Здравствуйте!
История завода ГРАЗ. Часть 1.
Хотим Вас познакомить с историей нашего предприятия. История у нас большая, буквально через пару месяцев мы будем отмечать 80 лет! А пока, вспомним, с чего все начиналось... https://vk.com/wall-165348203_264
Гра́бовский автомобильный завод (официальное сокращённое наименование — АО Завод «ГРАЗ») — промышленное предприятие в России. Другие наименования завода: 1941—1946 — ЗСА «Продмаш», 1946—1962 — «Грабовский мехзавод», 1962—2019 — «Грабовский завод специализированных автомобилей».
ГРАЗ выпускает специальные автомобили для перевозки и временного хранения нефтепродуктов. Завод расположен в Грабово Бессоновского района Пензенской области. Предприятие создано на базе эвакуированного завода имени Воровского.
Основание предприятия.
В 1941 году в первые дни после начала Великой Отечественной войны в посёлок Пензенской области был эвакуирован завод имени Воровского из Мелитополя. В том же году на его основе начало работать новое предприятие: Завод специализированных автомобилей (ЗСА) «Продмаш». Завод выпускал комплектующие для миномётных и бензоперекачивающих установок, запасные части топливозаправщиков, дегазационные машины для обработки местности. https://ru.wikipedia.org/wiki/Грабовски … ьный_завод
История завода.
Торговая марка «ГРАЗ» известна на рынке специализированной автотехники с 1941 года. Благодаря богатому опыту в конструировании и выпуске исключительно топливозаправочной техники, бензовозы ГРАЗ являются одним из лидеров своей отрасли среди отечественных производителей
Октябрь 1941 года.
Под эгидой Наркомата минометного вооружения на базе завода им. Воровского, эвакуированного из Мелитополя в первые дни войны, в селе Грабово Бессоновского района основан завод специализированных автомобилей, названный «Продмаш». Основной задачей завода, был выпуск комплектующих для минометов, отдельных узлов бензоперекачивающих установок, запчастей для топливозаправщиков, выпуск машин для дегазации местности.
1946 год.
Завод полностью уничтожен пожаром. После восстановления он был назван «Грабовским механическим» и переориентирован на выпуск строительных механизмов, виброплощадок и транспортных средств для перевозки стройматериалов.
1949 год.
Изменен основной профиль завода. Теперь он выпускает противопожарную технику. Помимо нее на заводе производили цистерны для транспортировки молока на шасси ГАЗ-51, топливовозы на шасси ЗиС-150 (ЗиЛ-164), сельскохозяйственные топливозаправщики ОЗ-1664, устанавливаемые, как и молоковозы, на «Газоне».
1960-е.
В конце 60-х окончательно определился основной профиль завода — производство топливозаправочной техники. В жизни завода закончилась целая эпоха по производству пожарных машин, молоковозов для сельского хозяйства, другой малогабаритной продукции. Завод приобрел название «Грабовский завод специализированных автомобилей» и увеличил выпуск продукции в десятки раз. Ежегодно для народного хозяйства предприятие выпускало в среднем шесть тысяч автомобилей и прицепов. Серийные модели собирались на конвейере. Модель ПЦ-5,6-817 на 5600 л приняла на вооружение Советская Армия. На заводе была введена военная приемка. Главными вехами развития предприятия от деревянных цехов до современных корпусов была генеральная реконструкция конца 60-х и качественно новый подъем начала 90-х годов, когда по требованию времени завод от 10 основных моделей перешел на выпуск более 100 изделий.
2000-е.
Завод переименован в «Грабовский автомобильный завод» (ГРАЗ)
Источник: https://graz.ru/about/history/
ОАО «Завод ГРАЗ» (Грабовский автомобильный завод).
История предприятия началась в сложное время – в октябре 1941 г. Тогда на базе эвакуированного украинского завода им. Воровского в селе Грабово Пензенской обл. было создано предприятие, которое выпускало комплектующие для минометов, запчасти для топливозаправщиков, а также машины для дегазации местности.
Молоко и минометы. См. : https://zavodfoto.livejournal.com/733781.html
Научно-исследовательская работа. Тема: «Судьба эвакуированных в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. заводов на территорию Пензенской области на примере предприятия АО «Завод ГрАЗ».
Автор работы: Ларионов Сергей, обучающийся 11 класса МБОУ СОШ №2 с. Грабово им. Героя России С.В. Кустова Бессоновского района Пензенской области.
Руководитель: Гуськов Евгений Алексеевич, учитель географии и истории МБОУ СОШ №2 с. Грабово им. Героя России С.В. Кустова Бессоновского района.
Говоря о Победе, чаще всего вспоминают бойцов, сражавшихся в самом пекле войны — на передовой. Но и те, кто трудился в тылу, совершили не меньший подвиг. Тысячи людей от мала до велика в тяжелейших условиях круглосуточно работали по всей стране — их руками ковалось оружие Победы. Достойный вклад в разгром немецко-фашистских внесли работники тыла Пензенской области, обеспечивая Советскую армию боеприпасами, снаряжением, продовольствием, воинскими формированиями, медицинским обслуживанием. Из региона на фронт отправлялись установки реактивных минометов, боеприпасы, шинельное сукно, валенки, лыжи.
В исследовательском материале раскрываются предпосылки развитию мощной производственной базы региона на примере территории населенного пункта Грабово Пензенской области. На основе воспоминаний жителей села, документальных свидетельств из архивных фондов, находящихся в свободном доступе, и литературных источников изучен ход уникальной операции, аналогов которой не знала история СССР: чтобы сохранить промышленность в условиях войны, тысячи заводов были эвакуированы с линии фронта, что позволило сохранить материальную базу; стало одним из основных факторов, обеспечивших не только победу в войне, но и дальнейшего развития территории. Около 50 промышленных предприятий, в том числе 13 машиностроительных заводов, прибывших из Москвы, Ленинграда, Орла, Курска, Калинина, с Украины и Белоруссии, были размещены на территории области.
Содержание работы отражает историю эвакуации одного из крупнейших оборонных предприятий Украины- Машиностроительного завода имени В.В. Воровского из г. Мелитополь Запорожской области в с. Грабово Пензенской области и его градообразующую роль в наши дни.
Такого масштабного перемещения трети населения страны и почти половины ее технологических ресурсов не знало ни одно другое государство, участвовавшее во Второй мировой войне. И при всех колоссальных масштабах такого «переселения народов» все эвакуированные люди и предприятия в кратчайшее время приступили к делу и не просто наладили производство военной продукции, а обеспечили его непрерывный рост, который в итоге и стал важнейшим залогом Победы.
В ходе работы над исследованием удалось обнаружить немного литературных источников по проблемам, связанным с эвакуацией промышленности и населения. Здесь наибольший интерес представляют сборники - "Гвардия тыла", "Эшелоны идут на Восток", "Кузница победы", воспоминания А.С. Яковлева и Г.К. Жукова и некоторые др. Так, в сборнике "Гвардия тыла" интересными воспоминаниями об эвакуации Запорожской группы металлургических заводов делится А.Г. Шереметьев, бывший в 1941г. заместителем наркома черной металлургии и уполномоченным ГКО и Совета по эвакуации. Автор отмечает, что эвакуация предприятий этой группы была предусмотрена задолго до возникновения непосредственной угрозы потери Запорожья.
Ряшин Ю.Т. в своей монографии «Грабовские затеси» рассматривает исторический ход эвакуации предприятия «Продмаш» по воспоминаниям ветеранов завода, жителей села Грабово.
Статистические данные, значащиеся в работе, заимствованы из фондов Бессоновского районного краеведческого музея и фондов портала «Никто не забыт, ничто не забыто. Всенародная Книга памяти Пензенской области».
Цель работы: изучение истории становления предприятия - ОАО«Завод ГрАЗ» (Грабовский автомобильный завод) и его градообразующей роли в разрезе XX-XXI вв.
Глава 1. Предпосылки и ход эвакуации предприятия в военное время.
Вячеслав Степанович Годин — советский и российский историк-краевед, архивист, в своей книге "Память. Пензенская область". Том Х(дополнительный) отмечает, что с первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Пензенская область начала трудиться по-фронтовому. Все понимали, что фронту нужны оружие и снаряжение, боеприпасы и продукты. И тыл призван был дать все это.
Постановлением Центрального комитета ВКП(б) и Совнаркома на третий день войны, 24 июня, был создан Совет по эвакуации. Через три дня появился и документ, определявший как, куда и кого вывозить и в каком порядке это необходимо делать. Это было постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». А 5 июля появилось специальное постановление «О порядке эвакуации населения в военное время».
В Пензенскую область стали прибывать из западных районов страны предприятия с оборудованием и людьми. В 1941-1942 гг. в область эвакуировано около 50 промышленных предприятий, в том числе 13 машиностроительных заводов, прибывших из Москвы, Ленинграда, Орла, Курска, Калинина, с Украины и Белоруссии. Они были размещены в Пензе, Кузнецке, Н. Ломове, Никольске, Каменке, Грабове, Бессоновке. На их базе возникли «Пензмашзавод», «Пензтекстильмаш», «Кузтекстильмаш», «Белинсксельмаш». Прибывшие вместе с местными жителями устанавливали оборудование и станки, порой под открытым небом, в холодных и неприспособленных помещениях.
Но почему именно в наш регион было решено эвакуировать такое количество людей и важнейшие промышленные предприятия? Ведь линия фронта была не так уж и далеко... Пензенская область была выбрана не случайно. Вячеслав Власов- пензенский учёный, педагог, кандидат исторических наук, в статье « За линией фронта. Как Пенза в годы войны стала эвакоцентром», опубликованной на страницах еженедельника "Аргументы и Факты" № 25. «АиФ-Пенза» 20/06/2018, выделяет несколько для этого предпосылок, и я соглашаюсь с ним.
Первая связана с тем, что в 1874 году через Пензу проложили железную дорогу - Моршанско-Сызранскую. А через 20 лет пустили еще два направления - на Ртищево и на Рузаевку. Таким образом, уже в XIX веке Пенза стала городом - крупным железнодорожным узлом, который приобретал особое значение в годы войны. Так было и во время Первой мировой, и во время Великой Отечественной.
По данным архивов Бессоновского районного краеведческого музея 16 декабря 1895 г. открылось движение на участке Пенза — Рузаевка Московско-Казанской железной дороги, а в селе Грабово была организована железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги на линии Пенза— Рузаевка. Принимая во внимания тот факт, что технологическое оборудование эвакуированных заводов с западных областей страны и специалисты- монтажники транспортировались посредством железнодорожных путей сообщения, двигаясь в эшелонах, следовательно, Грабово в полной мере могло пасть в поле зрения Совета по эвакуации как площадка для размещения промышленных предприятий.
Вторая причина - довольно близкое расположение фронтовых линий (Москва, Сталинград, Воронеж). Третья связана с наличием у нас необходимой инфраструктуры, позволяющей быстро развернуть эвакуированное производство, разместить госпитали, театры, музеи, школы и детсады.
На территории села Грабово на левом берегу реки Суры, вблизи железной дороги, в 1912 году было построено здание Грабовского крахмального завода помещиком А.М. Устиновым. Завод имел выгодное экономико-географическое положение за счет транспортной доступности и наличия помещений. До начала войны Пенза не была крупным индустриальным центром, а в селе Грабово (по данным архивов Бессоновского районного краеведческого музея на сентябрь 1941 года) проживало вместе с детьми около трехсот человек.
Изучая список предприятий, организаций и учреждений, эвакуированных в Пензенскую область из Западных районов СССР в период Великой Отечественной войны, сформированный на основе данных Госархива Пензенской области и размещенный на информационном портале «Никто не забыт, ничто не забыто. Всенародная Книга памяти Пензенской области, определено, что на территорию крахмального завода станции Грабово в октябре 1941 года под эгидой Наркомата минометного вооружения были эвакуированы из г. Мелитополь Запорожской области производственные мощности машиностроительного завода имени В.В. Воровского.
«- Ну что ж, - после паузы сказал народный комиссар миномётного вооружения СССР Пётр Иванович Паршин,
- вы, Фёдор Фёдорович (Ф.Ф. Штарёв, главный инженер завода машиностроительного завода им. В.В. Воровского- прим. авторов) займётесь эвакуацией завода под Пензу, на станцию Грабово, - и, подойдя к карте, он показал отмеченное на ней звездой место.Надо эвакуировать около сотни станков, в том числе четыре пресса, один из них стотонник, - начал доклад И.И. Соколов (Иван Ильич Соколов, директор завода машиностроительного завода им. В.В.Воровского- прим. авторов). –Учитывая эвакуацию материалов, измерительного и другого оборудования мы считаем, что нам надо семь-восемь железнодорожных составов. Сколько осталось на заводе- трудно сказать: город постоянно бомбят. Люди уходят на фронт.
-Остановить их трудно, но надо, -вздохнул нарком,- под завод отводятся площади Грабовского крахмального комбината. В Вашем распоряжении около трех тысяч квадратных метров площадей. Больше полсотни станков там и не разместить. Для эвакуации выделяются три железнодорожных состава. Грузить все только самое необходимое. Брать только квалифицированных рабочих.…
-Будем выпускать бензозаправщики, минные защитники, установки для реактивных снарядов М -30, детали для минометов, авиабомбы. План доведем на ноябрь и декабрь…»
Из докладной записки запорожского обкома КП(б)У и исполкома областного совета депутатов трудящихся в ЦК ВКП(б), ЦК КП(б)У, совнаркому СССР и совнаркому УССР об эвакуации промышленности и сельского хозяйства из Запорожской области 3 октября 1941 г.
«…По городу Мелитополю. С машиностроительного завода им. Воровского полностью вывезено оборудование, готовая продукция, полуфабрикаты, энергетическое хозяйство, разные материалы. По этой группе предприятий остался не вывезенным чугун в слитках, металлический лом». Тремя железнодорожными составами было привезено 45 единиц
оборудования и 280 человек (в т.ч. 96-квалифицированных рабочих).»Датой создания нового предприятия полагается считать дату издания приказа Народного Комиссара общего машиностроения Союза ССР от 06 октября 1941 года... Далее:
Управление образования Бессоновского района Пензенской области. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Грабово имени Героя Российской Федерации С.В. Кустова (МБОУ СОШ №2 с. Грабово им. Героя России С.В. Кустова). -- Примечание. Ссылка не работает !
Грабовский автомобильный завод.
Основан в октябре 1941 года на базе эвакуированного из Мелитополя завода им. В.В. Воровского. Получил название "Продмаш". Выпускал комплектующие для миномётов, бензоперекачивающие станции, топливозаправщики, дегазационные машины. После пожара 1946 года восстановлен и переименован в Грабовский механический завод. В 1949 году преобразован в завод противопожарного оборудования, освоен выпуск пожарных автомобилей на базе ГАЗ-51. Выпускались также цистерны различного назначения. В 1967 году переименован в завод спецавтомобилей.
С 1992 года акционерное общество. Выпускает цистерны на шасси ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ, Урал, прицепы и полуприцепы. В 2004 году переименован в Грабовский автомобильный завод. Пензенская обл., Бессоновский р-н, с. Грабово. http://graz.ru/ https://foto-avto.narod.ru/graz.htm
ГРАЗ. Фабрика сухопутных танкеров | Журнал.
Грабовский автомобильный завод, сокращенно ГРАЗ – один из немногих, кто даже в кризис не сбавляет темпов развития. Читать ещё. https://st-kt.ru/articles/graz-fabrika- … h-tankerov