Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Подводная лодка М-118

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s7.uploads.ru/t/Wnqtl.jpg

В конце сентября 1942 года из Поти вышла на боевое задание ПЛ-118. Лодка, под командованием капитан-лейтенанта Савина Сергея Степановича, взяла курс в район Одесского побережья. 1-го октября в данном районе было произведено торпедирование транспорта, идущего во вражеском конвое. По данным командования это могли сделать только советские подводники из М-118. К родному причалу лодка не вернулась. На протяжении многих лет поисковики пытались найти "следы" затонувшей сумбарины. Безуспешно. В погибшем экипаже, состоявшем из 20 человек (штатных) и одного курсанта-практиканта, состояли два уроженца Пензенской области. Это помощник командира подлодки ст.л-т Давыдов Николай Александрович (Сердобск) и главстаршина Барыкин Лев Григорьевич (Кузнецк). Почти перед выходом в последний поход, все упомянутые моряки были награждены. Командир - орден "Красное Знамя", Давыдов - орден "Красная Звезда". А главстаршина Барыкин "имел" медаль "За отвагу" и орден "Отечественная война" II-й степени.

Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-10-06 21:24:11)

+1

2

http://s5.uploads.ru/t/nrEJi.jpg

0

3

http://s7.uploads.ru/t/6Kx3i.jpg

0

4

См. :
1. Барыкин (Бабрыкин) Лев Григорьевич
2. Давыдов Николай Александрович

0

5

Здравствуйте!   

Субмарина "Пензенский комсомолец" 

27 июня 2024

У монумента «Танк Т-34 Пензенский комсомолец» есть одна интересная мемориальная табличка. Там отражены данные о построенных в годы ВОВ на средства жителей области танках, эскадрильях, торпедных катерах. Среди прочего значится и подводная лодка. Её официальное название С-104, но моряки с гордостью именовали субмарину «Пензенский комсомолец». О её славном боевом пути сегодня и поговорим.   

Возвели подводного охотника весной 1943-го, но на своё первое задание «Комсомолец» вышел только в июне следующего года. Воевала субмарина в составе Северного флота. В тех ледяных водах противник часто переправлял подкрепление и перевозил ценные грузы. Экипажу поставили задачу сорвать вражеские коммуникации и уничтожить суда. И вот, 20 июня подлодка обнаружила большой караван немецких кораблей. Транспорт двигался в сопровождении четырёх тральщиков, трёх сторожевых кораблей и двух охотников за субмаринами. Стало ясно – это какой-то очень важный транспорт. 

Атаковать было опасно, но командир Василий Андрианович Тураев всё-таки пошёл на риск. Сделав необходимые вычисления, экипаж выпустил по каравану 4 торпеды. Все снаряды попали в цель: затонул транспорт, сторожевой корабль и тральщик. Немцы тут же начали топить подлодку глубинными бомбами. Однако, Тураев, ловко маневрируя, ушёл из зоны поражения и благополучно вернулся в порт.   

Бывали, кстати, и дерзкие налёты наших моряков на вражеские суда. Однажды, совершив ошибку в расчётах, экипаж выпустил торпеды мимо цели. Немецкий корабль уходил и Василий Андрианович приказал во что бы то ни стало догнать и всё равно пустить врага на дно. Всплыв, наша субмарина на полном ходу стремительно приближалась к судну. Залп! И торпеды попадают точно в борт. На счету «Пензенского комсомольца» достаточно побед. Это всего лишь 2 небольших эпизода из боевой жизни героической субмарины. Так, что наши предки внесли свой вклад и в победу на море. ПП. 1968. №44

Государственный архив Пензенской области ©2021-2025                      https://arhivpnz.ru/events/chronicle/6269/

Война: Пензенская область 1941-1945 гг

Пензенские заводы — фронту. 

В 1942 году выпуск продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности возрос по сравнению с довоенным периодом в 2,7 раза, а общий объем выпуска промышленной продукции увеличился в 1,9 раза. Выпуск промышленной продукции только в Пензе вырос к 1944 году на 251%. Из Пензенской области на фронт отправлялись установки реактивных минометов, боеприпасы, шинельное сукно, валенки, лыжи. 25% всех мин, авиабомб, артиллерийских снарядов, изготовленных в годы войны, выпущены на пензенских заводах.

Торпедный катер Пензенский комсомолец 

https://regnum.ru/article/3260562

Подводная лодка «С-104 «Пензенский комсомолец»

16.04.2019

В годы Великой Отечественной войны на средства, собранные трудящимися Пензенской области, были построены и переданы фронту: танковая колонна имени Пензенского комсомола, 39 авиаэскадрилий, два торпедных катера и одна подводная лодка под названием «Пензенский комсомолец».

История присвоения этого имени достаточно интересная. Сохранилось письмо в ЦК Комсомола секретаря Пензенского обкома ВЛКСМ по военной работе Д. Золотова.

«27 мая 1943 г.   

Москва, ЦК ВЛКСМ .

Комсомольцы и молодежь Пензенской области в период с января по май 1943 года внесли в отделение Госбанка на строительство подводной лодки Пензенского комсомола 1933982 рубля.

Просим посодействовать нам заказать и построить на эти средства соответствующее количество торпедных катеров под названием «Пензенский комсомолец» для передачи их частям Военно-Морского Флота с высылкой от нас представителей».

Как видно из этого письма, деньги, собранные на строительство подводного корабля, пошли на постройку двух торпедных катеров, которые вошли в состав Краснознаменного Балтийского флота. Они отлично действовали на вражеских коммуникациях. Один катер героически погиб в конце войны.

А как же подводная лодка? Получается, что ее не построили? Но подлодка с таким именем была!

Да, еще до войны на одном из судостроительных заводов Ленинграда была заложена, а 27 сентября 1942 года вошла в состав Балтийского флота подводная лодка «С-104». И часть пензенских денег пошла на дооснащение приборами и механизмами этой подводной лодки. Поэтому на полном основании  в 1943 году она и получила название — «Пензенский комсомолец», которое было написано краской на боевой рубке под бортовым номером «С-104».

В надводном положении лодка имела водоизмещение 837 тонн, и развивала скорость 20 узлов в час, в подводном — 1090 тонн и скорость 9 узлов. На вооружении субмарина имела 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата при 6 запасных торпедах. Для артиллерийского боя лодка несла 2 орудия (калибром в 100 мм и в 45 мм) и 700 снарядов. Глубина погружения составляла до 100 метров в длительность автономного плавания составляла до 30 суток.

«Боевое крещение» «С-104» прошла еще до своего первого выхода в море. 12 октября 1943 года, во время  стоянки в губе Оленья, она  подверглась нападению 4-х самолетов типа FFW-190, обстрелявших ПЛ пушечно-пулеметным огнем и сбросивших 4 250-кг бомбы по корме на расстоянии от 20-ти до 70 м.от корабля. В результате близких разрывов был поврежден входной люк IV отсека, ЦГБ Nº4,5,7,9, лопнули 13 баков АБ, вышли из строя некоторые приборы и механизмы. Лодка с 30 октября по 17 ноября прошла аварийный ремонт.

Вот как описывается это событие в историческом очерке «Подводная лодка «Пензенский комсомолец» в годы Великой Отечественной войны», опубликованном на сайте wwwkorabel.ru, 23.04.2004 года.

«Во время налета произошел случай. Сбитый морской волной член экипажа Л. А. Власов ударился о боевую рубку и потерял сознание. Товарищи, не заметив его, быстро спустились в отсеки и задраили верхний люк.  Поднявшись на ноги, Власов заметил, что флаг корабля сбит с флагштока и валяется на палубе. Подводная лодка перед лицом врага оказалась без боевого знамени. Отважный моряк бросился к флагу, поднял его и водрузил на место. Но подводная лодка стремительно погружалась, и Власов оказался в воде. Октябрьская вода Баренцева моря обжигала тело моряка, цепенели руки и ноги. Когда силы были на исходе, Власов увидел, как из под воды показался спасенный им Военно-морской флаг — лодка всплывала. Через несколько мгновений герой-моряк оказался в объятиях товарищей».

В последствии  Лев Александрович Власов опубликовал книгу «В отсеках тишина», — мемуары старшины команды электриков Краснознаменной С-104 в годы ВОВ.  Который почти четверть века прослужил на подводных лодках. В годы Великой Отечественной войны он участвовал во всех боевых походах Краснознаменной «С-104». Правдиво и просто бывалый подводник пишет о своих друзьях — матросах, старшинах и офицерах. Интересны его мысли о воспитании молодых моряков, о любви наших матросов к командирам и о том, как крепнет это чувство в моменты тяжких испытаний.

В годы войны Заполярье для фашистской Германии имело важное стратегическое значение. В условиях северного бездорожья морские транспортные артерии были не только единственным средством доставки ценных грузов из оккупированной фашистами Норвегии в Германию. Кроме того, немецкие войска на Мурманском направлении снабжались исключительно морем. И, пожалуй, главной задачей германский кригсмарине был срыв поставок военных грузов в Советский Союз из США, Канады через Англию. Возможно, что у фашистов были другие, даже до сих пор неизвестные задачи, для решения которых корабли и авиация немцев проникали далеко в Заполярье.

Поэтому первые боевые походы «Пензенского комсомольца» были к самой северной точке Новой Земли — к мысу Желания, где можно было контролировать морские пути из Баренцева в Карское море.

Позицию у мыса Желания подводники называли «неблагодарной» — трудно было среди льдов и айсбергов караулить надводные и подводные фашистские корабли. Трижды выходила подлодка «С-104» в поход во второй половине 1943 года, но безрезультатно.

Фото. Командир С-104 военных лет – Тураев.

В феврале 1944 года «С-104» получила нового командира — Василия Андриановича Тураева. 11 июня 1944 года «Пензенский комсомолец» оставила базу и двинулась к Конгс-фьорду с боевой задачей: уничтожать корабли противника. «Эска» шла в надводном положении. Стоя на мостике, боцман мичман Васильев обнаружил вражеский самолет. Последовало срочное погружение. На пути к Конгс-фьорду немецкая авиация еще несколько раз загоняла лодку под воду. У вражеского берега подводников поджидала новая опасность: «С-104» подверглась атаке фашистской подводной лодки. Но враг промахнулся — советский корабль удачно уклонился от торпед. 20 июня после обеда гидроакустик Евгений Новиков услышал шум винтов кораблей. Из-за скалистого мыса показался конвой немецких судов: два транспортных корабля в сопровождении трех сторожевиков, четырех тральщиков и двух противолодочных катеров типа «морской охотник» («МО).

В 16 часов 27 минут «Пензенский комсомолец» произвел четырехторпедный залп из носовых торпедных аппаратов. Вскоре раздались четыре взрыва. Две торпеды попали в транспорт, третья — в тральщик, четвертая — в «морской охотник». Два корабля и катер затонули. Таким образом, «Пензенский комсомолец» стал первой советской субмариной из лодок серии «С», который в годы Великой Отечественной войны одним торпедным залпом отправил на дно три вражеских корабля.

Схема атаки 20 апреля 1944.

В течение многих часов вражеские противолодочные корабли преследовали лодку, забрасывая ее глубинными бомбами. Подводники насчитали 42 взрыва. Командир умело уклонялся — на корабле возникли лишь незначительные повреждения, которые быстро устранялись моряками. Оторвавшись от противника, «С-104» взяла курс на родную базу: в Полярное.

В октябре 1944 года «Пензенский комсомолец» находился на позиции в районе Тана-фьорда. С подлодки обнаружили вражеские самолеты «фокке-вульф», идущие на бреющем полете. Подводники догадались, что самолеты вели разведку для прокладывания пути конвою судов. И действительно, вскоре после этого появился караван немецких кораблей — 2 транспорта и 11 кораблей охранения. В это время подводники услышали глухие взрывы. Тураев поднял перископ: конвой бомбила советская авиация. «С-104» легла на боевой курс. В этот момент к лодке направился фашистский сторожевой корабль. Лодка нырнула на глубину. Сторожевик прошел над лодкой, не заметив ее. Транспорт, в который были нацелены торпеды «Пензенского комсомольца», был уже недосягаем, зато на залповом пеленге оказалось  другое судно, а поодаль — противолодочный корабль. На поправку курса ушло несколько секунд. Торпеды сделали свое дело — корабль и сторожевик врага затонули. Командир и члены экипажа лодки в перископ увидели плававшие обломки судна в 7 тысяч тонн водоизмещения, перевернутые шлюпки и множество барахтавшихся в воде гитлеровцев: транспорт шел с большим числом солдат и офицеров на борту. Корабли охранения даже не пытались преследовать субмарину. Им было не до этого: конвой снова атаковали советские самолеты.

15 октября 1944 года «Пензенский комсомолец», двигаясь в надводном положении, заметил 4 вражеских корабля. Однако две торпеды, выпущенные из кормовых аппаратов, промчались мимо цели. Командир решил повторить атаку. Через 40 минут лодка догнала врага, и едва была дана команда «Товсь!», как торпеда вырвалась из аппарата. Через несколько секунд раздался взрыв. Транспорт, груженый боеприпасами, пошел на дно.

Фото. С-104 возвращается из похода.

После похода на боевой рубке «Пензенского комсомольца» в центре нарисованной звезды была поставлена цифра 6 — общее число одержанных подводной лодкой побед.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1945 года подводная лодка «С-104» («Пензенский комсомолец») была награждена орденом Красного Знамени. «С-104» стала одной из двенадцати Краснознаменных подлодок Северного флота в годы Великой Отечественной войны.

После окончания войны С-104, вплоть до 1954 года, проходила службу на Северном флоте.

6 апреля 1954 года перечислена в состав Тихоокеанского флота.  С 10 июля по 5 октября 1954 года, в составе ЭОН-64(4-х ПЛ 613 проекта и 4-х ПЛ типа  «С» IX-,бис, совершила межфлотский переход по Севморпути  из Екатерининской гавани в бухту  Тарья(п-ов Камчатка). Обеспечивали проход во льдах ледоколы «Ермак», «Ленин», «Вячеслав Каганович».

В марте 1955 года лодка была выведена из состава ВМФ, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию  (ПЗС-57).

В январе 1959 года исключена из списков судов ВМФ, сдана в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.           

В ноябре 1957 года все подводные лодки типа «С» — IХ-бис, к которому относился и «Пензенский комсомолец», были выведены из боевого состава и отправлены на демонтаж и  на смену старым подводным лодкам довоенной постройки пришли новые дизельные и атомные и подводные корабли с новейшей ракетной техникой.

Николай Шмаков   https://journal.morpolit.ru/podvodnaya- … omsomolec/

Отредактировано Легошина Валентина (2025-11-28 18:14:33)

0