Здравствуйте!
Бессоновский компрессорный завод отмечает юбилей.
В 2021 году Бессоновскому компрессорному заводу исполняется 80 лет.
В шестидесяти километрах от города Тулы на железнодорожной и автомагистрали Москва-Харьков находился небольшой городок Плавск. В первые годы пятилетки там был построен завод продовольственного машиностроения «Смычки» по выпуску промышленных сепараторов и ленточных подъёмников. Завод имел спеццех. Он в то время входил в Наркомат общего машиностроения. Шёл июнь 1941 года. Началась Великая Отечественная война. Фашистские войска приближались к Тульской области.
«Смычки» переехали в Бессоновку.
В сентябре 1941 года был получен приказ демонтировать оборудование завода, погрузить на платформы и эвакуировать на Урал, в г. Свердловск. Два эшелона были погружены в начале октября, а третий – 24 октября 1941 года. А 26 октября 1941 года Плавск был занят немцами, поэтому не всё успели демонтировать и отправить.
Два эшелона оборудования благополучно прибыли на Урал, в г. Свердловск, вместе с рабочими, ИТР и их семьями. Третий эшелон с сопровождавшими людьми прибыл в Пензу и застрял на запасных путях, так как все железнодорожные пути на Восток были забиты эшелонами.
Поскольку все подходящие промышленные здания были уже заняты, то нужно было срочно найти здание для третьего эшелона. Бывший директор завода «Смычка» прибыл на первую станцию от города в северном направлении «Бессоновка», и здесь ему предложили здание крахмального завода, который располагался в каменных зданиях. Эшелон с оборудованием и людьми 5 ноября 1941 года был из Пензы подан на станцию Бессоновка – на ветку, идущую на реку Сура (карьер). С этого момента началось становление Бессоновского Компрессорного завода.
Село Бессоновка в то время было районным центром. Райком партии и райисполком расселили людей по избам на ближайших улицах к заводу.
С целью ускорения пуска завода оборудование крахмального завода было демонтировано и выброшено. Трудно, а главное, продолжительно было вручную, зубилом и кувалдой разбивать толстостенные, из крепкого бетона стенки чанов и перегородок. Это затянулось до 15 января 1942 года.
В это время в Бессоновке формировался 5-й учебный автополк. Командир автополка дал на время гусеничный трактор. Были изготовлены из брё-вен большие тракторные сани, и на них переправляли всё оборудование с ж/д путей на завод.
В первую очередь была подготовлена площадь инструментального цеха и установлены станки, которые по счастливой случайности оказались в эшелоне, прибывшем в Бессоновку. Станки были самые разнообразные: токарные, револьверные, фрезерные, строгальные, расточные, зуборезные, плоско и кругошлифовальные, ножницы, сварочные аппараты и другие.
На Пензенских заводах скопилось много эвакуированных станков. Первый токарный станок был пущен 28 декабря 1941 года на территории инструментального цеха, и началось изготовление оснастки для механосборочного цеха.
Первые станки на механическом участке пустили 15 января 1942 года. Оборудования скопилось много, проходы между станками были узкие, и было очень тесно. В Бессоновке не было электричества. На крахмальном комбинате имелся дизель в 65 лошадиных сил. Помещение дизельной станции – в середине здания завода. Все станки приводились в движение от трансмиссионных валов. Освещался завод от маленького генератора постоянного тока, который вращался ременной передачей от дизеля. Вскоре установили стационарный дизель в 100 л.с., который работал до 1954 года, до появления электричества в Бессоновке.
Представители Наркомата 20-22 ноября были на заводе и, посовещавшись с руководством завода, решили, что имеются возможности в короткий срок создать жизнеспособный завод по изготовлению оборонной продукции.
В режиме военного времени.
Днём создания завода нужно считать 24 ноября 1941 года. Это дата издания Приказа Наркомата об организации завода.
Так как завод оказался в системе Наркомата миномётного вооружения, он получил заказ на изготовление частей минометов.
Завод изготавливал десятками тысяч трубки взрывателя С-2, корпуса М-8, пиропистолеты к реактивным миномётам «Катюша», сердечники, ударники и ещё много наименований деталей для военных боеприпасов.
Летом 1942 года Наркомат предложил изготовить несколько сотен операционных упрощённых токарных станков для механической обработки мин и мелких снарядов, которые были нужны пензенским заводам.
Литьё передних бабок и суппортов завод получал с Пензенского велосипедного завода. С этим заказом завод справился в короткие сроки.
В конце 1942 года на станцию Бессоновка прибыл крытый вагон. В нём оказалась техническая документация на детали, литьё и заготовки компрессоров КВД-М. Как потом выяснилось, вагон пришёл из Одессы, с завода холодильных машин. Одновременно пришло указание Наркомата о срочном налаживании производства этих компрессоров, необходимых для морских военных катеров (торпедных морских охотников). Приводом был бензиновый двигатель Л-6, который начали получать с Ульяновского завода малолитражных двигателей. Из прибывших в вагоне готовых деталей удалось собрать только 13 компрессоров КВД-М. Причём 7 штук выпущено в 1942 году, а 6 – в начале 1943 года. Все 13 компрессоров были собраны, испытаны и отгружены на базу Военно-Морского Флота в г. Архангельск.
Для серийного производства нужно было чугунное, бронзовое и алюминиевое литьё. Данное литьё в г. Пенза разместить не удалось, поэтому с огромными затратами и усилием пришлось создавать свой литейный цех. Своих специалистов по литейному делу не было, поэтому в июне 1943 года с Пензенского арматурного завода на постоянную работу был направлен в Бессоновку очень опытный мастер-литейщик, эвакуированный с Сумского машиностроительного завода (Украина), Иван Прокофьевич Чишко.
Литейный цех был размещён в кирпичном помещении, примкнувшем к основному зданию с восточной стороны, около реки Суры.
Первая плавка состоялась 7 июля 1943 года. Это был знаменательный день для завода. С пуском литейного цеха завод стал способен изготовлять любые детали для компрессоров КВД-М. Базам Военно-Морского Флота было отгружено в 1943 г. – 73 штуки, в 1944-ом – 82, в 1945 г. – 105 компрессоров, то есть сколько требовалось ВМФ.
В 1943 году заводу было поручено освоить выпуск необходимых ВМФ водолазных компрессоров ВК-25. Они раньше не изготавливались, их проект был только закончен. Приехал на завод специалист, который проектировал данный компрессор, а также следить за подготовкой производства приехал и военпред, который не пропускал ни малейших отклонений от проекта.
Поскольку водолазные компрессоры ВК-25 были очень нужны для флота, правительство приняло решение в конце 1943 года о срочной реконструкции и расширении Бессоновского компрессорного завода. Проект реконструкции завода было поручено создать Институту Миномётного вооружения-1 (ИМВ-1), который располагался в здании клуба им. Кирова при Пензенском велозаводе и являлся Ленинградским гипромашем, эвакуированным в Пензу.
Процесс производства на заводе организовывался в очень трудных условиях. От крахмального завода досталась ему одна лошадь. Выделили заводу два старых полуторатонных грузовых «МОНТИ» (день работали – два на ремонте), и на ходу была всегда только одна машина. Выпросили в колхозе ещё одну лошадь. От завода до города была грунтовая дорога, по которой с трудом можно было добраться, а весной совсем нельзя было. Дорога от завода до железнодорожной линии была в низине, и зимой она заносилась снегом, а весной её заливала Сура, ежегодно затопляя всю округу и завод (до 1954 года, когда была построена насыпь до завода), и проезда не было. В 1943 году была изготовлена стальная сварная лодка грузоподъёмностью 3 тонны. На ней установили автомобильный двигатель, и все грузы в половодье доставлялись до Пензы и обратно на ней. В половодье эта лодка доплывала до города за 3-4 часа (против течения), а обратно – за 1 час. Все грузы доставлялись из Пензы, и готовая продукция завода сдавалась на станции города: Пенза-1, Пенза-2, Пенза-3 и Пенза- 4.
Люди.
Всего с Плавского завода «Смычка» было эвакуировано в Бессоновку 60 человек. В основном высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические работники, которые составили костяк будущего завода. Пришли на завод и бессоновские юноши и девушки. Их в короткие сроки обучали работать на станках. Работали по 12 часов в две смены с часовым обеденным перерывом и практически не имели выходных. Особенно доставалось инженерно-техническим работникам. Им разрешалось уходить только после того, как убеждались, что вторая смена работала нормально, что первая смена на завтра полностью подготовлена и что все вопросы решены. ИТР практически работали по 14-15 часов.
Если случалась поломка станка – это ЧП, срочно принимались все меры, чтобы быстро отремонтировать и наладить его. Если же ломался дизель заводской электростанции, то командовал директор. На заводе все работали дружно, без капризов, без уговоров. Любому работнику поручалась любая работа, невзирая на то, что это не входит в его обязанности. Все сознавали свою ответственность перед Родиной, все знали, что работают для Победы. Зимой в цехах ставили железные печки, изготовленные из бочек, но они давали мало тепла, да и топить было нечем. Дрова возили на лошадях. К зиме 1944 года удалось раздобыть небольшой паровой котёл на дизельном топливе.
Летом 1943 года рядом с заводом был построен барак из тёса, засыпанный опилками на 26 комнат. В них вселили эвакуированные семьи. В ста метрах от завода был построен спортивный комплекс (турник, шведская стенка, качели).
В годы войны брали в армию эвакуированных заводчан и бессоновских парней. На фронте погибли бессоновцы, работавшие на заводе: П.И. Сидоров, М.Я. Шульгин, А.Ф. Михотин, А.М. Шмаров, В.Д. Сдобнин, В.Д. Тюрин, Б.М. Андреев.
Часть эвакуированных работников после войны вернулись в свои вотчины, и только двое из них остались работать до конца жизни. Это Сергей Иванович Масленников, 1912 года рождения, который в начале войны работал на дизельной электростанции, и Алексей Васильевич Чичагов, который был начальником инструментального цеха, затем – начальником ОТК, с 1945 года работал начальником технического отдела, с 1954 по 1968 год – главным инженером завода, а, уйдя на пенсию, он работал в отделе главного конструктора рядовым инженером до 1986 года. В том же году он умер в возрасте 83 лет. За годы работы на заводе (а это со дня основания завода в 1941-ом и по 1986 год), обладая огромными знаниями, опытом и необыкновенной работоспособностью, он внёс большой вклад в дело становления завода.
С заботой о рабочих.
В период военного времени нужны были рабочие руки, и организация детского сада находилась под контролем администрации.
Садик был открыт в 1942 году в частном доме на улице Советская (бывшая Кривулица). Детей было всего 15 человек. Это были дети эвакуированных родителей.
В 1943 году детский садик был перенесён в другое здание – по улице Компрессорной (бывшая Куриловка). Было организованно 2 группы по 30 человек. Детский сад посещали только дети работающих на заводе.
Надо было принимать меры по обеспечению питанием детсада и работников завода. На основании этого был создан отдел рабочего снабжения (ОРС) в январе 1942 года. В системе ОРСа были созданы столовая и магазин. Весной 1942 года ОРСу выдали землю, на которой высадили овощи. Пахали землю лошадьми и на быках. В ОРСе был свой агроном. Работали зимой 10-12 человек, а летом – 30-40. В страду помогали работники завода, вспомогательные рабочие и служащие.
Было на заводе стадо до 100 голов свиней и одна корова. В столовой питались работники завода. Хлеб и крупы работающие, как и все население, получали по карточкам. ОРС просуществовал до 1947 года. Дополнительное питание было неоценимым подспорьем и давало возможность работать с полной отдачей сил.
Послевоенные годы.
В октябре 1946 года директор завода товарищ Дубовой совместно с механиком Ефимовым и мастером механического цеха А.А. Андреевым были командированы в западную Германию для руководства демонтажем металлоконструкций (колонны, подкрановые пути перекрытия и пр.) и отгрузки в нашу страну. Всё это предназначалось для строительства Пензенского компрессорного завода, а Бессоновский компрессорный завод должен быть переведён в Пензу. Фактически ПКЗ начал создавать Бессоновский компрессорный завод, поэтому летом 1947 года наш завод был переименован в Пензенский компрессорный завод. Когда был закончен его проект и подобраны кадры, наш завод был оставлен и опять стал Бессоновским компрессорным заводом. Это было в декабре 1949 г.
Металлоконструкциями из Германии была завалена вся территория станции Пенза-4. Из них был построен Пензенский компрессорный завод, позднее – Пензхиммаш. В послевоенные годы по 1947 год важен был выпуск военной продукции. Цены на продукцию устанавливались случайно, без учёта себестоимости и выпускалась продукция себе в убыток. Зарплаты были невелики: у директора – 125 руб.; у начальников цехов – 79-98 руб.; у подсобных рабочих – 25-30 руб.
А цены на продовольствие были высокими: ведро картошки стоило 15-20 руб.; литр молока – 4-5 руб. Спасались продовольственным пайком, который получали по карточкам. И так продолжалось до денежной реформы в 1947 году. Деньги приобрели стабильную ценность. Одновременно с денежной реформой были отменены карточки на продукты питания. Хлеб вместо 800 гр. стал выдаваться по 1 буханке весом 1 килограмм.
К середине 1948 года продовольственная программа была решена. В 1948 году министерство предложило начать изготовление машин РМК-2 и РМК-3 (производительностью 3 и 6 куб.м в минуту соответственно). Производство их было эвакуировано с Сумского машзавода в город Чирчек под Ташкентом. Но там их производство толком не было налажено, и машины не давали заложенных технической документацией данных. В 1949 году к нашему заводу был сооружён пристрой, и РМК-2 и РМК-3 начали выпускать серийно. В 1949 году завод выпустил 293 шт. РМК-2. Насосы РМК-3 шли труднее, и их в 1950 году выпустили 156 шт. Производство водолазных компрессоров было передано Мелитопольскому заводу. Завод начал работать по Госплану. Начали модернизировать старые машины и создавать и осваивать новые.
С 1951 года завод начал выпуск ручных компрессоров РК-30. В 1951 году испытан опытный образец, а с 1953 года приступили к серийному выпуску, и в 1953 году было изготовлено 854 компрессора.
Работали на экспорт.
Машины РМК-2, РМК-3 и КВД-М министерство предложило поставлять на экспорт. Требования к их изготовлению были повышенные, и каждую деталь принимала созданная на заводе экспортная комиссия в составе начальника цеха, главного технолога, главного конструктора начальника ОТК под руководством главного инженера.
В 1950 году впервые был поставлен на экспорт компрессор КВД-Б (с бензиновым двигателем) в Индию. Также начали поставляться другие машины. В 1953 году было отправлено на экспорт 230 машин. Нареканий на качество никогда завод не получал. Было освоено производство компрессоров КВД-Г (горизонтальный на плите).
В 1951 году был издан первый ГОСТ 864-57, устанавливающий название и параметры на водокольцевые насосы, и РМК-2 и РМК-3 стали называться соответственно ВВН-3 и ВВН-6. Впоследствии известный на заводе рационализатор Смагин Иван Кузьмич создал водокольцевой вакуум-насос ВВН-12 производительностью 12 куб.м/мин., а далее ВВН 1-1,5 производительностью 1,5 куб.м/мин.
Уже в 1953 году номенклатура завода составляла 15 единиц выпускаемых изделий, и было выпущено компрессоров 8982 шт. и 8016 насосов. Водокольцевые машины продолжали совершенствоваться. Были созданы машины ВНН-1.5 М1 и ВВН-3, ВВН1-6, ВВН1-12М. Разработаны и освоены серийно водокольцевые компрессоры: ВК-1.5 М1, ВК-3, ВК-6, ВК-12. Постоянно улучшались их удельные показатели для того, чтобы они конкурировали на международном уровне.
Этим всем машинам был присвоен «Знак качества», и 10% всей продукции шло на экспорт. В 1991 году она поставлялась в 55 стран мира: Болгарию, Венгрию, Китай, Индию, Марокко, Румынию, Данию, Финляндию, Египет и другие.
Это требовало улучшенного изготовления продукции по качеству и эстетическому виду, специальной документации на иностранных языках – английском, немецком, испанском, французском, таблички фирменные, шильдики. Главное -надо было получить разрешение (санкцию) министерства на выпуск машин на экспорт в простом и тропическом исполнении, в зависимости от страны-аказчика, т.к к данным машинам предъявлялись особые требования: по защите деталей, упаковки, транспортировки. С этим завод успешно справлялся. Машины выглядели эффектно, что было одобрено Главхиммашем, и ни одной рекламации завод из-за рубежа не получал, а изготовлено было 1034 машины.Насос ВВН-1.5 М демонстрировался на ВДНХ, и выставочным комитетом было выдано свидетельство за №352746.
Масштабная реконструкция
Водокольцевые насосы и компрессоры выпускались в СССР только БКЗ, и спрос на них возрастал, поэтому с такими возросшими масштабами завод не мог справиться, и потребовалась масштабная реконструкция предприятия. С 1974-1976 гг. завод был сильно модернизирован: были построены новый механосборочный цех; инженерный корпус; бытовки; новая котельная; новое жильё со всеми удобствами (первый пятиэтажный дом); типовые очистные сооружения.
Данное преобразование было проведено под руководством директора завода Анатолия Григорьевича Давыдчика. Все новые мощности завода были освоены полностью. За годы 11 и 12 пятилеток сильно вырос выпуск всей номенклатуры завода: поршневые компрессоры; водокольцевые вакуум-насосы; водокольцевые компрессоры. Начали выпускаться товары народного потребления, ширпотреб: печи для сельских бань, мерные стаканчики и др.
Для выпуска сильно возросшей номенклатуры нужно было огромное количество литья, комплектующих изделий, лаки, краски и метизы, которые завод получал по кооперации со всех уголков страны.
С 1980 г. заводом ежемесячно выпускалось около 400 шт. компрессоров и 600-700 насосов различных модификаций для ВМФ, сельского хозяйства, нефтяной и химической промышленности, гостиниц союзного значения, банков и др. Для того чтобы изготовить все детали и комплектующие изделия завод не имел ни достаточных мощностей, ни возможностей.
Через министерство выделялись фонды, которые надо было заявлять и отстаивать. БКЗ ежемесячно получал чугунное литьё с Сумского чугунно-литейного завода, с Уралмаша, из Краснодара, из Рязани, Дмитровграда, Пензмаша, ПКЗ, ГАЗ, Саранска.
Литьё деталей в нержавеющем исполнении поставлялось с Молдавии (г. Кишенёв), в алюминиевом исполнении – с Пензенского завода «ВЭМ». Уплотнительные клапаны поставляла Литва (г. Укмерге), торцевые уплотнения – город Нальчик Кабардино-Балкарской Республики. А ещё на 1000 машин ежемесячно необходимы были электродвигатели разной мощности, их поставляли Ярославль, Владимир, Томск, Кемерово, Харьков и др.
Также сильно возросла номенклатура по снабжению, начиная с бензина, пиломатериала, красок, растворителей, прокладочного материала, а главное – металла: калибровки, листового железа, тяги различного диаметра для валов к насосам и многого другое. Очень много требовалось инструмента: резцы, свёрла, ключи, метчики, развёртки, штангели др. Целый инструментальный цех работал на обеспечении производства, а также ремонтный цех и цех упаковки. Основными были метизный, заготовительно-сварочный цеха и главный – механосборочный цех, где производилась, собиралась и испытывалась вся номенклатура завода.
Чтобы отопить существующие цеха и отделы завода, котельная, работая на каменном угле, не справлялась, поэтому встал вопрос о подводке газа. В Бессоновке голубого топлива не было. Его необходимо было подвести от Ухтинского трубопровода, который шёл через с. Ухтинка. Начались долгие согласования по всем инстанциям. Подвод газа на завод был разрешён с условием подключения всего населения с. Бессоновки. Трубы тянулись через всю Бессоновку, пересекли железнодорожную линию на завод (самый сложный вопрос). Этот газопровод подводился заводом под руководством директора завода В.П. Карагодина, который руководил заводом с июля 1984 г.
Сначала был газифицирован завод, потом – жилой городок завода (который уже разросся к тому времени), а затем – все жители и организации с. Бессоновки.
Были большие потребности народного хозяйства в изделиях БКЗ, большой план и огромная нагрузка на коллектив в 725 человек, с которой он с честью справлялся. Многие отмечены Благодарностями, Почётными грамотами, занесены в Книгу Почёта, а 19 человек награждены правительственными наградами. Заводской коллектив всегда был сплочённым и дружным – и в работе, и в делах, и на отдыхе. Для многих умных, талантливых и энергичных людей завод был вторым домом. На работу шли династиями, как на праздник. Было интересно работать, трудиться и жить. На глазах рос завод, и росли люди. Это была большая семья.
Языком цифр.
С января 1942 года по декабрь 1945 года заводом выпущено:
- компрессоров КВД-М (для торпедных катеров) – 267 шт.;
- компрессоров ВК-25 (водолазных) – 8 шт.;
- трубок для взрывателей С-2 – десятки тысяч;
- корпусов М-8 (пиропистолетов для реактивных минометов «Катюша» – десятки тысяч;
- токарных станков для обработки корпусов мин и снарядов – несколько десятков.
Факты.
За годы существования завода, с учётом вновь изготовляемых и снимаемых с производства изделий, выпущено 59 наименований компрессоров и насосов.
Для сравнения:
- с 1951-1955 гг. выпуск составил 9906 ед. продукции;
- с 1966-1970 гг. – 32699 ед. продукции;
- с 1971-1975 гг. – 36884 ед. продукции;
- с 1986-1990 гг. – 61646 компрессоров и насосов.
Фото: wwwgazetanasha.ru. Источник: Газета Наша газета - Бессоновские известия. https://penza.bezformata.com/listnews/b … d/92234263 :
Государственный архив Пензенской области. Краткий справочник. 2001
Часть II. ФОНДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРИОДА ПОСЛЕ 1917 ГОДА.
Раздел VIII. УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ТЯЖЕЛАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
Бессоновский компрессорный завод
Ф.р-1274, 1 оп., 1942 - 1945, 1948 - 1983 гг., 1021 д.
© 2024 "Федеральное архивное агентство" http://guides.eastview.com/browse/gbfon … _id=148685