52-й отдельный батальон воздушного наблюдения и оповещения связи
http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perec … 11_03.html
Соединения, части и подразделения войск ПВО страны, входившие в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
52 батальон ВНОС. Периоды вхождения в действующую армию: 22.6.41-14.10.41, 16.8.44-9.5.45
из воспоминаний Лесновской (в девич. Шаровой) Ольги Ивановны http://www.polkmoskva.ru/people/1035616/ :
<...>16 апреля 1942 года я добровольно ушла в Красную Армию, в 52 отдельный батальон Воздушного Наблюдения Оповещения и Связи.
Все мужчины этого батальона отправлены были непосредственно на фронт, а вместо них на Восточный фронт ПВО были призваны девушки из Пензы и Пензенской области.
Это был один из 250 комсомольских призывов в Красную Армию. Меня избрали комсоргом второй роты – комсомолок было в роте свыше 150ти человек и кроме того я служила дежурной по роте связи. Мне присвоили звание зам. Политрука (4 треугольника и звездочка на рукаве), а когда всем политработникам присвоили строевой звание, мне присвоили звание старшего сержанта.
И хотя фронт наш назывался Восточным фронтом ПВО, самолеты фашистов пытались прорваться к Куйбышеву, Челябинску и другим промышленным центрам. Служба на постах была трудной – пять человек девушек, один начальник и четыре бойца должны были нести два круглосуточных поста у телефона в землянке и на площадке с нанесенными на ней градусами.
Посты были расположены с севера на юг так, чтобы если летели вражеские самолеты, то один пост слышал гул мотора, другой видел силуэты самолетов, а следующий мог видеть фашистские самолеты. Для определения самолетов на посту был специальный альбом. Надо учесть, что нужно было ездить за продуктами, стирать и т.п. Когда летел самолет врага или наш надо было немедленно определить их направление на площадке, передать телефонисту, а тот должен срочно сообщить эти данные на ротный командный пункт, а тот на батальонный и зенитной артиллерии и на ближайший аэродром.
В любую погоду девчата несли эту нелегкую службу. Иногда фашисты засекали посты и пытались их уничтожить. Не все выдержали такой ратный труд, некоторые предпочитали расстаться с жизнью. Но наш батальон и наша вторая рота со своими воинскими обязанностями справлялась хорошо. Меня наградили грамотой Командующего Восточным фронтом ПВО – «Девушке Богатырю».
Когда немцев разгромили под Сталинградом наш 52 отдельный батальон Воздушного наблюдения оповещения и связи в июле 1943 года был направлен в действующую Армию на Ленинградский фронт. И наша рота девчат с полной выкладкой, с оружием, пешком прошли от Пскова до Тарту. В это время шли ожесточенные бои за Тарту, а нашему ротному командному пункту было уже дано задание, где мы должны были нести свою службу. Две недели ожесточенных боев нелегко пережить. Во дворе нашего дома стояли «Катюши» (реактивные установки) и немцы стреляли из пушек в «Катюши», а «Катюши» в немцев, мы как могли помогали бойцам «Катюш».
Когда этот кошмар кончился, линии связи все были разрушены, посты надо было распределять восстанавливать связь. А ведь в лесах бродили группы немцев и местных фашистов. Решили восстанавливать столбы и по ним тянуть линии связи. И вот наш взвод управления начал укреплять столбы. Затем с помощь «кошек» влезали на столб и блоком натягивали линию. Однажды я стояла на столбе и укрепляла на траверзе провод и вдруг летит фашистский самолет, я слетела со столба, руку поранила номером. Мимо ехала машина, из нее вышел майор, снял фуражку и сказал: «Дорогие мои, простите нас, что вы вынуждены делать мужскую работу!».
Мы восстановили 30 км линий связи от Тарту до Эльвы.
Трудности были большие, располагая посты мы встречали сопротивление местных фашистов, они нападали на посты, нередко даже наши девочки погибали. Но были и герои: так пост младшего сержанта Севастиной Ани в течение двух с половиной суток оборонялся от фашистов, пока не подошло подкрепление. В общем, конечно, особого героизма мы не проявили, но ведь без солдата, пусть с одной медалью или без, не могло быть победы. Меня опять наградили грамотой ЦК ВЛКСМ.
Вот фильм «А зори здесь тихие» это как будто о моих девчатах. Ведь у нас командиры взводов, комсорги батальона были женщины, а мужчины командир батальона, начальник штаба, заместитель по политчасти, командир роты, старшина роты и еще двое пожилых солдат (4 роты по 150 человек).
Отредактировано простомария (2018-10-22 08:23:25)