Пензенский Герой Басулин стал олицетворением летчика-аса на страницах газеты «Правда».
«...Смелый, отважный летчик-истребитель, отлично владеет техникой пилотирования самолета и умело применяет свою боевую выучку в воздушном бою», — так характеризовал пензенского Героя Евгения Басулина командир 235-й истребительной авиационной Сталинградской дивизии Герой Советского Союза генерал-майор авиации И.А. Лакеев.
18 января 1943 года в газете «Правда» была опубликована фотография Басулина на фоне сбитых им немецких самолетов. Надпись гласила: «Район Сталинграда. Летчик-истребитель старший лейтенант Е.Д. Басулин, сбивший в один день шесть транспортных немецких самолетов Ю-52».
6 августа 1943 года газета «Правда» опубликовала о Басулине большой очерк, где была ярко показана его отвага в борьбе с врагом. Поведав о его подвигах на фронтах Великой Отечественной, газета поставила воина в пример как мужественного бойца-коммуниста, патриота своей Родины. Герой Советского Союза Басулин стал олицетворением советского воздушного аса. Таким он и был до последнего дня войны.
До войны жизнь будущего Героя Советского Союза была не менее насыщена. Он родился 3 октября 1917 года в селе Вазерки, ныне Бессоновского района Пензенской области, в семье крестьянина. Семья была очень дружной. Кроме Жени в семье было еще два сына, Николай и Борис.
В 1918 году Басулины переехали в Пензу. В 1924 году Женя поступил учиться в среднюю школу №4, ученик которой Максим Кожеуров в 2013 году посвятил прославленному земляку презентацию с подробным описанием его жизни и подвига:
" Успеваемость у Евгения была всегда хорошей. Много времени он отдавал спорту, чтению книг, рисованию, общению с природой, которую трогательно любил и оберегал», — вспоминала мать Евгения Мария Федоровна.
После окончания школы в 1932 году Басулин поступил в механический техникум. Написал заявление и в аэроклуб. Окончив два курса в 1935 году, он поступает в третью авиашколу имени Климента Ворошилова в Оренбурге. Ведь Евгений с детства мечтал стать военным летчиком.
Все домашние считали, что в училище примут старшего Николая: «Я была уверена, что Женю в летчики не возьмут, так как рос он на вид слабеньким парнишкой, был худощав и не так широк в плечах», — вспоминала Мария Федоровна.
Но получилось наоборот. Женя много занимался в аэроклубе, вставал с восходом солнца, чтобы до начала занятий «налетать» часы на планере. В выходные дни пропадал на аэродроме, в мастерских, ремонтировал старенькие фанерно-перкалевые «уточки». Он много времени посвящал общефизической подготовке, увлекался футболом, а вечером готовился к занятиям в училище и много читал. Упорного, настойчивого Евгения, который не переставал тренировать свое тело и приобретать необходимые знания, приняли в авиационное училище.
В феврале 1939 года Евгений окончил Оренбургскую школу на И-15 только с одной отметкой — «хорошо», остальные отметки — «отлично». Ему было присвоено звание лейтенанта, и он был назначен летчиком-инструктором первого отряда 5 АЭ 1 ЧВАУ. Работал инструктором до 1942 года.
Дважды подавал Евгений рапорт об отправке его в действующую авиацию, но получал отказ. Еще с большей энергией брался тогда Евгений за работу с новой группой курсантов. Обладая хорошими организаторскими способностями, умением просто и доходчиво передавать свои знания, он вкладывал в дело всю свою душу. Сам летел много и отлично, учил этому и своих питомцев. Часами просиживал за изучением документов по описанию боевого опыта советской авиации, изучал инструкции по новой технике. В свободное время занимался спортом, совершал длительные походы, участвовал в самодеятельности.
Многие инструкторы ушли на фронт, а Басулин оставался в училище и завидовал уезжавшим. Ему присвоили звание старшего лейтенанта и назначили командиром авиаэскадрильи. Евгений получил предписание явиться на один из аэродромов Поволжья для формирования своей эскадрильи.
С 15 октября 1942 года — на фронтах Великой Отечественной. Командир эскадрильи 239 истребительного авиационного полка 235 истребительной дивизии второй воздушной армии Воронежского фронта
Пребывая на Сталинградском фронте с 11 декабря 1942 года, находясь на земле, Басулин заметил группу из 16 самолетов противника типа «Ю-52», следовавших в район Сталинграда. Басулин, не теряя времени, сел в самолет «ЛА-5» не своей части, в весьма плохих метеоусловиях, взлетел, вступил в бой и смертельными атаками сбил два «Юнкерса» и один посадил в районе Больших Чапурников, экипаж вражеского самолета был взят в плен, сам Басулин благополучно сел на свой аэродром. В летной книжке и в журнале боевых действий авиаполка появились записи:
«В одиночном бою старший лейтенант Басулин сбил один «Ю-88», один «Ю-52» и один «Ю-52» вместе с экипажем и грузом посадил на свой аэродром»
Басулин наставлял своих подчиненных, что бой должен быть стремительным. Он отлично сочетал риск, дерзость с твердым расчетом и мастерством. Поэтому в одном воздушном бою иногда сбивал сразу по два самолета.
Однажды эскадрилья капитана Басулина прикрывала наступление наземных войск. Немцы выслали свою авиацию, чтобы остановить продвижение советских войск, прижать их к земле и уничтожить. Свой самолет Басулин вел на высоте 5 тыс. метров. Он первым обнаружил приближающиеся «Юнкерсы». Их было не менее 28. С первых же очередей два фашистских стервятника задымились и пошли вниз. Сбитые «Юнкерсы» взорвались на собственных бомбах. Выйдя из атаки, Басулин столкнулся с шестью истребителями «Мессершмитт — 109». Его самолет оказался «под животом» у правого ведущего. Выстрел из автоматической пушки и третий немецкий самолет камнем упал вниз. С изрешеченными плоскостями, подбитым винтом и цилиндром все же дотянул свой самолет Басулин до аэродрома.
Через неделю при построении полка командир авиадивизии по поручению командования фронта вручил личному составу ордена и медали. Евгений Басулин получил сразу два ордена — Отечественной войны за бой 11 декабря и Красной Звезды за сбитый «Ме-109». Эти две первые награды он будет называть «сталинградскими».
Как мы уже писали ранее, 18 января 1943 года в газете «Правда» была опубликована фотография Е.Д. Басулина на фоне сбитых им немецких самолетов. Надпись гласила: «Район Сталинграда. Летчик-истребитель старший лейтенант Е.Д. Басулин, сбивший в один день шесть транспортных немецких самолетов «Ю-52».
Почта на фронт поступала с опозданием, и этот номер «Правды» в авиаполку получили лишь 20 января. В разговорах уточняли, что Басулин сбил в тот день не только транспортные самолеты, но еще и бомбардировщики и один истребитель. Дело было так. Командование поставило задачу уничтожить вражеские транспортные самолеты на их собственном аэродроме. Два советских истребителя легли на боевой курс, один из них вел Басулин. Второй — майор Волов. Первой же меткой очередью он зажег «Ю-52» и в тот же момент увидел, что на него идут 18 самолетов врага. Басулин развернул свою машину и врезался в строй врага. В неравном бою нашел свою гибель второй «Юнкерс», вскоре загорелся и третий. Шесть меченых свастикой машин сбил лично в этот день Евгений Басулин и еще четыре в составе эскадрильи.
В период наступления наших войск на Белгородском направлении 3 августа 1943 года капитан Басулин, выполняя боевое задание самолетами «ЛА-5» по прикрытию своих войск, при встрече с превосходящими силами самолетов противника – бомбардировщиков и истребителей, грамотно организовал свою группу и завязал бой, в результате которого капитан лично сбил «МЕ-109Ф».
4 августа 1943 года, выполняя боевое задание по прикрытию своих наземных войск капитан Басулин с группой из шести самолетов «ЛА-5» встретил группу самолетов противника, умело организовал свою группу и вступил в бой. Группа Басулина расстроила боевые порядки самолетов противника, не давая возможности противнику бомбить передний край обороны наших войск. В этом бою Басулин сбил два самолета, из них «Ю-87», «МЕ-109Ф», а его ведомый сбил «МЕ-109Ф».
Он воевал на Калининском, Сталинградском, Южном, Юго-Западном, Северо-Кавказском и Воронежском фронтах, участвовал в Сталинградской и Курской битвах. В боях с врагами Басулин проявил себя смелым и отважным летчиком – истребителем. Все боевые задания выполнял отлично, владея техникой пилотирования и умело применяя в бою высокую свою боевую выучку, обладая при этом высоким мастерством и искусством ведения воздушного боя.
Экадрилья Басулина произвела 324 боевых вылета, сбила 24 самолета противника против трех своих потери. К августу 1943 года Басулин лично совершил 88 успешных боевых вылетов, провел 25 воздушных боев, в результате которых лично сбил 13 самолетов противника и один — в группе. Во фронтовых газетах того времени часто появлялись статьи с заголовками: «Внимание! В небе Басулин», «Басулинский натиск», «Басулинский удар». Своими боевыми действиями Басулин завоевал подлинный авторитет и всеобщую любовь всего личного состава полка. Боевые дела Басулина стали достоянием бойцов и командиров всего фронта. Учениками Басулина считали себя пилоты-орденоносцы: Герасименко, Гинзбурн, Тарянник, Резник, Козменко и многие другие.
Но вот в одном из боевых вылетов в августе 1943 года, будучи в упор обстрелян вражескими зенитками, он оказывается в госпитале с тяжелейшими ожогами и пробитым правым виском. Старания врачей увенчались успехом: герой выжил. Но на боевые задания больше не летал. Указом от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Е.Д. Басулину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда
Также Басулин награжден орденом Красной звезды, дважды орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Красного Знамени, орденом Славы первой степени, медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда».
С 1946 года капитан Басулин — в запасе. Окончив в 1948 году в Пензе совпартшколу, он работал инструктором районного политотдела, потом был переведен на работу в Ростов-на-Дону.
Е.Д. Басулин прожил после войны только двенадцать лет. Дали знать о себе фронтовые ранения. Бывший командир эскадрильи тяжело переживал, что после войны ему так и не довелось больше летать. В своем предсмертном письме он рассказал историю всей своей жизни.
Сколько же он успел за свои тридцать девять лет. Все это показано им в «Исповеди рожденного летать». Но рок жесток: под конец ему осталась болезнь и длинные, «мучительные сны», в которых он вновь видел себя за штурвалом, где ему снова приходилось прикрывать своего товарища, выводя его из-под обстрела противника.
Жизнь легендарного летчика-аса оборвалась в неполные сорок лет. Отказавшись от помощи врачей, предлагавших взять пункцию спинного мозга, Евгений Дмитриевич Басулин скончался 23 марта 1957 года в Ростове-на-Дону, там и похоронен.
Дело отца продолжил сын Геннадий, который стал кадровым офицером.
На родине Евгения Дмитриевича Басулина, в селе Бессоновка, на аллее Славы установлен бюст Герою.
В Ростове-на-Дону на могиле героя сооружен обелиск. Местные власти тщательно следят за состоянием захоронения.
К 65-летию разгрома фашистских войск под Сталинградом в Пензенском государственном областном краеведческом музее была открыта тематическая выставка «За Волгой для нас земли нет». На ней были представлены материалы пензенцев, которые участвовали в Сталинградской битве. В частности, личные вещи и документы Героя Советского Союза, командира эскадрильи истребителей 181-го Гвардейского истребительного авиаполка Евгения Басулина.
В музее школы №4 есть экспозиция, посвященная Е.Д. Басулину.
Пензенский механический техникум Постановлением Совета министров РСФСР от 28.07.1967 года №557 носит имя Евгения Дмитриевича Басулина. Перед центральным входом в колледж и в здании установлены памятники Герою.
В музее революционной боевой и трудовой славы завода имени Фрунзе есть экспозиция, размещенная в четырех залах. Отдельные комплексы посвящены Героям Советского Союза. Среди прочих есть и имя Евгения Басулина.
Крылатый богатырь.
— Севернее аэродрома, в координате «А», в направлении на Сталинград — шестнадцать «юнкерсов», — доложили с поста ВНОС на КП.
Завыла сирена — сигнал тревоги. Заурчали моторы дежурных истребителей, и они поднялись в воздух. К вылету готовилась и вторая группа. Пилоты уже бежали к самолетам, на ходу надевая парашюты. Оказавшийся на КП старший лейтенант Евгений Басулин, отдыхавший от полетов, не выдержал и обратился к командиру авиаполка:
— Разрешите и мне слетать. Фашистов много, а наших маловато. Помочь надо ребятам.
— Вы же и так вчера поработали отлично. Ну, да ладно... Взлетайте!
Евгений мигом выскочил из КП и метнулся к стоявшему неподалеку своему истребителю. Спросил механика:
— Горючее есть? Как с боеприпасами?
— Машина исправна. Горючего и боеприпасов имеется полностью, — ответил тот.
Вырулив на взлетную дорожку, Евгений прибавил газ, и послушная машина, взяв разбег, поднялась с ревом в воздух. Взмыв свечой в осеннее небо, Басулин перешел на горизонтальный полет, еще прибавил газу и быстро нагнал взлетевшие ранее его «Ла-5». Пристроившись к ним, качнул плоскостями своего «ястребка», дал понять боевым друзьям: «Я тоже с вами...».
По сигналу ведомого самолеты набрали высоту, пробили облака и увидели летевшие пониже в четком строю 16 немецких бомбардировщиков. Через минуту-две ведущий дал команду: «Атаковать!».
Читать далее: https://penza.bezformata.com/listnews/b … a/31813161 :