеский танк и автомашину на тыловых вражеских коммуникациях.
Постигайте, саперы, их опыт и смекалку, дерзайте, товарищи, ворочайте умой и Вы добудете победу и славу!
Смерть немецким оккупантам!
К САПЕРАМ НАШЕЙ БРИГАДЫ
Боевые друзья!
Наши доблестные войска достигли предгорья Карпат. Отгремели московские залпы за овладение важнейшими опорными пунктами, прикрывающими Карпатские проходы – городами Дрогобыч, Борислав, Самбор.
Напрасно на весь мир кричат немцы о неприступности и непреодолимости Карпатских твердынь. Не помогли немцам водные рубежи – реки Дон, Днепр, Днестр, Стрый. Не спрячутся они за горы Карпат.
Нет таких преград, которые не преодолели бы советские воины.
Товарищи саперы! Нам придется работать в новых, незнакомых для нас условиях.
Карпатские горы не особенно высокие, но трудно проходимые. Они изобилуют ущельями, крутыми спусками и подъемами.
Леса в горах густые. Бурелом, валежник и заросли делают их почти непроходимыми. В лесах быстро теряется ориентировка, можно легко отстать и заблудиться.
Реки в горах быстрые, изменчивые, броды неустойчивые. Мелкий ручей за один день дождя может превратиться в серьезную водную преграду. Вода прибывает на 2 метра и больше. Глубина и проходимость брода меняются. После паводков, вследствие перемещения грунта дна, брод может сместиться.
Дорог мало. Бои в горах будут вестись за дороги и отличаться маневренностью, охватами и обходами. В лесах можно натолкнуться на засады и секреты, встретить отдельную группу или подразделение противника. Враг будет разрушать мосты, минировать дороги, устраивать завалы и обвалы, каменные барьеры и всевозможные сюрпризы. Узкие места, перекрестки дорог и переправы будут обстреливаться и подвергаться налетам авиации.
МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОТОВЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛЮБЫХ БОЕВЫХ ЗАДАЧ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ, И ЭТИ ЗАДАЧИ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ НА ОТЛИЧНО.
Товарищи саперы!
Помните, от вашей подготовленности, смелости и воинского умения, во многом зависит успех боев за Карпаты.
Очищайте дороги от вражеских мин. Особо тщательно проверяйте на мину – сюрпризы, мины замедленного действия и боковые фугасы для образования завалов. Мины враг будет маскировать камнями. Проверяйте на мины лесные и каменные завалы. Растаскивайте завалы канатами, вручную, лошадьми, уничтожайте их взрывами. Приведите в порядок дороги, засыпайте воронки, усиливайте слабые места щебнем и жердями. Ограждайте повороты и крутые спуски столбиками и надолбами, делайте водоспускные канавы и трубы.
Своевременно разведывайте реки и броды. Стройте мосты и переправы. Учитывайте поднятие воды после дождей. Наши мосты не должно сносить никакое половодье. Помните, от тщательной заготовки деталей зависит скорость постройки и качество моста. Имейте канаты и тросы для трелевки леса. Подготовьте броды, пешеходные мостики и объезд. Обозначьте их указками и вехами.
Хорошо организуйте комендантскую службу. Устраивайте разъезды, на опасных участках ставьте предупредительные знаки, на всех перекрестках – указки. Маскируйте движение по дорогам и восстановительные работы. Стройте простейшие укрытия – щели, окопы. Выставляйте наблюдателей за воздухом и непосредственное охранение.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ, ТОВАРИЩИ! КРЕПИТЕ ДИСЦИПЛИНУ И ВОИНСКИЙ ПОРЯДОК!
Не теряйте ни одной минуты. Готовьтесь к боям в горных условиях. Каждый сапер должен понимать значение своей работы, знать особенности инженерного обеспечения в горах.
Боевые друзья! Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин в своих приказах от 27 июля, 6 и 7 августа отметил отличные действия бригады в боях за Станислав. Дрогобыч и Борислав и объявил нам благодарность.
ОПРАВДАЕМ ВЫСОКОЕ ДОВЕРИЕ ВОЖДЯ!
НЕ ДАДИМ НЕМЦУ ЗАЦЕПИТЬСЯ ЗА КАРПАТЫ!
ВПЕРЕД, НА ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗГРОМ НЕМЕЦКИХ ЗАХВАТЧИКОВ!
СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ!
Политотдел бригады.
ПРОТОКОЛ № 1
слета лучших воинов – орденоносцев 6-й ИС Бригады
от 11.02.44 г.
Присутствовало 102 чел.
Президиум: полковник АСТАПОВ,
подполковник ЛАПОТЫШКИН,
подполковник ДЕРГУНОВ,
ст. с-т ДИКАРЕВ,
ст. с-т ФИЛАТОВ,
с-т ТЕРЕХОВ,
ст. с-т БАХАРЕВ,
ст. с-т КУПЦОВ,
ефрейтор КУДРЯВЦЕВ.
Повестка дня:
1. Обмен боевым опытом.
2. Художественная часть.
СЛУШАЛИ: Обмен боевым опытом.
а) Вступительное слово подполковника т. ЛАПОТЫШКИНА.
б) Выступления лучших воинов – орденоносцев.
С-т КАЗАКОВ (112 ИСБ).
Я в бригаде со дня её формирования. В дни летнего наступления немцев мне пришлось минировать под Понырями. Враг пытался нас окружить, но ему этого не удалось. А когда наши войска перешли в наступление, мы проделали проходы в минных полях. Я был ранен, но не ушел с поля боя до выполнения боевого задания.
Ст. с-т ГОЛУБЕВ (113 ИСБ).
Нас правительство наградило высокими наградами, значит – мы, что-то делаем. Мы – кадровики, должны учить новичков. У нас боец Юразов считался отстающим. К нему прикрепили старого солдата, и он стал лучшим бойцом. Когда мы переправляли войска и вооружение через р. Сож, боец Юразов был ранен, но он не ушел с поста, пока полностью не было выполнено задание.
С-т НАГИБИН (114 ИСБ).
С начала войны я был водителем танка и в саперную часть попал после ранения. Здесь меня поставили на работу шофером, но такая работа мне не нравилась, и я стал украдкой изучать инженерно-саперное дело. Теперь я его знаю "на отлично". Мое отделение под Архангельском и в других местах выполняло только "на отлично".
Ст.с-т ПАРШИН (115 ИСБ).
На пути нашего наступления нам встречалось много немецких мин, которых мы не знали. Приходилось их изучать в боевых условиях, теперь на моем счету сотни снятых немецких мин. Я научил бойца - коммуниста Симонова – минному делу. Мое отделение справится с любым боевым заданием!
Ст.с-т ГУПАЛОВ (112 ИСБ).
Мы не раз били немцев и будем их бить. Однажды я, вместе с группой бойцов, на танках пришлось быть в тылу противника. Нам приходилось разминировать дороги и выстраивать мосты. Все это делали под огнем противника. Я научил минному делу бойцов Барышникова и Кириченко. Во время переправы на р. Десне в моей группе сильно струсили бойцы отделения. Враг вел ожесточенный огонь. Я им посоветовал не вешать голов, а заниматься ловлей оглушенной снарядами рыбы. Этим поднял настроение бойцов. В районе Ветка я натянул канат через р. Сож.
Ст.с-т ЗАЦЕПИЛИ (113 ИСБ)
Когда я выполнял со своим отделением боевые задания на р. Десне, то бойцы Савченко и Гордюшко струсили и залегли, они испугались вражеского огня. Тогда я подошел к бойцу Савченко и спросил: «Где твоя семья?».«На Урале»-ответил Савченко, а я ему и говорю, что «моя семья уже два года томится у немцев. Ведь ее надо выручать». Настроение у этих бойцов усилилось, и задание было выполнено в срок. Почему я забивал по 15 свай вместо 6? Только потому, что знал, как это надо делать. Свой опыт я всегда передаю молодым бойцам.
Подполковник ДЕРГУНОВ (замкомбрига).
Скоро перед нами будут стоять новые боевые задачи. Их мы обязаны выполнить с честью. Здесь собран цвет нашей бригады. Вы должны научить новичков владеть саперным делом и выполнять боевые задания так же, как и выполняли их до сих пор. В этом будет ваша заслуга перед Родиной. Вас здесь 100 чел., а если каждый из вас выучит по 10 чел., то бригада всегда будет выполнять задания на отлично.
Ст.с-т ДИКАРЕВ (115 ИСБ).
Боевое крещение получил, будучи приданным к танковому полку под Касторной. Некоторые бойцы у нас тогда растерялись, особенно боец Сергеев. Но было достаточно напомнить Сергееву о его семье, находящейся недалеко от фронта, как он начал действовать смело. Разминировать тогда мы не умели, брались все за одну мину. Но в бою мы получили богатый опыт, который
нужно передавать тем, кто его еще не имеет.
Ст.с-т КАРЯЗИН (114 ИСБ).
Мы получили свое первое боевое крещение в июле месяце. Моему отделению было поручено контролировать дорогу. Около Прилеп у одного моста скопилось много машин, где нам пришлось много поработать. Боец Зилотов струсил и ушел. Тов. Борискин крепко его обругал. Мы сумели исправить мост и пропустить машину. После этого Зилотов признался в своей вине и после он всегда проявлял инициативу и отвагу при выполнении боевого задания. Надо отметить, что прежде чем идти на задание, нужно к нему хорошо подготовиться. У нас был такой случай. Надо было произвести разведку реки. Пришли к ней, но не имели чем измерить глубину реки. Пришлось найти телефонный провод. И задание было выполнено.
Рядовой БАТИЩЕВ (115 ИСБ).
Я хочу рассказать о том, как я учился минному делу. Однажды командир взвода по моему желанию взял меня на разминирование. Он мне показал, как нужно снимать немецкие мины, и я этот раз снял 120 мин. Второй раз я разминировал 160 мин. На р. Десне я получил задание проверить брод через водную преграду. С этой задачей я справился успешно, за что получил правительственную награду.
С-т ТЕРЕХОВ (112 ИСБ).
Мое отделение многонациональное, поэтому обучать их мне было очень трудно. Некоторые плохо говорили по-русски и не хотели учиться. Я с ними провел беседу о героях других национальностей, и учеба пошла лучше, и уже когда ходил ставить мины перед переднем краем, то всегда задания выполняли на отлично.
ЕВТУШЕНКО (115 ИСБ).
Я хочу сказать, какое большое значение при выполнении боевых заданий имеет вовремя сказанная шутка. Она поднимает настроение. Большое значение имеет личный пример. При постройке моста я пошел в воду первым. За мною сейчас же пошли и остальные. Большое значение имеет самоокапывание, особенно при налете вражеской авиации.
Ст.с-т ФИЛАТОВ (113 ИСБ).
Мне было дано задание разминировать два минных поля около ст. Поныри. Работали под огнем врага. Но у всех был опыт. Приходилось учить бойцов на поле боя. В Домахе мы минировали передний край, и когда я пошел за минами, то другие минеры ушли и не поставили вешек. В результате два сержанта подорвались на минах. На р. Десне наводить штурмовой мостик пришлось мне. Был сильный огонь. Нас спасли тогда заранее вырытые нами щели. Нужно беречь своих бойцов. Под ст. Шацилки мы потеряли одного бойца из нового пополнения, который струсил, все время прятался от огня. На учении старые бойцы все выполняют на «хорошо» и «отлично», а молодые еще теряются, им нужно помочь.
Старшина ВЫСОЦКИЙ (115 ИСБ).
Летом нам было дано задание делать проходы для пехоты. Мы это задание выполнили за 3,5 минуты.
КУЛЯСОВ (114 ИСБ).
Я начал боевые действия у ст. Глазуновка. Минировал и ставил проволочные препятствия. Во время наступления противника я минировал под вражеским огнем у с. Ольховатка. Во время боев я вступил в партию. Учился сам и вел пропаганду среди бойцов. Я воспитываю ненависть к врагу на конкретных примерах, встречаемых на нашем пути. Когда мы обеспечивали переправу на р. Сож, мост был разорван.Я руководил наводкой моста. Был контужен, но не ушел с задания пока его не выполнил. Свой опыт я передавал, и буду передавать молодым бойцам. Я обещаю все задания выполнять на отлично.
ШЕСТАКОВ (115 ИСБ).
С минным делом я был знаком мало. Приходилось учиться на поле боя. Под Касторной я взял 5 бойцов и снял под огнем врага 15 мин, и уже после с заданием по разминированию я всегда справлялся отлично.
К-н ЯЦЕЕВ (113 ИСБ).
Я хотел бы напомнить командирам отделений о следующем:
1) хорошо изучить своих людей, знать все их особенности. Это даст возможность всегда лучше справляться с заданием;
2) перед выполнением задания требуется хорошее знание своих обязанностей, в этом отношении хорошо делает ст. с-т Рогов;
3) командирам отделений не выполнять задания сломя голову, а надо учитывать, откуда ведет противник огонь и его тактику на этом участке. Тогда меньше будет у нас потерь;
4) командирам отделений всегда надо проявлять инициативу и принимать свое решение в связи с обстановкой.
Полковник АСТАПОВ.
Какие стоят перед нами задачи?
Всегда обмениваться опытом, учитывать все ошибки и в последующих боях их не допускать. Вам, сержантам и командирам отделений, надо еще накапливать опыт, учиться принимать решения при выполнении заданий. На командире отделения лежит большая ответственность, в его распоряжении живые люди. Командир отделения всегда должен ставить перед собою две задачи:
а) как быстрее и лучше выполнить задание,
б) как меньше иметь потерь.
Командир отделения должен воевать умело и хитро. Вы должны воспитывать в своих бойцах хладнокровие, бесстрашие, расчетливость, учить на примерах, не скрывая ни хорошего, ни плохого.
Правительство наградило нас орденами не только за прошлые заслуги. Орден обязывает - быть всегда впереди, не зазнаваться, не гордиться. Вы выросли до неузнаваемости. Но этого для нас еще очень мало, надо и дальше учиться. Учиться постоянно и повседневно. У нас впереди еще много задач. Немец еще на нашей территории. Мы его должны изгнать с Советской земли.
Листовка Политотдела.
Смерть немецким оккупантам!
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК
Наши доблестные войска, сломив упорное сопротивление врага, прорвали оборону противника и вышли к р. СТРЫП.
Вместе с передовыми частями шли саперы майора САФОНОВА. Задача сапер – обеспечить форсирование реки. «В районе с. ЦЕЦОВО имеется подготовленный ко взрыву мост» - доносила разведка. Командир решает захватить мост, не дать немцам взорвать его, выиграть время, которое необходимо будет затратить на постройку моста. А выигрыш времени на войне – это половина победы. Задача поручена разведчикам - саперам: с–ту ШВЕЦОВУ, ефрейтору КИРИЛИНУ, кр–цу МАСЛИХОВУ.
Бесшумно саперы подползли к мосту. На нем возились немецкие подрывники, каждую секунду мост мог взлететь на воздух. Огнем автоматов наши саперы разогнали немецких солдат, захватили мост и перерезали провода, ведущие к зарядам.
МОСТ БЫЛ СПАСЕН.
Несколько часов саперы охраняли мост, не пропуская никого с немецкой стороны. Рано утром по мосту двинулась боевая техника, пехота, артиллерия. Врагу не удалось выиграть времени. Дерзость сапер сорвала его планы.
На другом участке разведчики капитана ВЫСОЦКОГО проверяли маршрут. Следуя по маршруту мл. с–т ЮКАКОВ и кр–ц ГРЕВЕНЧУК, совместно с группой дивизионной разведки обнаружили отряд немцев, пытавшихся взорвать мост. Завязался короткий бой, немцы были рассеяны. Часть из них были ранены, а часть взяты в плен. Трех немцев взяли в плен саперы ЮКАКОВ и ГРЕВЕНЧУК.
МОСТ ОСТАЛСЯ ЦЕЛ. Опять просчитались немцы.
ТОВАРИЩИ САПЕРЫ! Помните простую истину – чем заново строить взорванный немцами мост, лучше захватить его целым. Больше дерзости, товарищи разведчики! Смелее вперед, не давайте врагу разрушать мосты и переправы.
СЛАВА ОТВАЖНЫМ САПЕРАМ!
Из фронтовых газет.
1943 г.
Комендант переправы
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Ночью саперная рота капитана Яцеева подошла к реке и тут же начала переправлять войска одной нашей дивизии на западный берег. Вместительные лодочные паромы бесшумно скользили по темной глади реки. Через каждые шесть минут паромы отчаливали от пристани и пройдя по воде 228 метров, выгружали на том берегу пехоту, машины, артиллерию, боеприпасы.
С востока подходили войска. Капитан Яцеев стоял на берегу с фонариком в руках, пропуская мимо себя партии людей, пушек, машин, повозок. Немцы не замечали переправы, и она шла спокойно, по точному расписанию и плану. Представитель штаба отмечал в тетради номера подразделений, которые грузились на паромы, а Яцеев время от времени кричал:
-- На первый паром двадцать пять человек!
-- На второй...
-- Артиллерию вперед!... Стоп!
Но вот на том берегу надрывно рявкнул разрыв снаряда. Справа, слева и впереди взметнулись вверх десятки ракет. Ночная вода осветилась, зарябила, заволновалась . Словно огненная буря налетела на переправу. Паромы остановились. Люди легли на землю. Деревья отшатнулись от огня, вода метнулась к берегу.
Казалось что огонь снесет всё. Но в это время раздался громкий голос капитана Яцеева:
-- На первый паром! Лейтенант, где наши люди? Давайте, на том берегу ждут.
Он стоял на прежнем месте с фонариком в руке. Бледный свет его фонарика равномерно качался по тьме, бросая вызов грохоту и огню разрывов. Его увидели на паромах, заметили пехотинцы, и он как то сразу вывел всё переправу из оцепенения. Лейтенант поднял людей, опять двинулись паромы. Капитан по – прежнему командовал:
-- На второй тридцать человек!
Огонь не прекращался. Горела деревня, вспыхивали прибрежные кусты. Один снаряд попал в повозку с патронами, и патроны начали рваться. Мина попала на второй паром, разорвала одну лодку. На этом пароме везли зенитные орудия. Он накренился на левую сторону, сдвинулись с места пушки. Мишунин и Петрушин зацепили их канатами и все таки довезли до того берега.
Переправа не прекращалась. Капитан Яцеев успевал командовать посадкой, следил за спуском на воду новых паромов, заменял выбывших из строя другими людьми, давал справки офицерам и отвечал на звонки из штаба, который требовал информации о ходе переправы.
На том берегу шел бой. На переправе хорошо была слышна ружейная и пулеметная стрельба, иногда доносились крики «УРА». К переправе подвозили раненых, легко раненые подходили сами.
К утру переправившиеся войска отбросили немцев на два километра от берега, но обстрел переправы не прекращался. С первыми лучами солнца в воздухе появилась проклятая рама.
Он удивительно точно указывал, от какого снаряда надо прятаться, а какого не чего бояться. Он работал спокойно, и в моменты когда было тихо, бил рука об руку, разогревая промокшее (прозябшее) тело. На вопросы капитана Рыжов отвечал:
-- Пока всё хорошо!
Он широко улыбался. Капитану всегда отрадно было видеть его проворную работу с постоянными шутками, с солдатской удалью, которая заметна была во всех действиях сержанта.
Рыжов уперся веслом в песок, и тяжелый паром, гоня челны, отчалил от пристани. Капитан подошел к парому сержанта Борисова. Сержант растерялся.
-- Что случилось? – спросил капитан.
-- Заделать надо, -- отвечал Борисов, спускаясь в воду, -- Три осколка попали.
В это время раздался звук, похожий на лай собаки. Бил немецкий шестиствольный пулемет. Мины провыли над головой и разорвались где то в лесу.
-- Здесь веселее, чем на Десне, товарищ капитан, -- говорил Борисов, ежась от холода. – Вода – сущий лёд.
-- Капитана зовут в блиндаж, - раздался голос регулировщика.
Приехал полковник Астапов и сообщил что командование армии считает работу переправы хорошей. И только теперь, в первый раз за всё время, Яцеев вдруг подумал: доволен ли он сам этой работой? Пожалуй доволен. Чем труднее и опаснее работа, тем больше удовлетворения от неё получаешь. Это не первая река, через которую Яцеев переправляет войска. Были в свое время Усмань, Дон, ?Свана, совсем недавно была Десна. Так уже повелось ставить капитана Яцеева комендантом переправы. Иркутский педагог превратился теперь в опытного саперного командира, став хорошим знатоком переправочного дела. Было время, когда Яцееву специальность сапера казалась второстепенной, не такой, например, как специальность танкиста, артиллериста, летчика. Жизнь поменяла этот взгляд. Сейчас он чувствовал, что каждый рейс его парома приближает наши войска к цели.
Прошло три дня, три исключительно напряженных дня. Переправа все время находилась в действии, всегда была готова к приему людей и грузов. Паромы ходили взад и вперед, не обращая внимания на огонь противника. В кустах дымилась ротная кухня. Капитан Яцеев, побритый и подтянутый, стоял на своем месте и руководил очередностью переправы. Светило солнце. Все казалось таким естественным, обычным, рвущиеся время от времени снаряды.
Отредактировано Кизенкова Н.А. (2012-02-15 12:13:34)