Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



>13-й запасной истребительный авиационный полк

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

13-й запасной истребительный авиационный полк. Википедия

13-й запасной истребительный авиационный полк (13-й зиап) — учебно-боевая воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, занимавшаяся обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых частей ВВС РККА в период боевых действий во время Великой Отечественной войны, осуществлявшая подготовку маршевых полков и отдельных экипажей на самолетах Як.

Создание полка
13-й запасной истребительный авиационный полк формировался в период с 20 июля по 5 сентября 1941 года в ВВС Приволжского военного округа в городе Кузнецк Пензенской области[1].

Основное назначение полка
13-й запасной истребительный авиационный полк осуществлял подготовку маршевых полков и отдельных экипажей на самолетах типа Як[1].

Расформирование полка

13-й запасной истребительный авиационный полк 23 августа 1945 года был расформирован в Бобруйске[1].

В составе соединений и объединений
Период          Округ                                      армия           дивизия                                           примечание
20.07.1941 г. Приволжский военный округ    ВВС округа
23.12.1941 г. Приволжский военный округ    ВВС округа   3-я запасная авиационная бригада
07.08.1944 г. Белорусский военный округ     ВВС округа
23.08.1945 г. Белорусский военный округ     ВВС округа                                                          расформирован

Подготовка лётчиков
Процесс переучивания лётного состава был типовым: с фронта отводился полк, потерявший большое количество лётного состава, производилось его пополнение до штатных нормативов, лётчики переучивались на новую материальную часть. Полк получал новые самолёты и снова отправлялся на фронт. Таким образом, запасной полк распределял самолеты, поступающие с заводов и с ремонтных баз.
В целях приобретения боевого опыта командно-инструкторский состав запасных авиационных полков направляли в авиационные полки действующей армии.

Базирование
Период                      Аэродром
07.1941 — 08.1944    г. Кузнецк[1] Пензенской области
08.1944 — 08.1945    г. Бобруйск[1] Белорусской ССР

Самолёты на вооружении
Период            Самолеты
1941 — 1945   Як-7УТИ
1944 — 1945   Як-9
1941 — 1943   Як-1

Подготовленные полки
11-й истребительный авиационный полк
20-й истребительный авиационный полк
27-й истребительный авиационный полк
32-й истребительный авиационный полк
161-й истребительный авиационный полк (сформирован 18.08.1941 г. на Як-1)
161-й истребительный авиационный полк (09.10.1941 — 05.12.1941, доукомплектован)
161-й истребительный авиационный полк (с 16.06.1942 г.)
179-й истребительный авиационный полк (22.10.1943 — 18.11.1943, Як-1 и Як-9)
236-й истребительный авиационный полк
269-й истребительный авиационный полк (11.07.1943 — 06.11.1943, Як-1)
347-й истребительный авиационный полк (с 16.11.1942 по 05.01.1943)
368-й истребительный авиационный полк
427-й истребительный авиационный полк
431-й истребительный авиационный полк (15.12.1942 — 17.04.1943, Як-7б)
483-й истребительный авиационный полк (23.08.1943 — 06.09.1943, Як-7б)
484-й истребительный авиационный полк (сформирован 10 ноября 1941 года в полку на Як-1)
484-й истребительный авиационный полк (10.03.1943 — 10.06.1943, доукомплектован)
517-й истребительный авиационный полк (11.1941 — 02.1942)
518-й истребительный авиационный полк (с 25.10.1943 по 04.02.1944, доукомплектован)
627-й истребительный авиационный полк (сформирован 09.11.1941, И-16)
754-й истребительный авиационный полк (сформирован 01.1942 - 06.1942, Як-1)
770-й истребительный авиационный полк (с 24.02.1942 по 10.04.1942, Як-1)
770-й истребительный авиационный полк (с 20.06.1942 по 21.09.1942, расформирован[2])
795-й истребительный авиационный полк (с 12.03.1942 по 25.04.1942, Як-1)
795-й истребительный авиационный полк (с 01.06.1942 по 21.09.1942, 1-я эскадрилья направлена на доукомплектование 875-го иап, 2-я аэ — 517-го иап (при 8-м зиап) [3][4])
929-й истребительный авиационный полк (с 24.08.1942 г., расформирован[5][6] 18.09.1942 г.)

Награды
В период нахождения на переучивании и переформировании 269-й истребительный авиационный полк за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года награждён орденом Красного Знамени.

Примечания
1. ↑ 1 2 3 4 5 Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 919. — 944 с. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
2. ↑ шифротелеграмма № 221/986 от 08.09.1942; директива НШ ПриВО № орг/004278 от 17.09.1942 г.
3. ↑ Шифротелеграмма № 221/986 от 09.09.1942 г.
4. ↑ Директива НШ ПриВО № орг/004278 от 17.09.1942 г.
5. ↑ Шифротелеграмма № 221/986 от 09.09.1942 г.
6. ↑ Директива НШ ПриВО № орг/004278 от 17.09.1942 г.

Литература
Коллектив авторов. Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / Покровский. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Москва: Воениздат, 1960. — Т. Приложение к директиве Генерального штаба от 18 января 1960 г. № 170023. — 96 с.
Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 919. — 944 с. — ISBN 978-5-9955-0707-9.

0

2

Золотов Александр Леонтьевич служил с декабря 1942 по август 1943 в 13 запасном истребительно авиаполку в г. Кузнецке, с августа 1943 по май 1946 - в составе 269 истребительного авиаполка в должности стрелка авиавооружения, обеспечивал боевые вылеты самолетов Як-1, Як-9, Як-9у.
Цыбизов Михаил Михайлович мастер авиавооружения 13-го запасного истребительного полка с 1943г. до конца войны. Демобилизован в 1951.

Отредактировано простомария (2018-06-07 06:07:25)

0

3

Михеев Виктор Илларионович
из статьи В.Шумова "Таран в ночном небе" в газете «Красное знамя» за 20 июля 1982 года:

Михеев А.В. написал(а):

Михеев окончил училище [Энгельсское военное авиационное училище] летом 1939 года. В память об этом событии он прислал родным свою фотографию. Никто не думал тогда, что эта фотокарточка окажется единственной реликвией в семье Михеевых.         
После окончания училища Виктор Михеев служил младшим летчиком в 162-м резервном авиационном полку, затем командиром звена 13-го запасного авиаполка. В 1941 году коммунисты авиационной части приняли его в ряды ленинской партии.         
С 4 июня 1941 года младший лейтенант Михеев находился в летних лагерях близ города Гомеля в Белоруссии. Здесь и застала его весть о войне. Однако впервые сразиться с фашистскими стервятниками молодому летчику довелось не скоро, лишь 25 октября 1942 года. Уже в том первом воздушном бою командир звена 897-го истребительного полка Михеев проявил себя как хладнокровный, находчивый и мужественный воин.

отсюда получается, что 13 ЗАП был сформирован еще до начала войны, место постоянной дислокации в статье не указано.

0

4

Добрый день, "ПростоМария"!  Позвольте, я с Вами не согласен. 13 ЗИАП был сформирован после начала ВОВ. Первым командиром был капитан Солопов. В 1943 году - 13-й авиаполк - в/ч 30036... В 1944 году полк "ушел" в Бобруйск, а на его  "фонды" пришла 67-я авиашкола воздушных стрелков из Куйбышевской области. Эта школа действовала до лета 1947 года.

Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-07-23 10:57:59)

0

5

Сергей 1963 написал(а):

Добрый день, "ПростоМария"!  Позвольте, я с Вами не согласен. 13 ЗИАП был сформирован после начала ВОВ. Первым командиром был капитан Солопов.

Здравствуйте, Сергей. Пока это не аргументировано, поэтому оставляю как вопрос.
В Википедии стоит дата формирования - июль 1941, со ссылкой на энциклопедию 2014г.
По воспоминаниям В.И.Михеева, он уже был в части на начало июня 1941, т.е. где-то за месяц до войны.
Воспоминания спустя 40 лет, конечно, могут быть ошибочны; составители энциклопедии тоже не известно откуда брали информацию.
Поэтому желательно бы увидеть официальный документ, т.е. приказ о формировании.

0

6

Добрый вечер, Мария!   Уже прошло несколько лет, как я работал по этому полку в чит.зале ЦА МО.....Данные оттуда... Можете сомневаться, а можете проехать и удостовериться... Спасибо за "контроль".

См.также Гафиатуллин (Гафиятулин) Газиззян (Газизян) Шарипзянович (Шаринзянович)

Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-08-01 00:53:50)

0

7

Здравствуйте, Мария, Сергей Васильевич!

Мария, утверждать, что В.И.Михеев был в 13-м зиап в начале июня 1941г. по тексту статьи, на мой взгляд, нельзя:

простомария написал(а):

После окончания училища Виктор Михеев служил младшим летчиком в 162-м резервном авиационном полку, затем командиром звена 13-го запасного авиаполка.
В 1941 году коммунисты авиационной части приняли его в ряды ленинской партии.         
С 4 июня 1941 года младший лейтенант Михеев находился в летних лагерях близ города Гомеля в Белоруссии. Здесь и застала его весть о войне.

Здесь может быть в статье нарушен хронологический порядок или так неудачно скомпонован текст. Где Кузнецк и где Гомель!
Вот 162-й рап базировался перед войной в Белорусской ССР - см. http://allaces.ru/sssr/struct/p/resap162.php :

162-й резервный авиационный полк

Входил в состав ВВС Западного ОВО.
Перед началом войны полк базировался в Зябровке, Бронном, Холмиче.
К 22.06.41 г. на вооружении имел 64 самолета И-16, И-153, СБ (из них 8 неисправных).
В первые недели войны перебазирован из Белоруссии в Казань, перевооружен бомбардировщиками Пе-2 и переформирован в 9-й зап.

Источники информации:
1. РККА.
2. Иванов А.А. Авиаторы Татарстана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — Казань, изд-во "Память", 2000.

Сергей Васильевич, пожалуйста, давайте обходиться без предложений проехать и удостовериться. У Вас сохранились ссылки на источники информации? Может быть, копии документов сохранились?
Если у кого-то из наших экспертов или посетителей сайта имеются вопросы или сомнения, пожалуйста, давайте отвечать без обиняков и конструктивно.

0

8

Дорогие друзья!  Дополнительно сообщаю о том, что имеется на флешке. Первым командиром 13 ЗИАПа - с 20.07.1941 года назначен капитан СОЛОПОВ Иван Тихонович. Далее, с 10.11.1941 года - майор Лагутин Петр Иванович. А с 10.05.1942 года командиром стал - майор (затем п/п-к) Крикун Григорий Михайлович. 
    По 67-й авиашколе.....   Первым командиром в Кузнецке был - п/п-к Макаров Дмитрий Кузьмич. Вторым являлся п/п-к Шумейко Андрей Андреевич....  Бывший начальник штаба ДИТЮК захоронен в Кузнецке.   
    P.S.  Сносок и ссылок на вышеуказанную инфу (на флешке) не имею. Как говорится, чем богаты...Извините..

+1

9

В начале сентября 2015 года, на базе Посельского БДЦ, областное правительство (во главе - зам.пред.Пуликовский) проводило выездную встречу с населением. НП "Землячество Кузнецкого района" тоже обратилось к нему  со своим предложением. Оно касалось  увековечивания памяти авиаторов, погибших в годы ВОВ. Таких военнослужащих набирается что-то около 30 человек. Могу ошибаться, так как в свое время неполностью отработал в ЦАМО архивное дело 13  ЗИАПа (аварии и катастрофы). После окончания войны, уже в мирное время были потери 67-й авиашколы. Например, курсант Шишкин (Саратов.обл) погиб при выполнении парашютных прыжков. Затем в сентябре 1950 года погиб ст.лейтенант Олейник. Он проходил службу в Кузнецком авиационном учебном центре. К сожалению, наше предложение тогда  "не прошло" и осталось только на бумаге. В настоящее время бывший аэродром  планируется к малоэтажной застройке.

http://sd.uploads.ru/t/TZ0M1.jpg

0

10

http://s3.uploads.ru/t/uyN3e.jpg

1950-60-е годы. Кузнецкий аэродром. Кузнецкий авиационный учебный центр. Начальник - фронтовик, полковник Зазаев Александр Васильевич (в центре, в кителе). Умер и похоронен в Кузнецке.

+1

11

Здравствуйте, Сергей Васильевич!

Сергей 1963 написал(а):

В настоящее время бывший аэродром  планируется к малоэтажной застройке.

А где территориально находится/находился аэродром? Можете показать на карте?

0

12

Сергей Васильевич, на спутниковом снимке это там бетонная взлётка видна?
http://sh.uploads.ru/t/AKjhF.jpg
Источник: Яндекс.Карты.

0

13

http://s8.uploads.ru/t/pAi3r.jpg

+1

14

Доброе время суток! Рядом с селом Козляковка располагался полевой аэродром 13-го запасного ист.авиационного полка. В полку было две аэродромно-технические роты. Одна "стояла" в Козляковке, а другая в Кузнецке. За годы существования аэродрома имелись случаи аварий и катастроф. Например, 23 августа 1941 года взлетел на самолете Як-1 пилот Зубков Василий Алексеевич (г.Конотоп, 1916 г.) и потерпел аварию. Самолет сгорел, а лейтенант Зубков погиб. После окончания ВОВ 1941-45, земля использованная под аэродром так и осталась в ведении МО СССР. Может быть лет 20-25 назад, вроде бы была возвращена местной исполнительной власти.

Отредактировано Сергей 1963 (2018-10-02 20:49:31)

+1

15

Здравствуйте, Сергей Васильевич!

Спасибо за информацию!

В распоряжении 13-го зиап были 2 (Два) аэродрома или были ещё? Зубков В.А. погиб на аэродроме в Козляковке? Где был захоронен Зубков В.А. известно?

0

16

Сергей 1963 написал(а):

Например, 23 августа 1941 года взлетел на самолете Як-1 пилот Зубков Василий Алексеевич (г.Конотоп, 1916 г.) и потерпел аварию. Самолет сгорел, а лейтенант Зубков погиб.

по донесениям - Александрович
Зубков Василий Александрович

0

17

Добрый вечер, Мария и Сергей Анатольевич!  Да, были еще аэродромы. В Чирчиме и в Пугачеве. Вот только я не знаю точно: все они были в одно время или же их количество "росло" постепенно... Когда сформировали 13-й ЗИАП, то для его обслуживания, как это водится в авиации, был БАО (батальон аэродромного обслуживания). Так вот, этот 741-й БАО просуществовал до января 1942 года. Затем его расформировали и создали отдел МТО. По месту захоронения: точных данных у меня нет. Труп пилота сильно обгорел. Есть с места трагедии фотки. Они хранятся, как и весь материал расследования, в фонде 13-го ЗИАПа, дело аварий и катастроф. Естественно, в деле не только одна эта катастрофа. Позднее, как буду дома, то могу прислать сюда - Основание....Однако, мне думается, что его захоронили на сельском кладбище, в Козляковке. Пару лет назад, я запрашивал у ЦАМО фото нескольких офицеров, наших земляков, из их личных дел. Так вот, мне прислали их документы, в т.ч. и на Зубкова. Отчество - Алексеевич...   Спасибо..
         P.S.  После окончания войны, этот полевой аэродром использовался Кузнецким авиационным учебным центром.

Отредактировано Сергей 1963 (2018-10-03 21:45:15)

+1

18

Здравствуйте, Сергей Васильевич!

Спасибо!
Будем ждать документы, в т.ч. и на Зубкова.

0

19

Сергей Анатольевич, добрый вечер!   В январе 1942 года, из личного состава 741 БАО, умерли : Бессонов Тимофей Иванович 1907-06.01.42; Бабников Федор Сергеевич 1914-06.01.42; Синцов Александр Тимофеевич 19 ? - 15.01.42

+1

20

Доброе время суток! 741 БАО, под командованием майора Сорокина Сергея Ефимовича, приказом 09 от 28.01.42 был расформирован. Все службы стали службами отдела МТО. Аэродомно-техн.роты 196-я рота и 197-я остались самостоятельными. ПАРМ (перед.аэрод.ремон.мастерские) возглавлял Ильинский Александр Леонидович.

0

21

Продолжение. В с.Козляковка "стояла' одна из АТР. Номер в моих бумагах не сохранился.20 июля 1942 года с аэродрлма Козляковки взлетел И-15 бис. Пилот сержант А.А.Каримов.  Потерпел катастрофу . Пилот выжил. Документы об авиакатастрофах- фонд 13-го зиап, опись 71945, дело 2, коробка 10265. Там указаны авиапроишестаия на всех аэродромах 13-го авиаполка. Со многих аварий имеются фото.

+1

22

Всем доброе время суток! В декабре 1941 года, в 13-й ЗИАП прибыл молодой пилот Охай Григорий Ульянович, 1917 года рождения. Почти три года он обучал в Кузнецке других пилотов "обращению" с самолетами Яковлева.  Конечно, при этом и сам набирался опыта, оттачивая свои лётные навыки. Быстрому становлению способствовали его фронтовые стажировки в Действующую армию. Вскоре, после окончания ВОВ, на капитана Г.Охай выпала еще одна война - в Корее. За сбитые 7 американских самолетов Григорию Ульяновичу была вручена Золотая Звезда  "Героя Советского Союза". Общее количество сбитых самолетов неприятеля - 11. Умер Г.У.Охай в 2002 году...

+1

23

24

https://i.imgur.com/kYmG0Ecm.jpg

На земле, в небесах и на море
вторник в 12:30

"Сбил 3 американских самолета и поступил, как мужчина". Подвиг и трагичная гибель отца генерала Сергея Суровикина
***
"Когда Сергей Владимирович был командующим Восточным военным округом, он постоянно приезжал на могилу своего отца" – пишет один из наших военкоров
В 1941 г. младшему лейтенанту Владимиру Суровикину было всего 20. В том же году он окончил летное училище, а в 1942 его направили летчиком-инструктором в г. Кузнецк. Там он подготовил не один десяток советских асов, и за добросовестное выполнение обязанностей получил медаль "За боевые заслуги".

Во время Великой Отечественной Владимиру Суровикину в боях участвовать не приходилось. Однако упущенное он наверстал в ходе Корейской войны.

Освоив пилотирование на реактивных "МИГах", Суровикин трижды в воздухе встречался с американскими пилотами. И трижды выходил из боев победителем.

"В октябре 1951 г. в небе схлестнулись 24 наших МИГа и 26 американских F-86. Лейтенант Суровикин и капитан Бахаев сбили в том бою два американских самолета" – утверждает писатель И. Сейдов в книге "Красные дьяволы в небе Кореи".
После войны Владимир Суровикин служил летчиком-испытателем. За успешные полеты на новейших самолетах Владимира Суровикина наградили орденами Красного знамени и Ленина.

В 1966 г. летчик геройски погиб. У самолета, на котором осуществлял полет Суровикин, отказал двигатель. Был получен приказ катапультироваться. Владимир Иванович делать этого не стал – самолет летел прямо на жилые дома. В последний момент Суровикин изменил направление самолета... Разбился пилот в безлюдном месте и спас тем самым десятки жизней простых людей.

За этот подвиг Суровикина наградили орденом Ленина посмертно.

Через несколько месяцев после гибели у Владимира Суровикина родился сын – Сергей.

См. : https://my.mail.ru/community/ground_sky … AD803.html

0

25

Всем доброго времени суток ! Самый известный "выходец" из 13-го ЗИАП - генерал-лейтенант Кадомцев  А. Л. (1920-1969), уроженец села Подхватиловка... с 1964 - Кадомцево... Ныне село не сохранилось.. Было переименовано в честь "ГСС" Анатолия Ивановича Кадомцева (1918-1944). Анатолий Леонидович являлся Командующим авиацией ПВО СССР и погиб в результате полета на МИГ-21 П (перехватчик) в Астраханской области.  Похоронен на Новодевичьем кладбище г.Москвы. Самым результативным летчиком Корейской войны (из ур.Пензенской области) - Шеламонов Николай Константинович (1915). Он уроженец Лунинского района. Сбил пять американцев...Дважды награжден орденом "БКЗ".  Жил и умер в Киеве в 1998 году.

Отредактировано Сергей 1963 (2023-03-01 18:45:16)

0

26

Продолжение корейской темы...  Был такой лётчик Понамарёв Михаил Сергеевич (1920-2006, Херсон). Успел повоевать и летчиком, и "пехотинцем"...Был возвращен в авиацию...Служил некоторое время в 13-м запасном авиаполку... Воевал в Корее...Также как и Охай, получил золотую Звезду Героя Советского Союза.

Отредактировано Сергей 1963 (2023-03-02 22:33:47)

0

27

Здравствуйте!

Базанов Пётр Васильевич.

https://i.imgur.com/ASd0dLOm.png

10.01.1923 г. - г.

Московская область.

В РККА с 1941 года. В 1941 году поступил в Качинское военное авиационное училище лётчиков им. Мясникова, которое окончил в мае 1942 года (г. Красный Кут, Саратовская обл.).

Прошёл переподготовку летчиком в составе 13-го запасного истребительного авиаполка 3-й забр  ВВС Приволжского ВО (г. Кузнецк Пензенская область). С сентября 1942 года старший сержант П. В. Базанов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 3-го гвардейского истребительного авиаполка.

Прошёл путь от рядового лётчика до командира авиаэскадрильи. Летал на Як-1, Ла-5. К началу февралю 1944 года заместитель командира АЭ 3-го гвардейского истребительного авиаполка 235-й истребительной авиадивизии 10-го истребительного авиакорпуса 2-й ВА 1-го Украинского фронта гвардии капитан П.В.Базанов совершил 219 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил 17 самолётов противника лично и 2 в группе с другими лётчиками (в материалах наградного листа говорится о 19 личных и 3 групповых победах).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5286).

К маю 1945 года гвардии капитан П. В. Базанов совершил 316 боевых вылета, провёл 60 воздушных боёв, сбив при этом лично 18 и в составе группы 2 самолёта противника. Сражался на Калининском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, Воронежском, 1-м Украинском и 4-м Украинском фронтах.

После войны продолжал служить в ВВС СССР. В 1958 году окончил командную ВВА (п. Монино), в 1973 году - Высшие академические курсы при Академии Генерального штаба. Находился на различных руководящих должностях в ВВС. Был командиром полка, истребительной авиадивизии, командующим Воздушной Армии. Долгое время работал в Главном Штабе ВВС, в отделе боевой подготовки, службе безопасности полётов. С 1985 года генерал-лейтенант авиации П. В. Базанов - в отставке. Жил в Москве.

Умер 4 сентября 2003 года, похоронен на Троекуровском кладбище г.Москвы. Почётный гражданин города Ивано-Франковск.

Награждён орденами: Ленина (26.10.1944), Октябрьской Революции, Красного Знамени (27.08.1943, 07.02.1944), "Отечественной войны 1-й ст."(18.12.1942, 11.03.1985,), Красной Звезды (21.06.1943,), медалями "За службу Родине в ВС СССР 3-й ст."; медалями "За оборону Кавказа", "За победу над Германией" и др., иностранным орденом.

Отец Базанов В.Н., жена Галина Николаевна.

Воинские части.

» 3 гвардейский истребительный Ростов-Донский Краснознаменный авиационный полк (3-й гв.иап) » 235 истребительная авиационная Сталинградская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого дивизия » 4 Украинский фронт » Калининский фронт » 10 истребительный авиационный Сталинградский ордена Богдана Хмельницкого корпус » 2 воздушная армия » 13 запасной истребительный авиационный полк (13-й зиап)

®2024 Музей Победы. Лица Победы Пензенской области. https://historydepositarium.ru/region/p … GE=page-13

13 запасной истребительный авиационный полк (13-й зиап)

Страна (в военный период): СССР
Период существования: 1941-1945

Дополнительная информация.

13-й запасной истребительный авиационный полк формировался в период с 20 июля по 5 сентября 1941 года в ВВС Приволжского военного округа в городе Кузнецк Пензенской области.

Полк занимался обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых частей ВВС РККА в период ВОВ, осуществлял подготовку маршевых полков и отдельных экипажей на самолетах-истребителях  Як.

С  07.1941 — 08.1944 гг.  г. Кузнецк, Пензенская область, в составе ВВС  Приволжского ВО.
С  08.1944 — 08.1945 гг.  г. Бобруйск, Белорусская ССР, в составе ВВС Белорусского ВО.

13-й запасной истребительный авиационный полк 23 августа 1945 года был расформирован в Бобруйске.

®2024 Музей Победы. https://historydepositarium.ru/divisions/896342 :

Пётр Васи́льевич База́нов (10 января 1923 года — 4 сентября 2003 года) — лётчик-ас, заместитель командира эскадрильи 3-го гвардейского истребительного авиационного полка 235-й истребительной авиационной дивизии 10-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан, Заслуженный военный лётчик СССР (1966), Герой Советского Союза, сбивший 22 самолёта противника лично и 6 в группе.

https://i.imgur.com/Lp2Z7hDm.jpeg

Родился 10 января 1923 года в деревне Рамешки Шаховского района Московской области. После окончания школы ФЗУ работал на Люблинском литейно-механическом заводе. Учился в Подольском аэроклубе. Призван Подольским военкоматом в ряды РККА в январе 1941 г. Член ВКП(б) с 1942 года. Учился в 1-й военной школе летчиков имени Мясникова. Летал на самолетах Ут-2 и УТИ-4.

На войне с 23 сентября 1942 года. Прибыл в 3-й гвардейский истребительный авиационный полк в августе 1942 года из 13-го запасного истребительного полка. Переучился на самолет Ла-5. Заместитель командира эскадрильи 3-го гвардейского истребительного авиационного полка 235-й истребительной авиационной дивизии 10-го истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии капитан Базанов Пётр Васильевич 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 5286.

За время войны Базанов выполнил 362 боевых вылета, провел 62 воздушных боя, сбил 18 самолетов противника лично и 2 в группе.

После войны продолжал службу в ВВС. Переучился на реактивные самолеты в 1947 году. Освоил Як-15, МиГ-9, МиГ-15. Принимал активное участие в переучивании полков истребительной авиации на новые типы самолетов и их боевое применение.

В 1958 году окончил Военно-Воздушную академию, а в 1973 году Высшие Академические курсы руководящего состава частей ВВС.

Продолжал освоение новых типов самолетов МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23. Освоил более 20 типов боевых самолетов и вертолетов. На МиГ-23 он летал до 1984 г.

Командовал истребительным полком, дивизией. В 1966 году получил звание «Заслуженный военный лётчик СССР».
В период с мая 1972 по апрель 1974 года — командующий 1-й Краснознаменной воздушной армией (Дальний Восток, бывшая 29-я ВА и 54-я ВА, 1-я особая Дальневосточная Армия).

Продолжал службу в Главном штабе ВВС. С 1985 года — в отставке. Возглавлял Совет ветеранов Северо-Восточного административного округа города Москвы. Умер 4 сентября 2003 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

https://i.imgur.com/o2oAEtTm.jpeg

Могила Базанова на Троекуровском кладбище Москвы.

Награды

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 5286)
Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции
орден Красного Знамени (27.08.1943)[4]
орден Красного Знамени
орден Отечественной войны 1-й степени (18.12.1942)
орден Отечественной войны 1-й степени (03.02.1944)
орден Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985)
Орден Красной Звезды (21.06.1943)
Орден Красной Звезды
Орден Красной Звезды
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени
медали

Память.

Почётный гражданин города Ивано-Франковск.
Бюст на Аллее Героев в Шаховской.
Мемориальная доска на Аллее Героев в Корсунь-Шевченковском.

Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Базанов,_Пётр_Васильевич

Бессмертный полк.

Базанов Пётр Васильевич.

https://i.imgur.com/Em8jyPHm.jpeg

АВИАЦИЯ
Дата рождения: 10.01.1923

Родился 10 Января 1923 года в деревне Рамешки Шаховского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем - инструментальщиком на Люблинском литейно - механическом заводе (ныне в черте Москвы). С 1941 года в Красной Армии.

В 1942 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С Сентября 1942 года Лейтенант П. В. Базанов в действующей армии. К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка (235-я истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан П. В. Базанов совершил 219 боевых вылетов, сбил лично 19 и в группе 3 самолёта противника.

26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжил службу в ВВС. В 1958 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1973 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР.

С 1985 года Генерал - лейтенант авиации П. В. Базанов - в отставке. Жил в Москве. Умер 4 Сентября 2003 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (трижды), Красной Звезды (трижды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранным орденом. Почётный гражданин города Иваново - Франковск.

История солдата 05.05.2020 внесена в регионы: Московская область, Шаховской район. Страницу солдата ведёт:
v.bazanov56. Ⓒmoypolk.ru Бессмертный полк. https://www.moypolk.ru/soldier/valeriy-bazanova

Великие советские асы. 100 историй о героических боевых летчиках.

Николай Бодрихин Жанр: Биографии и мемуары.

https://i.imgur.com/sy1M4D0m.jpeg

Биографии и мемуары В книге собраны сведения о советских летчиках, одержавших 15 и более личных побед. Кратко очерчены итоги их военной жизни: число боевых вылетов, воздушных сражений, уничтоженных самолетов.

Базанов Петр Васильевич.

Родился 10 января 1923 года в подмосковной деревне Рамешки. После окончания фабрично-заводского училища (ФЗУ) работал на Люблинском литейно-механическом заводе. В канун войны был направлен в Качинскую военную авиационную школу, которую окончил в 1942 году.

Свои первые боевые вылеты гвардии сержант Базанов совершил под Сталинградом осенью 1942 года. И позднее его 3-й гвардейский истребительный авиационный полк сражался на главных направлениях – на Кубани, под Курском, на Днепре.

В одном из вылетов в ходе Корсунь-Шевченковской операции гвардии лейтенант Базанов сбил сразу 4 транспортных самолета Ю-52. Сам он был подбит и ранен единственный раз за всю войну, при этом сумел привести машину на аэродром и благополучно посадить ее. Командир 2-й эскадрильи 3-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Базанов совершил 360 боевых вылетов, в 62 воздушных боях сбил лично 22 и в группе – 6 самолетов противника.

Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/109961/read … drihin/~14

Базанов Пётр Васильевич, биография военного.

Пётр Васильевич Базанов (10 января 1923 года — 4 сентября 2003 года) — лётчик-ас, заместитель командира эскадрильи... Читать ещё. https://ru.ruwiki.ru/wiki/Базанов,_Пётр_Васильевич

Базанов, Петр Васильевич. Большая биографическая энциклопедия. https://gufo.me/dict/biography_encyclop … Васильевич

Убийцы «железных тётушек».

Продолжая речь о советских летчиках-истребителях, сбивших за годы Великой Отечественной войны наибольшее количество вражеских самолетов определенного типа, остановимся на тех, кто уничтожил больше всех транспортных «трехмоторников» Junkers Ju 52 (или Ю-52 по терминологии наших документов)

Несмотря на кажущуюся легкость и простоту борьбы с тяжелыми, тихоходными и неповоротливыми «тетками Ю» (это прозвище, так же как и «Железная Анна», широко распространенный транспортник получил в 1930-е годы в Европе) «охота» за ними для наших летчиков-истребителей имела ряд нюансов, делавших их уничтожение затруднительным, а подчас и невозможным делом. Немаловажную роль здесь играли сами обстоятельства, при которых истребитель мог встретить транспортный самолет.

https://i.imgur.com/dU7Z8wPm.jpeg

«Тетка Ю» в полете (http://waralbum.ru)

Перехваты Ю-52 становились достаточно частыми только там, где противник был вынужден массово использовать транспортники в условиях господства в воздухе нашей авиации – в периоды организации так называемых «воздушных мостов», по которым немцы снабжали окруженные группировки своих войск – над Демянским «котлом», под Сталинградом, в районе Корсунь-Шевченковского и т.д. Причем «Юнкерсы», как и другие транспортники, летали преимущественно утром или в вечерних сумерках, в условиях плохой видимости, а то и вовсе ночью. Нельзя также сбрасывать со счетов удивительную прочность конструкции и живучесть этой неприхотливой машины: для того, чтобы гарантированно сбить «тетку Ю», от атакующего истребителя требовалось поражение ее жизненно важных областей (моторов, топливных баков) или уничтожение экипажа, а многочисленные прострелы фюзеляжа и плоскостей, как правило, не давали никакого эффекта.

Всего на приблизительно 3000 советских асов приходится около 500 подтвержденных воздушных побед над трехмоторными «Юнкерсами». Тем не менее, несмотря на такую, в общем, небольшую цифру, изрядное количество «специалистов» по уничтожению Ю-52 среди наших истребителей имелось.

https://i.imgur.com/heaAgNqm.jpeg

Летчик 907-го ИАП ПВО Н.Ф. Киселев у сбитого им Ю-52 (http://waralbum.ru)

Наибольшее количество «железных тетушек» в советских ВВС имеет на своем боевом счету Герой Советского Союза Петр Васильевич Базанов из 3-го Гв.ИАП, которому засчитано 8 таких самолетов, сбитых лично, и еще один в группе. Сержант Базанов начал свою боевую карьеру под Сталинградом, когда его полк, в числе прочих авиачастей ВВС КА, осуществлял воздушную блокаду окруженной гитлеровской группировки генерала Паулюса. В течение 10 дней декабря 1942 года (с 7 по 17 число) Базанову удалось в воздушных боях сбить лично пять транспортников и еще один уничтожить в группе с товарищами. Причем все эти «Юнкерсы» были первыми победами в списке успехов будущего Героя.

В 1944 году Базанов добавил к списку своих трофеев еще три Ю-52, сбитых 1 февраля в районе Корсунь-Шевченковского, причем все три победы летчик одержал в одном бою, прибавив к ним также одну «железную тетку», сожженную на вражеском аэродроме штурмовыми действиями. Закончил войну Петр Васильевич Базанов в звании капитана, имея на счету 18 самолетов противника, сбитых лично, и 2 в группе. Все свои победы одержал на самолете Ла-5.

Вторую строчку условного рейтинга «специалистов» по Ю-52 занимает ветеран Халхин-Гола капитан Андрей Николаевич Дехтяренко из 580-го ИАП, лично уничтоживший в апреле 1942 года в районе Демянска семь трёхмоторников, причем это удалось ему сделать всего лишь в двух боевых вылетах – 1 апреля (сбито три) и 8 апреля (сбито четыре «Юнкерса»). Всего капитан Дехтяренко, летая на Як-1, одержал 10 личных воздушных побед. Отважный летчик не вернулся с боевого задания 11 июля 1942 года, всего лишь за 10 дней до того, как ему было присвоено звание Героя СССР (21.07.1942).

На третьей ступеньке «пьедестала почета» – Сергей Николаевич Шевелев, опытный пилот, за время участия в боевых действиях послуживший в нескольких частях и соединениях ВВС КА. Удачно поохотиться на «железных тетушек» ему удалось в конце зимы 1943 года в небе Кубани. За период с 22 по 28 февраля Шевелев занес на свой личный счет 5 сбитых Ю-52, прибавив к ним также один уничтоженный десантный планер. В это время летчик сражался в рядах 249-го ИАП, летая на ЛаГГ-3. Всего за войну майор Шевелев лично сбил 14 самолетов противника и также был удостоен высокого звания Героя Советского Союза (присвоено 01.05.1943).

https://i.imgur.com/im7HZcsm.jpeg

Сбитый под Сталинградом Ю-52 (http://waralbum.ru)

Далее список наиболее успешных «уничтожителей» транспортных «Юнкерсов» выглядит следующим образом:

Басулин Евгений Дмитриевич – сбил 4 Ю-52 лично и 1 в группе (служил в 239-м ИАП, летал на Ла-5, всего побед 15+1, ГСС);
Иванов Иван Тимофеевич – 4 лично (все в одном бою, 3-й Гв.ИАП, Ла-5, всего побед 8+0);
Игнатьев Николай Петрович – 4 лично (728-й ИАП, И-16, Як-9, всего побед 23+13, ГСС);
Патрушев Григорий Степанович – 4 лично (100-й Гв.ИАП, «Аэрокобра», всего побед 5+0);
Шестаков Лев Львович – 4 лично (9-й Гв.ИАП, Як-1, всего побед 16+8, ГСС).
Еще 25 советских летчиков сбили по три Ю-52 лично (из них двое имеют также по две, а трое – по одной групповой победе)

Михаил Быков. 18 октября '14 © 2014 — 2024 Warspot. https://warspot.ru/1881-ubiytsy-zheleznyh-tyotushek

Базанов Петр Васильевич | Элита Вооруженных сил!

https://i.imgur.com/gcNfDvFm.jpeg

/ 1923 — 2003 /

Bazanov Pyotr Vasilyevich

Генерал — майор  авиации  / 23.02.1967 /

Генерал — лейтенант  авиации  / 4.11.1973 /

https://i.imgur.com/dAoyFmum.jpeg

Похоронен  г. Москва  Троекуровское  кладбище.

Moscow Troyekurovskoye CemeteryПохоронен  г. Москва  Троекуровское  кладбище.

Опубликовано в Вооруженные Силы:, Генерал-лейтенант. © 2015-2022 Элита Вооруженных сил! https://elita-army.ru/bazanov-petr-vasilevich.html

См. : >Пензенцы-авиаторы Великой Отечественной и Советско-японской войн. Лётчики-истребители; 3-ий гвардейский истребительный авиационный полк.

0

28

Здравствуйте!

2023-03-01. Сергей 1963 написал( а):

Всем доброго времени суток ! Самый известный "выходец" из 13-го ЗИАП - генерал-лейтенант Кадомцев  А. Л. (1920-1969), уроженец села Подхватиловка... с 1964 - Кадомцево... Ныне село не сохранилось.. Было переименовано в честь "ГСС" Анатолия Ивановича Кадомцева (1918-1944). Анатолий Леонидович являлся Командующим авиацией ПВО СССР и погиб в результате полета на МИГ-21 П (перехватчик) в Астраханской области.  Похоронен на Новодевичьем кладбище г.Москвы. Самым результативным летчиком Корейской войны (из ур.Пензенской области) - Шеламонов Николай Константинович (1915). Он уроженец Лунинского района. Сбил пять американцев...Дважды награжден орденом "БКЗ".  Жил и умер в Киеве в 1998 году.

Отредактировано Сергей 1963 (2023-03-01 18:45:16)

См. : >Пензенцы-авиаторы Великой Отечественной и Советско-японской войн

КАДОМЦЕВ Анатолий Иванович. Герой Советского Союза., (23 января 1918 — 21 февраля 1944) — советский лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 59-го гвардейского штурмового авиационного полка (2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, 16-й воздушной армии), гвардии капитан, Герой Советского Союза. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадомцев, … й_Иванович

Кадомцев Анатолий Леонидович, 22 февраля 1920 года — 26 апреля 1969, г. Пенза, советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (13 апреля 1964), Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965), командующий авиацией ПВО СССР (1966—1969).

Шеламонов ( Шеламанов) Николай Константинович, 25.12.1915, Лунинский р-н, с. Екатериновка, подполковник, Армавирская ВАШП. https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero91835585 ; https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero80700624 :

Отредактировано Легошина Валентина (2024-06-14 00:23:12)

0